Валерий Коровин: Кавказ населён традиционными этносами, а не «гражданским обществом» Выступая 15 ноября 2010 года перед кандидатами в члены Общественного совета Северо-Кавказского федерального округа, Полномочный представитель Президента РФ Александр Хлопонин заявил, что сформированный Совет сможет стать эффективным шагом к созданию на Северном Кавказе полноценной сети структур гражданского общества. Однако, под «гражданским обществом» на Кавказе подразумевают нечто иное, нежели то, что вкладывает в это определение политологическая наука. Понятийные различия, а так же перспективы строительства гражданского общества на Северном Кавказе комментирует научный консультант Северо-Кавказского новостного агентства, заместитель руководителя Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ Валерий Коровин:
Под «гражданским обществом» мировая политология понимает, условно говоря, общество городское. В центре этого понятия лежит гражданин, или горожанин, как это определяется в социологии. Основной признак гражданина - его индивидуальность, или точнее сказать, атомизированность. В чистом виде гражданин - это городской атомизированный житель, с усреднённой, унифицированной по единому стандарту, типовой идентичностью - светский житель города без корней, без этнических признаков, без культурных и языковых отличий. Так представляет гражданина, в частности, европейская политология, поэтому на западе гражданским обществом называют социальную структуру атомизированных усреднённых горожан, собирающихся в искусственные общественные образования для решения общественно-социальных вопросов. Очевидно, что в таком виде «гражданское общество» для Кавказа неприемлемо, т.к. подразумевает под собой, по сути, этноцид - стирание, усреднение, перемешивание и унификацию традиционных этносов, населяющих Кавказ.
Совсем иначе понимают «гражданское общество» сами жители Кавказа. Зачем создавать искусственные социальные сообщества, прежде разрушая вековые связи, если на Кавказе и так существует коллективная субъектность, основанная на естественных, родовых связях - это, собственно, и есть традиционный этнос. Таким образом, развитие «гражданского общества» по кавказски - это более активное участие традиционных этносов в жизни региона. Однако, без разведения этих понятий, без отделения «европейского» определения от традиционного, происходит невольное или, зачастую, умышленное скатывание к гражданскому универсализму, к подмене понятий, что, в конечном итоге приводит к размыванию традиционных этносов в пользу «общегражданской» усреднённой идентичности. Этого допускать ни в коем случае нельзя.
Подробнее...