Государство и религия: отношения на основе Традиции

Jun 19, 2017 13:18

Базовой категорией, дающей возможность системного разрешения большей части проблем во взаимоотношениях между государством и религиями является понятие традиционная религия. Его антипод - современная (от modern - мировоззренческая парадигма Нового времени) религия или нетрадиционная религия, - понятие, включающее в себя весь набор сект и псевдорелигиозных, в том числе, экстремистских организаций.



Этот тезис требует некоторого пояснения. Традиция, на основе которой сложились традиционные религии, видит мир как процесс деградации: от Золотого века, от лучших времён, от всей полноты знаний, которыми обладало изначальное человечество, от сакральности и торжества Духа к постепенной апостасии, отступлению от традиции, отступлению от истины. Творение забывает своего Творца, Творец в этой связи, отворачивается от своего творения. Мир погружается в хаос и упадок, на смену торжеству Духа и Традиции приходит духовное вырождение, человечество движется к «последним временам». Так видит мир Традиция - как деградацию.

Модерн, позитивизм и прогрессизм видят мир обратным образом, представляя его, как движение от «тёмных времён», от «мракобесия», от отсталости и архаики к светлым, развитым прогрессивным позитивистским временам. Сначала западное человечество, а за ним и другие народы отказались от Бога, как определяющей категории, вынесли Бога за скобки, поставив в основу своего бытия человеческий рассудок, человеческое сознание - как источник истины, заменив Бога человеком. Современный (modern) мир - это мир, основанный на десакрализации развития человечества.

Традиция и Модерн, таким образом, видят мир и его развитие взаимообратным образом. Поэтому когда вводится понятие традиционная религия, критерием его должна быть приближённость к изначальным временам, к первым временам, к Золотому веку, к наибольшему соответствию сакральности и Традиции.

Современная (модернизированная) религия - отдаление от Традиции, максимальное участие человеческого рассудка в реформировании, трансформации и изменении изначальных религиозных основ. Чем больше человеческого вмешательства в вопросы веры, тем меньше в ней традиционности. Чем больше человеческого рассудочного, сознательного и прогрессивного, тем более нетрадиционной является та или иная религия или конфессия. Чем ближе она к первым временам, к изначальной традиции, тем более традиционной она является. Современная религия - суррогат Традиции.

После такой индоктринации можно перейти к анализу некоторых вопросов, затронутых на конференции «Современная модель отношений религиозных организаций и государства», которая прошла в Президент-отеле 7 июня 2017, и была организована Российской ассоциацией религиозных свобод (РАРС) при поддержке Администрации президента РФ.



Именно с позиции традиционализма и следует оценивать некоторые высказывания, сделанные в ходе конференции.

Митрополит Ювеналий:

"Укоренённость - [религиозные организации] веками существующие в России".

Важное понятие, отсекающее основное количество современны сект. Целесообразным было бы принять в качестве рамок укореннённости исторический промежуток не менее, чем 100 лет - всё, что сохранилось за период революции и советский период.

"Секты используют наименования, относящиеся к традиционным конфессиям".

Что имело бы смысл ограничить законодательно.

"Необходимо ограничение или локализация деятельности:

Нетрадиционных культов

Религиозных сект

Раскольничьих объединений"
Всё, что не укладывается в категорию традиционная религия, и не соответствует критерию укоренённости.



Нынешний, т.н. "цивилизованный подход" - защита традиционной религии ставится под вопрос. (Украина, арабский мир).

Это объясняется тем, что согласно выкладкам теоретиков концепта Западного мира, таких, например, как Джон Хобсон, "цивилизация" - это только Запад. Те, кто стремиться стать Западом - варвары, те, кто не стремиться - дикари [1].

Критерии отсечения сект, нетрадиционных культов, религиозных сект - традиционность, укоренённость. Остальное - секты и политические, псевдорелигиозные организации. В этом смысле, при определении традиционных религий следовало бы исходить из принципа т.н. «белого списка».



Модерн в сфере религий проявляется в таких категориях, как: права религиозных меньшинств, отделение Церкви от государства, отделение школы от Церкви. Вызовы современности, с которыми сталкивается любая традиционная религия, - это вызовы модерна. (Само понятие современность в нынешнем русском языке означает как парадигму модерна (modern), так и определяет то время, в котором мы живём в текущий момент. То же касается понятия Просвещение - оно может относиться как к Традиции, и тогда это духовное просвещение, религиозное просвещение, так и иметь позитивистское осмысление - эпоха Просвещения - отказа от традиции, религии в пользу науки и позитивизма, модерн)



Попов Сергей Александрович:

"Мы либерализовали свой закон, пойдя на поводу у западной демократии. Чтобы не отстать. Необходим контроль за финансированием религиозных организаций и объединений со стороны иностранных государств".

На это стоит обратить внимание.

"Нас критикуют за закон о религиозных свободах, но именно в России наблюдается полная свобода совести. Нет притеснений по религиозным признакам. В отличие от многих других государств".

Подтверждение тезиса о том, что федеральный закон (№125-ФЗ) «О свободе совести и о религиозных объединениях» крайне либеральный, а существующие там формулировки граничат со вседозволенность.

Притеснения могут быть:

с позиции модерна - в отношении Традиции

с позиции традиции - в отношении модерна

Сегодня жизнь общества - это жизнь Церкви. Поэтому мы должны прислушиваться к голосу Церкви.

Актуальный тезис.



Гаврилов Сергей Анатольевич:

"Разумный консерватизм вполне оправдан. У нас он основан на столетних традициях. Защита наших традиционных ценностей - вопрос сохранения".

