С учётом нынешнего подчинённого положения ЕС Турция просто не сможет там находиться, потому что это усилит ЕС, сделает это объединение субъектным, чего США никогда не допустят. Интервью Валерия Коровина радиостанции «Спутник»
«Спутник»: Анкара не примет соглашение между США и ЕС о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП), если его заключат без учета интересов страны, заявил вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш. Анкара добивается пересмотра условий таможенного союза с ЕС, согласно которым Турция должна открыть свои рынки для третьих стран, которые заключат соглашение о свободной торговле с ЕС. В то же время турецкие товары не смогут выходить беспошлинно на рынки третьих стран, так как Турция не является членом Евросоюза. Ранее министр Турции по делам ЕС Волкан Бозкыр заявлял, что Анкара может выйти из таможенного союза с ЕС, если её экономические интересы при подписании ТТИП не будут учтены. Почему Запад не учитывает интересы Турции?
Валерий Коровин: У Запада к Турции совершенно потребительское отношение. Это никакое не партнёрство и тем более не перспектива вхождения, это просто использование Турции как некого сливного бачка для реэкспорта низкокачественных товаров из США и Европы. Собственно, повторяется та же история, которая в прошлом году зимой привела к майдану на Украине, когда Украину попытались использовать для того, чтобы реэкспортировать из Европы товары в Россию, втянув её в ассоциацию с ЕС. Но сегодня в положении Украины оказалась сама Европа, которая является теперь неким транзитным пунктом товаров из США в Турцию. И здесь совершенно очевидно высокомерное отношение Запада к тем, кто окружает Европу, но находится при этом за её пределами. Причём это совершенно колониальный подход. И он вписывается в принципе в высокомерную позицию Запада по отношению ко всем остальным - она описана у Джона Хобсона, где Запад представляется цивилизацией, те, кто стремится интегрироваться в Запад, определяются варварами, а те, кто не стремится - дикарями. Так вот для Трансатлантического союза Турция - это варвары, которые никогда не вступят в этот союз в силу того, что они просто онтологически не соответствуют представлениям Запада о «цивилизованности».
«Спутник»: Сославшись на данные исследований, вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш отметил, что подписание документа может привести к спаду турецкой экономики на 2,5% и увеличению безработицы на 0,4%. Какие последствия это может сулить для Турции, и есть ли альтернатива движению на Запад?
Валерий Коровин: Конечно, Турция может мобилизоваться, преодолев последствия краткосрочного падения, а так же перестроить свои приоритеты, например, на сотрудничество с Россией и с Евразийским союзом, что не менее, а в долгосрочной перспективе более выгодно для самой Турции. Поэтому драматизировать ситуацию я бы не стал, скорее, всё происходящее действительно указывает Турции на то, как Запад её оценивает, и на необходимость смены ориентиров. А это даёт колоссальные возможности в случае интеграции в Евразийские наднациональные экономические структуры.
«Спутник»: Насколько Турция действительно способна выйти из ассоциации с ЕС?
Валерий Коровин: Турция - это суверенное государство с многовековой историей, с имперским прошлым, с национальной гордостью, и унизительное положение страны на побегушках у ЕС совершенно не соответствует её историческому статусу. Поэтому Турция вполне, довольно легко, в случае игнорирования её интересов, гораздо легче, чем другие, осуществит демарш, и просто выйдет из этих структур, где ей отведена унизительная позиция, и начнёт выстраивать самостоятельную экономическую политику в других направлениях - это и Китай, и страны БРИКС, и евразийские структуры.
«Спутник»: А не обернётся ли это для неё «майданом», как это в аналогичной ситуации произошло на Украине? Ведь Турецкая экономика, как утверждает Нуман Куртулмуш, приведёт к спаду турецкой экономики.
Валерий Коровин: Майданом пугать Турцию, конечно, можно, но себе дороже. Те потери, которые называются, 2,5%, увеличение безработицы на 0,4% - это для растущей динамичной экономики Турции - как слону дробина. Сегодняшние потери будут в краткосрочных перспективах зафиксированы на каком-то минимальном уровне статистической погрешности. Но уже завтра, в случае переориентации приоритетов на евразийское пространство - на Китай, на Иран, на евразийские структуры с участием России, - это даст колоссальный прирост, который покроет все потери с лихвой. Поэтому сегодня пугаться этих незначительных сиюминутных потерь не стоит. Потому что речь идёт о стратегическом выборе, о глобальных приоритетах, и они сегодня явно не в пользу ЕС, который сам трещит по швам, разваливается и никого в нынешнем своём положении привлекать давно не может. Особенно находясь под жёсткой американской оккупацией, которая лишила суверенитета как сам ЕС, так и автоматически всех, кто в него включается. Поэтому ЕС сегодня - это сомнительная перспектива, а вот евразийские структуры набирают вес и за ними будущее.
«Спутник»: Ну, всё-таки вице-премьер Турции настаивает на том, чтобы ЕС учитывал интересы Анкары, потому что пока что Анкара союзник Евросоюза. Какие это интересы? На чём можно настаивать в данной ситуации?
Валерий Коровин: Я думаю, что ничего существенного Турция от союза с ЕС, даже с учётом её интересов, не получит. Ну, 2% роста дополнительно, 3% роста, возможность экспортировать какой-нибудь турецкий чак-чак на европейский рынок. Ну вот и все преимущества. Я не вижу здесь каких-то стратегических прорывных возможностей для Турции в принципе в интеграции с ЕС, особенно при той роли, которую там играют США. США никогда не потерпят никаких сильных игроков в Европе и поэтому Турция для США в ЕС - это просто исключённый фактор. С учётом нынешнего подчинённого положения ЕС Турция просто не сможет там находиться, потому что это усилит ЕС, сделает это объединение субъектным, чего США никогда не допустят.
«Спутник»: В случае, если соглашение о принятии условий Турции всё же будут достигнуты и Турция включится в трансатлантический торговый союз, не поглотят ли американские корпорации, европейские корпорации самые лакомые промышленные активы Турции?
Валерий Коровин: Вполне поглотят. Это транснациональные корпорации. И после подписания соглашения они будут трансатлантическими, и, с учётом установленных правил уже по праву будут поглощать все те активы, которые будут представлять хоть какую-то ценность в нынешней Европе. И никто уже спрашивать не будет, потому что соглашение развязывает руки и лишает Европу даже экономического суверенитета, который до сих по ещё в незначительной степени присутствовал. Сейчас же не будет и этого, то есть, Америка будет управлять полностью даже европейской экономикой. Лишив её политики и геополитического статуса, Америка перешла к завершающему этапу колонизации Европы, лишению её экономического суверенитета и теперь не Брюссель даже будет решать, а Вашингтон, какие отрасли Европа имеет право развивать, а какие - нет. Европа оказалась в том же статусе, в котором находится сегодня большинство стран Восточной Европы, бывших союзников по СЭВ, которых просто лишили промышленности и всех производственных активов, заставив жить в долг.