Вообще отличница я не совсем настоящая, нет у меня ни золотой, ни серебряной медали, ни даже свидетельства с отличием, ни уж тем более красного диплома. Но до введения десятибалльной системы количество "пятёрок" было у меня абсолютно подавляющим, а потом я училась на твёрдые восемь-девять, но не видела смысла рвать жопу на десятки. Ромашка мне сказал в классе десятом:
- Заканчивай хорошо учиться: поступишь в универ и комплекс отличницы будет мешать тебе прожигать жизнь, будешь учиться, чтоб получать непременно хорошие оценки.
Рома оказался не прав, я поступила в универ, но там меня оценки перестали волновать. Я не парилась из-за низких, слабо радовалась высоким, не переживала, если кто-то получал незаслуженную выше меня. Но комплекс отличницы всё-таки меня догнал позже. Он оказался совсем другим.
В первом классе мы все равны. Большинство умеет читать, писать печатными буквами своё имя я почему-то писала его справа налево, считать до десяти. Все одинаково себя проявляют, да и за каждым смотрят индивидуально, заглядывая из-за плеча: учат складывать-вычитать, усиленно следят за почерком. У меня, кстати, был такой крупный, что даже в 3ем классе слово Матем. с трудом влазило в дневнике в отведённую графу. То есть я не помню, чтоб в первом классе кто-то выделялся. За первые четыре года в школе становится понятно, кто всё ж таки подаёт надежды. Но таких процентов шестьдесят класса - те, кто в конце 11го не в состоянии сдать самостоятельно математику в 4ом чаще всего её ещё прекрасно догоняют. За последующие годы круг избранных сужается. Или просто делится на биологов, математиков и прочих.
Я не помню момента, когда я стала неотъемлемой частью этой группы. Просто когда-то стало само собой разумеющимся, что после "Кто знает ответ на вопрос?" я подниму руку, а ещё чуть позже - даже поднимать не буду, и так понятно, что я знаю. То есть я вошла в состояние "все знают, что я знаю". В школе нет культа активного проявления знаний здесь и сейчас, все пассивно пишут контрольные, отвечают на вопросы в конце параграфа. Я хорошо напишу пару троек контрольных, помогу товарищам, а на устных ответах меня чаще и трогать не будут, будут беречь как часть того актива, что олимпиады-конференции-конкурсы, кто "пусть отдохнёт". Шлейф тянулся за мной от учителя к учителю, от предмета к предмету. Школа-то небольшая. В итоге я тихо сидела на последней или предпоследней парте, всё знала, но никак это особо не показывала. Вот он, мой синдром отличницы.
В универе о моей замечательности никто, конечно, заранее не знал. Но ВУЗ - такое хитрое место, где выбираешь себе максимум один предмет за семестр и по нему как-то читаешь и активничаешь, потому что нравится. На остальные клал железобетонный болт; даже если знаешь, выделяться не хотелось, потому что накладно. Вообщем тупила как все.
А потом пришло то самое пресловутое потом. Где работа, самореализация и какие-то там проекты, где мало из себя что-то представлять, надо уметь это показать, и второе даже важней. Здесь никто не знает, что ты знаешь и умеешь, никто не стремится тебя хвалить, а по работе так и подавно. Тут недавно надо было писать куда-то заявку, и я с трудом смогла объяснить, почему я достаточно хороша, чтоб меня позвали.
Если бы надо было, как в Америке писать всякомуть в универ в стиле "Я крутой, я к вам хочу!" или снимать видео, я бы всё провалила. Короче, школа научила меня куче полезных штук, куда больше чем университет, но не научила себя презентовать, продавать, подавать на стол. Вот он, мой синдром отличницы.