Круглый стол на тему "Актуальные проблемы развития религиозного образования и науки в Российской Федерации", организованный Российской ассоциацией защиты религиозной свободы" (РАРС), прошёл 28 марта 2018 года в Москве.
Участники круглого стола обсудили проблемы и опыт развития религиозного образования и науки в стране. В частности, вопрос о статусе теологии в системе религиозного и светского образования и науки.
Так представитель Администрации Президента РФ Третьяков Андрей Валентинович рассказал о том, как проходил процесс введения теологии в разряд научных дисциплин: "Три года ушло на то, чтобы
теология стала принятой научной дисциплиной, что осуществлялось в соответствии с распоряжением Президента. Но это не значит, что работа по развитию этой научной дисциплины закончена. Тема находится на контроле Администрации президента" - уточнил Андрей Валентинович. Он так же сообщил, что с момента введения теологии в перечень научных дисциплин, по данной специальности состоялась пока что всего лишь одна защита кандидатской диссертации.
Докладчики высказывались о создании Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), так же были выступления, касающиеся выполнения требований Рособрнадзора по лицензированию и аккредитации религиозных духовных образовательных организаций высшего образования.
Но в целом, позиции выступающих весьма рознились. Каждый пытался дать свою интерпритацию самого понятия религиозного образования. Так Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Леонидович Ковалевский сделал акцент на культурную составляющую религиозного образования, предложив развивать его "с учётом реалий современной культуры". Если понимать этот призыв буквально, а не как расхожий штамп, в который каждый вкладывает своё значение, то получается, что религиозное образование следует развивать с учётом тех реалий, которые сформироваои культуру модерна (современый, это именно modern), как парадигмы, выстроенной на отрицании не только Традиции, но и Бога. Но и модерн, в какой-то момент, подошёл к своему концу, и на сегодня "современная" для нас культура, это культура постмодерна. Её тоже учитывать при формировании образовательных канонов? Хотя тут же сам Игорь Леонидович посетовал на то, что религиозное образование в течении последних двух столетий претерпело процесс "размывания позитивизмом", что абсолютно верно. Именно позитивизм, как один из столпов модерна, противопоставляется религии и Традиции как таковой.
Звучали и высказывания о необходимости следования в вопросах религиозного образования "общечеловеческим ценностям". Здесь точно уже чистое перетолковывание концептов, ибо сама категория "общечеловеческих ценностей" етсь ни что иное, как западный, либеральный концепт, подразумевающий под "общечеловеческими" исключительно ценности Запада, поставленные в центр ченловеческого бытия в качестве универсальных и даже обязательных. Предлагать сегодня эту формулу - проявление, как минимим, непонимания всей степени волюнтаризма, с которым Запад насаждает всюду свои категории в качестве универсальных, что не подходит не только нам, но и всем остальным цивилизациям, кроме западной. Да и то..
Со своей стороны так же выступил с небольшим сообщением, касающимся критериев оценки качества религиозного образования и необходимости их установки и регилирования со стороны государства. На мой взгляд, прежде чем начинать говорить о преподавании теологии, необходимо решить вопрос с подготовкой преподавательских кадров. Строго говоря, если на сегодня, как об этом сказал представитель АП Андрей Третьяков, состоялась всего лишь одна защита, то и преподаватель этой дисциплины, формально, пока что только один.
Ещё одна угроза - это отсутствие чётких критериев религиозного образования, хотя образовательных учреждений религиозного характера уже очень много. Среди них и исламистские, и протестантские, насозданые американскими сектами ещё в 1990-х, и множество им подобных, ведь по нынешнему,
крайне либеральному закону о веротерпимости от 1997 года, религиозной органгизацией, по сути, яваляется любая организация, называющая себя религиозной.
Но есть ещё одна напасть - религиозное воспитание не на основе религиозных архетипов и догматов, а на основе протестантской этики - "если ты богат, значит Бог любит тебя, если не любит, значит ты беден". Это созвучно с ещё недавними призывами либералов воспитывать "квалифицированных потребителей". Здесь не лишним будет вспомнить высказывание бывшего министра образования, а ныне - советника президента - Андрея Фурсенко: "недостатком (!) советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя". К сожадению, большинством протестантистских "учебных заведений" продолжает реализоваться та же самая задача. Что уж говорить о светских..
Как бы религиозное образование не превратилось, такими мерами, в процедуру "обожествления" человека, но не просто человека, а человека - квалифицированного потребителя. Отсюда и крайняя аккуратность, необходимая при формировании методик религиозного образования, а так же важность государственного регулирования этого процесса. Без чего мы рискуем узаконить, или в лучшем случае, не заметить рассадники исламизма и сектантской протестантистской этики под вывесками "религиозных учебных заведений".