Пост-интервью телекомпании «Пятый канал»
Основная часть данного интервью была посвящена празднику 7 ноября, теме Великой октябрьской революции, советского проекта и преемственности истории. Текст, подготовленный на основании этой беседы, ранее вошёл в книгу
«Россия на пути к Империи», выпущенную издательством Питер, в которой он получил название «Тоска по образу имперского будущего. Великая октябрьская социалистическая революция и красный проект - что нам взять в новую Россию?».
Здесь же приведён фрагмент «афтепати» беседы, состоявшейся, как принято выражаться в таких случаях, не на камеру, и отражает типовое, обывательское представление о важных моментах развития нашего общества, сформулированное девушкой - журналистом канала, имя которой, по этическим соображениям, оставляем за кадром.
Ведущая: Ответьте мне, не как эксперт, который об этом профессионально рассуждает, а как отец троих детей, зачем сейчас детей отдают в пионеры?
Валерий Коровин: А чтобы наполнить смыслом их жизнь.
Ведущая: А зачем в пионеры, а не на фехтование, например?
Валерий Коровин: Фехтование - это не смысл, в нём не содержится никакой идеи. Дети - это пустые скорлупы. Это пустой концепт. Его можно наполнить содержанием, тщательно его подобрав, а можно не наполнить, пустить на самотёк, тогда он наполнится первым попавшимся содержанием, просто сядет ночью перед телевизором и наполнится так, что на всю оставшуюся жизнь хватит. Фехтование - это не контент, это не содержание, это не смыслы, это не образы. А пионерия - это то, что воспитывало будущую элиту в рамках действующей идеологии. Ведь социалистическая идеология пронизывала всё сверху донизу, представляя собой инструмент достижения идеи государства.
Для того чтобы стать коммунистом, который полноценно представляет себе коммунистическое будущее, нужно до этого пройти мобилизационно-организаторскую комсомольскую школу. А для того, чтобы стать комсомольцем, нужно стать пионером, то есть комсомольцем стать просто так, без подготовительной идеологической подготовки в статусе пионера не получится, потому что там задаются азы. А вот самые азы, некий нулевой класс давался октябрятам. Октябренку с первого класса, даже с детского сада, давали первые образы, первые символы: вот это Ленин, это Сталин, это наш красный советский социалистический флаг, это наш советский серп и молот, золотой. Мы - за справедливое общество. - Понял? - спрашивали ребёнка в детском саду. - Понял. - Всё, давай в первый класс.
Пришёл в первый класс, ему звезду прикололи, говорят: звезда - это символ нашего могущества, всесторонней экспансии, это вспышка советской справедливости, которую она транслирует на весь мир, которая весь мир покроет. Понял, что такое красная звезда? - Понял. - Следующий этап, пионер. Вот тебе галстук, это фрагмент нашего знамени, политого кровью наших великих предков Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Невского, всех, кого Сталин причислял в начале войны в своей знаменитой речи, к пантеону русских героев. И это кровь поколений, она теперь у тебя присутствует, сосуществует с тобой, она теперь является неким ограничителем человека от порока, разврата, разложения. Если у него галстук на шее, он уже не может разлагаться.
Ведущая: Но почему именно туда, можно же…
Валерий Коровин: А потому что это хоть какое-то содержание. Вот современный мир постмодерна и постмодернистской вакханалии что декларирует? Не парься, не забивай голову, ходи с пустой, бери от жизни все в плане комфорта и различных пороков и страстей, разлагайся, тусуйся, танцуй, кайфуй, а это невозможно делать, когда у тебя голова забита какими-то смысловыми концептами, философскими парадигмами, идеологией. Для того чтобы кайфовать, для того чтобы быть полноценным представителем человеческой биомассы, нужно чтобы голова была совершенно пуста. И современное общество ограждает человека от наполнения головы, оно создаёт вокруг него ничем не замутненную, кристальную пустоту. Вот включи «Дом-2» и сиди, медитируй на него, как буддист на абсолютную пустоту. То есть ничего, ничто! - Вот тогда ты станешь полноценным таким современным человеком.
