"Мультфильмы" (глава четвёртая)

Feb 27, 2017 22:52

IV

Волшебное парение.

Мультфильмы в моём детстве снимали разные.
Были такие, знаете, холодновато-патриотические. С батальными сценами, с летящими стрелами и гарцующими всадниками - не то в стиле Палеха, не то в стиле старинных миниатюр.
Были грубо сляпанные, подчёркнуто аляповатые. С героями, словно вырезанными из древесной коры. Это был фирменный стиль Свердловской киностудии.
Среднеазиатские, чаще всего - кукольные. С барханами и девочками с чернющими глазищами…
Показывали и старые, чуть ли не сталинских времён - добротные, с реалистически прорисованными пейзажами. Персонажей там озвучивали потрясающие артисты - Вицин, Грибов, Консовский, Яншин…
Были и сделанные на западный манер. В тех же «Бременских музыкантах» - явно угадываются идеи хиппующей молодёжи. «Нам любые дОроги дорОги» - это же именно девиз хиппи, нет?

А вот один мультфильм когда-то поднял в душе восторженную волну.
Назывался он «Как грибы с горохом воевали».
Снял его в 1977-м году Иван Аксенчук. Чудесный режиссёр-мультипликатор, кстати.
Мультфильм не только стильный, изящный, а просто фонтанирующий весельем и жизнелюбием.
Белянка там неимоверно похожа на Брижит Бардо. А Мухомор - на гея-модельера.
Впрочем, не уверен, что в детстве, в семь-восемь лет, я знал, как выглядит Брижит Бардо. Не говоря уж о геях-модельерах. Но тонкий юмор, светлая ирония прекрасно воспринимались и в таком нежном возрасте.
Маленький глазастый и шустрый Валуй смахивал на какого-нибудь советского сатирика-юмориста. Мечтающего об израильской визе. Дубовик в свою очередь был типичным черносотенцем - в чёрном жилете и картузе.
А царя Гороха озвучивал Ширвиндт. И КАК озвучивал!..
Главный герой - Груздь - поёт разухабистую сермяжную песенку, широкими взмахами косы, выкашивая прекрасные цветы. Косит ясноглазый и плечистый парняга и оставляет за собой звонко-белую пустоту… Что-то в этом было такое… намекающее…
Кроме Ширвиндта в мультфильме звучат голоса Папанова, Вицина, Волынцева, Гуляевой и Невинного. Но если последние давно известны, как великолепные «озвучиватели», то изумительная работа Ширвиндта оказалась приятнейшим сюрпризом.

Отчего я вспомнил именно этот мультфильм? Пожалуй, потому, что оценил его именно в тот момент, когда что-то формировалось во мне. Скажем, отношение к юмору, к его оттенкам и к его удивительной животворящей силе...
Не только благодаря данному мультику, конечно, но и благодаря ему тоже - я осознал, как важны лёгкость и свет в шутках. Как дорого стОят лёгкость и свет в общении.
В финале Груздь и Белянка взлетают и кружатся над полем, порхают над этим удивительным ковром цветов. Сейчас у меня это ассоциируется с диалогом, где собеседники «отрываются от земли», воспаряют от радости взаимопонимания…

Впоследствии я смотрел мультфильмы детства совсем по-другому, больше вспоминая свои детские ощущения, нежели заново их испытывая.
Пожалуй, последний русский мультик, который произвёл сильное впечатление, действительно понравился - это «Путешествие муравья» Эдуарда Назарова. А потом…

Помню, в перестроечный период мне достали пригласительный билет на просмотр новых отечественных мультфильмов.
В зале, прямо за моей спиной, сидел Фёдор Хитрук, тот самый, снявший трилогию о Винни-Пухе и другие чудесные мультфильмы.
Ему уже было за семьдесят. Скрипучим, усталым голосом он тихо говорил сидевшей рядом даме (жене?):
-Хороший материал, так можно было оригинально его подать… А это что?!..
Он был прав. Мультфильмы вызывали чувство печальной растерянности. Создателям их сказать особо было нечего. Ну да, сняли… Ну да, постарались… как могли… Даже попытались сохранить что-то от прежних традиций.
Но это не завораживало, не трогало сердце.
Разница между старыми мультфильмами и этими была такой же, как между живой бабочкой и дешёвой китайской брошкой, изображающей эту бабочку…

Всё, что помнишь о мультипликации - не расскажешь. Успеешь соскучиться быстрее, чем читатель.
Потому перехожу к предпоследней главе.

монологи

Previous post Next post
Up