Терроризм и экстремизм - следствие игнорирования традиции со стороны модерна. Добиваются утверждение своего существования через утверждение политической власти.

Проблема финансирования религиозных объектов за счёт государства; легализация домовых храмов  - только для традиционных конфессий.

"Религиозное многообразие должно быть не источником слабости, но источником силы".

Только традиционные религии призывают к мобилизации, самопожертвованию,  идеализму - что является источником силы государства, особенно в критические исторические моменты.  Не традиционные (секты, политические псевдорелигиозные структуры) - борьба за власть, борьба за деньги - конфликт.



Дамир Мухетдинов

"Наши верующие тонко чувствуют фальш".

И не только верующие, вообще жители нашей страны.

"Наблюдается ужесточение подходов к религиозным организациям"

Разграниченрие должно быть по принципу традиционная/нетрадиционная. И в исламе проблема нетрадиционных радикальных сект (исламизм - политический ислам) остра как нигде.

"Расширение религиозного сознания, но не паразитирование на чувствах верующих".

Исламизм как раз таки и есть паразитирование на чувствах верующих, эксплуатация подлинного идеализма в политических целях, конкретно, в продвижении американских геополитических интересов в среде исламского мира, дестабилизация политического пространства геополитических оппонентов и их союзников.

"Рост религиозного сознания - это мощная мобилизационная база, потенциал, который можно использовать".

И даже нужно использовать, иначе его используют другие. И не созидательно, а разрушительно для государства.

"Взаимодействие конфессий - не как взаимные уступки, а как взаимодеполнение".

То же касается взаимодействие конфессий и государства.

"Критерии светскости необходимо переосмыслить".

Сегодня светскость часто понимается как безрелигиозность, выведение любой религии, веры, Традиции за скобки жизни общества. Это в корне не верно. Светскость - это непредвзятое отношение государства к религии, определение ограничительных критериев и нахождение «над» процессом религиозного выбора граждан.



Митрополит Корнилий

"Старообрядчество не за старое, а за традицию. Старообрядцы всегда пользовались всеми новейшими достижениями своей эпохи".

Необходимо дизавуировать ложное противопоставление: современные достижения (научно-технический прогресс) и старообрядцы. Старообрядцы пользуются всеми техническими новшествами, но не поклоняются им.



Игуменья Ксения (Чернега):

Необходимо совершенствовать ФЗ о свободе совести.

"Продажа и передача в частную собственность храмов теперь не допустима".

Это же надо использовать для возвращения религиозных объектов традиционным общинам.



Протоиерей Сергей Звонарёв

"Отделение религиозной деятельности от политики".

И от наживы.

"Свобода совести используется как инструмент давления на правительство, а так же для целей правительства со стороны наших оппонентов. [Для этого] Лоббирование миноритарных религиозных групп".

Опыт цветных революций последних двух десятилетий показывает, что псевдорелигиозные объединения и секты часто являются мотором свержения действующей власти того или иного государства в интересах американского заказчика. Особо активно привлекаются многочисленные (бесчисленные) протестантские и исламистские секты, деятельность которых прикрывается призывами к соблюдению принципов «свободы совести».

"Религиозному большинству навязывается позиция миноритарных религиозных групп. Soft-power - защита меньшинств. Hard-power - с помощью силы ломается традиционная модель (в ближневосточном регионе) - силовое вытеснение христиан, что имеет там отношение к политике и финансируется Западом".

Меньшинства разрушают консолидацию и единство традиционного большинства в интересах внешнего заказчика, что давно стало технологией.



Агапова Елена Александровна:

"Извне осуществляются попытки переформатирования России через религиозный фактор".

Констатация внешнего вмешательства.



Алексеев Валерий Аркадьевич (очень хороший доклад - Религия в мире постмодерна и деструктивная роль США):

Основная мысль - социальные сети не сплачивают, но атомизируют общество, девальвируют традицию. Джордж Фридман в книге Горячие точки планеты: главная проблема Европы - десакрализация. Фрагментация европейского сознания. Десакрализация личности. Права личности вместо Бога. Америка спровоцировала миграционный поток. США - заказчик катастрофы. Большая война начнётся из-за ценностей. Деньги движут единицами.



Вывод: Нынешний закон (N 125-ФЗ) О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ является предельно либеральным, что позволяет регистрировать в качестве религиозных объединений и даже религиозных организаций такие, например, как «Церковь бога Кузи», или зарегистрированная недавно «Церковь летающего макарона». Всего, благодаря крайне либеральному и неизбирательному закону в России на данный момент зарегистрировано 29 840 религиозных организаций.

Большинство из них - протестантские секты, религиозные группы, выполняющие социальную миссию, но не относящиеся к традиционным конфессиям, которые вполне можно было бы в этой связи перерегистрировать как НКО - Организации исполнители социальных функций, а так же как волонтёрские организации, изъяв оттуда религиозный компонент.

Проблема передачи собственности религиозным объединениям может быть решена путём отсечения сект и нетрадиционных, в том числе, псевдорелигиозных конфессий. Возвращать только традиционным.

Традиция выше культуры. Культурные объекты должны передаваться традиционным конфессиям без нанесения ущерба культуре. Закон требует совершенствования, ибо должен работать избирательно, отсекая секты и политические псевдорелигиозные структуры, даже если нет экстремизма. До тех пор, пока закон не усовершенствован, требует реализовать указанные подходы неформальными методами, в первую очередь, путём формирования смысловых контекстов.



[1] См. John M. Hobson. The Eurocentric Conception of World Politics: Western International Theory, 1760 -2010. Cambridge: Cambridge University Press, 2012.

православие, секты, религия, ислам, Традиция, исламизм, либерализм

Previous post Next post
Up