Глава четвёртая «Мастер-классы. Коллеги»
Никого не забыл?..
Ну, тогда о мастер-классах. Их я провожу не очень часто: тогда, когда участвую во всяких мероприятиях в «Б.П.». Это разовые встречи с людьми, так или иначе связанными с благотворительностью. Волонтёры, спонсоры, доноры - это те, с кем я иногда рисую. Что именно? Зависит от предложенной темы. Либо шаржи, либо силуэты, либо упрощённых схематичных животных.
Отношусь я к такого рода деятельности серьёзно и добросовестно провожу эти мастер-классы. И люди приходят, само собой, симпатичные, доброжелательные. Доверчиво слушают меня, очень стараются делать всё, как надо.
Искренне потом радуются своим рисункам.
Но вот в целом мастер-классы - это, конечно, скорее забава. Мимолётность и короткая вспышка. По-своему это мне нравится («блеснуть, пленить и улететь»), но по-настоящему там ни человека не узнаешь, ни вдохновишь его на творчество.
Прикрыв глаза, вспоминаю их… мастер-классы… Какие-то улыбки одни сверкают. И ещё много вырастает склонённых над листами причёсок - гладких, пышных, остро пахнущих… И вот ещё что любопытно. Рисуя, человек забывает следить за собой. Увлекается и становится каким-то невероятно беззащитным. Сразу себе представляешь, как он выглядел в детстве.
Это же я наблюдал, когда ко мне заходили порисовать мои коллеги - педагоги «Б.П.». Садятся порисовать («стресс снять») - и вдруг высвечивается, явственно проступает в их позах и лицах нечто детское, первозданное, если угодно.
Да, причёски, макияж (у нас, как и во всех заведениях, связанных с образованием, преобладают именно дамы), маникюр. Карандаш сначала держат не очень уверенно. Не только привычки нет - маникюр немного мешает. Да и манжеты не хочется пачкать…
Но скоро дама увлекается, перестаёт комплексовать из-за того, что «совсем не умеет рисовать». И вот уже у кого-то непроизвольно двигаются губы… А кто-то низко-низко склоняется к рисунку, вырисовывая микроскопическую детальку… А вот на эту поглядишь - ну да, так она и сидела ещё во втором каком-нибудь классе: опрятное, свеженькое дитя с тщательно продуманным бантом. А эта - наверняка расставляла на парте локти, увлёкшись процессом; задевала и оттесняла молчаливого соседа по парте… Эта же была вертлявой, охотно и быстро отвлекалась на любой звук, на любое движение в классе… А эта…
И характер, индивидуальность - также удивительно отражаются в самих работах. Некоторые заходили ко мне совсем редко. Другие - более или менее часто. Но всегда сквозь неуверенность в себе, сквозь некоторую неловкость (Кому же охота продемонстрировать «полную бездарность»! Дамы ведь именно этого боятся…) прорывается сущность человеческой личности.
Например, одна учительница (одна знакомая, в «Б.П.» не работает, но приезжает ко мне порисовать) больше отталкивается от логики, тщательно продумывает рисунок. Но стоит ей начать изображать маленькое живое существо - птичку, рыбку, жучка: что-то нестерпимо трогательное и умилительное появляется в этих мелких персонажах. Они у неё получаются более, чем живые. Их так и хочется полюбить!
А наш директор Ирина Павловна имеет явный талант. Причём, дарование её заключается в абсолютном понимании декоративного искусства. Лёгкость и артистизм в её орнаментоподобных работах удивительные. Собственно, её линии, её цветовые пятна, сами собой превращаются в прихотливые узоры. Думаю, из неё получился бы отличный дизайнер.
Логопед «Большой Перемены» в обучении мало нуждается. Но иногда заходит пописать акрилом. Она из тех, кто сам прекрасно знает, что ему нужно изображать. Вдохновлять её и подсказывать темы (редкий случай!) не приходится. Людмила Энверовна - абхазка. Темперамент, душевная широта, страстность, как правило, ярко проявляются в работах кавказцев. Несмотря на некоторые неточности, естественные для художника-любителя, - индивидуальное, мощное делает каждую её работу чем-то значительным. Так много чувства вложено в каждый её мазок кистью.
Я часто объясняю детям и взрослым, что всякий рисунок - это ПОСТУПОК. Что это возможность оставить о себе память. Робкие меня терпеливо слушают. И, как правило, продолжают корпеть над своим произведением, судорожно стирая каждую неправильную линию. Некоторые даже громко ахают, если у них краска потекла или рука с карандашом не вовремя дрогнула. А те, кто не боятся, те, кто способен дерзать… их и подбадривать не нужно. Только хвалить! Последнее всегда не возбраняется…
Наша юная учительница математики Вика наверняка была в школе отличницей. Прилежания её хватило бы на целый класс… Есть вот такой тип женщин. Всё у них получается, да ещё сам процесс сотворения чего-либо удивительно эстетичен. Видимо, такими были барышни из хороших семей 19-го века. Склонятся над вышивкой или акварельным рисунком - уже сердце размягчается.
Всё у неё получается, работы такие, что хоть сейчас в рамку и на стенку. Да ещё и кисточку держит так, что глаз радуется. Идеальная ученица, одним словом…
М-да, по идее, уже пора заканчивать статью.
Чем же закончить?
Отчего я так оживляюсь и радуюсь, когда узнаю, что кто-то из взрослых людей либо рисовал раньше, либо мечтает как-нибудь сесть порисовать, либо самостоятельно пробует писать красками или копировать что-то?
Ну, правда, почему???
Возможно, потому, что тогда я ощущаю, что есть нечто, связывающее меня с этим человеком. Творческое сродство, если хотите.
И потому ещё, что потенциально я могу быть полезен этому человеку. В общем, важно сознавать, что ты «потенциально полезен»…
Есть, видимо, и другие причины.
А, в принципе… Ну да, времени нет… И… слышу до отзвука в печени знакомые фразы:
-Да и вообще, какой я там художник!
-Бывают же абсолютно бездарные? Во-от это как раз мой случай…
Ну да. Талант не у всех есть.
Но интересный рисунок может сделать КАЖДЫЙ!
Если захочет.
Пожалуй, всё.