Когда русский человек видит такую перспективу, - он же видел уже поколение людей, которое выросло на этих архетипах, - то он просто приходит в ужас. Вот родители нынешние говорят: у нас всё-таки была какая-то модель развития, критерии были, по которым мы могли сказать - это хорошо, надо так действовать, это плохо - так не надо. Плохое было, и с опаской, в гомеопатических дозах люди его постигали, крупицами - и опять в хорошее! Это хорошее было основным, основная часть жизни, а плохое, тёмное, теневое, запретное, было доступно по крупицам. А сейчас что? Наоборот - теневое стало всеобщим, темное - общедоступным, основным, а хорошее - по крупицам.
Ведущая: Неужели никто не знает, что есть хорошее, а есть теневое?
Валерий Коровин: Ну, когда нет критериев, то ты не можешь отделить плохое от хорошего, всё разлито в таком бульоне бессмысленности, существования между телевизором и холодильником.
Ведущая: А мне кажется, что сегодняшняя пионерская организация - это всё равно что-то искусственное, это не даст критериев…
Валерий Коровин: Конечно, сегодняшняя пионерия - это уже симулякр, это копия без оригинала. Это копия, которая сделана с такого количества копий, что оригинал уже не видно. Зюганов в красном галстуке - это просто такой… Не хочется оскорблять Зюганова… Такой постмодернистский медиа-образ, скорее.
Ведущая: То есть верующим, воцерковленным людям - там понятно, там знают, чем наполнять голову ребенка. А люди, которые живут абсолютно вне этого…
Валерий Коровин: Конечно, там есть фундаментал религиозный, есть критерии добра и зла.
Ведущая: А что остальным делать?
Валерий Коровин: Это пустые скорлупы, стопки холодца, биомасса.
Ведущая: Ну, вы так страшно обрисовали…
Валерий Коровин: А это так и есть. Сейчас быть такой вот тушкой - это совершенно не стрёмно, наоборот, ты, как бы, молодец.
Ведущая: Грустно, грустно всё…
Валерий Коровин: Смотря чего вы хотите… Если цели не превышают планки достижения комфорта и уровня потребления, тогда тебе к телевизору, на дискотеку. Там тебе скажут - «чё ты паришься, не бери в голову» - вот главный МTVшный лозунг - кайфуй, развлекайся. А если пришёл в негодность, состарился, грудь обвисла - ничего, новую пришьют. Печень никуда? Смени на другую, искусственную, и продолжай развлекаться - будешь современным, модным и продвинутым.
Ведущая: Есть категория думающих людей, от которых всё это должно отскакивать, как горох об стенку…
Валерий Коровин: Есть память крови, которая становится иммунитетом для русских людей. Но есть же ещё другие люди. В них нет ничего, им сложнее…
Ведущая: Ну, как-то вы так совсем печально…
Валерий Коровин: Ну что делать, это же не я сформировал нынешнюю действительность. Перефразируя Ницше - «Если бы я создавал современный мир, я бы его создал совершенно другим».
Ведущая: Сразу вспоминается Кампанелла, Город солнца, действительно, в то, о чём вы говорили, - я в это не верю, утопия...
Валерий Коровин: Да, правильно, это категория веры. В это надо либо верить и тогда утопия сложится, либо не верить, тогда она не сложится. Когда люди перестали верить в коммунизм, тогда он и прекратил существование.
Ведущая: Я не верю, что сумасшедший Владимир Ульянов (Ленин) действительно думал о равенстве, братстве…
Валерий Коровин: Совершенно верил, и думал только об этом. Он был одержим этим - всеобщей справедливостью, равными благами для всех…
Ведущая: Сколько я про него читала, у меня как раз он не производит впечатления одержимого человека, мне кажется, он чётко знал, что делал.
Валерий Коровин: Потому что он был политик, с другой стороны. Если политик одержим идеей, это упрощает ему политическую деятельность. А если человек просто одержим идеей, но он социально неадекватен, тогда он не может придти к власти. Вот в Ленине как раз сложился этот синтез - и социальной адекватности, технологической, цинизма такого политического, и одержимость идеей, поэтому он и пришёл к власти. Он был субъектом, он был сувереном, движимым идеей, реализовавший утопию.
8 ноября 2012