Говоря про переписывание истории, про очернение и разделение, сейчас всё большей «популярностью» пользуется тема советского времени Великой Отечественной войны. Если сначала Сталина приравнивали к Гитлеру, а Советский Союз - к нацистской Германии, то недавно на украинском телевидении вышла программа Савика Шустера, где украинский ветеран рассказывал, в какой прекрасный концлагерь его отправили, как там было замечательно… Так на Украине уже перешли на следующий этап, когда уже Гитлер стал лучше Сталина, а нацистская Германия не так уж и плоха по сравнению с Советским Союзом.
Всё это есть следствие цивилизационного выбора, который навязал глобальный Запад остаткам украинской государственности. И массы - это вообще функция масс - как таковые смыслы не производят, они их принимают от элит, это просто социологический закон существования любого общества. То есть, массы всегда следуют за элитами и принимают те категории, которые элита навязывает, предлагает, насаждает, или в мягкой, или в грубой форме. Но, тем не менее, массы есть некая вторичная субстанция, которая принимает ту логику, те смыслы и те критерии, которые на них спускает элита. Но так как Украина избавилась от русской элиты, создавшей прежнюю модель украинской государственности, которая разрушается на наших глазах, то, соответственно, элиты на этой территории, на этих фрагментах государственности не осталось. Этнос же не может создать элиту, она выкристаллизовывается в ходе истории складывания этносов в народы, народов - в политическую нацию, и элита - это есть категория происхождения, это есть некая константная социологическая категория, которая не может быть имитирована, она либо есть, либо нет. Поэтому за неимением собственных элит, Украина экспортирует элиты с Запада.
Так как Россия и цивилизация Русского мира признаны украинскими массами злом под воздействием Запада, то, соответственно, добром представляется сам Запад, а отсюда вытекает и происхождение элит, то есть, с Запада. Таким образом, украинское общество принимает те смыслы, которые предлагаются Западом, то есть, западными элитами, а они строго русофобские, антироссийские, антиевразийские. И эти ценности принимаются нынешним украинским обществом на веру, как данность, потому что это и есть функция масс - принимать то, что им предлагают. И отсюда происходит некая перепрошивка украинского общества с ценностей русской цивилизации на ценности западной цивилизации.
Евгений Рычков (Накануне.ру): Ну, то есть, по сути, так и получается, что сейчас становится всё наоборот, что СССР хуже Германии, и дальше, наверное, так оно и будет продолжаться?
Валерий Коровин: Да, потому что для Запада Россия есть онтологический враг, враг геополитический, враг цивилизационный, объект постоянной агрессии - каждое столетие Запад отправляет в Россию свои войска, которые пытаются Россию поработить, заставить её жить по принципам западной цивилизации, отказаться от своих цивилизационных принципов. То есть, для Запада Россия - враг, и эта логика не снимаема, она не может быть устранена, мы не можем быть друзьями, это просто противоречит ходу человеческой истории, развития человеческих цивилизаций. Поэтому Украина, как некая буферная зона, принимает либо одну цивилизационную модель и логику: если это модель Русского мира, значит, Запад враг, либо другую, западную, тогда Россия и Русский мир, и в целом евразийская цивилизация становится врагом. То есть, это просто смена полярности, и податливое общество принимает ту логику, которую спускают на него нынешние элиты. Если это элиты западные, соответственно, Россия становится врагом. Это просто социологические аксиомы, которые демонстрируют отсутствие необходимости доказательств на протяжении столетий, так оно всегда и было, и вот сейчас украинское общество переживает такую ситуацию. А так как оно архаизируется и деиндустриализируется в процессе отслаивания от бывшей Украины индустриализированных фрагментов Юго-Востока, то для архаичного общества, для некоего выходца из аграрной среды, лишённого сакральности, - а таких людей в советский период, например, в Киеве называли деревенщиной, - вот для такой деревенщины концлагерь с электричеством, с немецкими подметёнными дорожками, покрашенными скамейками, работающим радио и аккуратными газонами - это и есть высшее проявление цивилизации, культуры. И понятно, что выходец из западенского хутора, попадая в такие прекрасные условия, был фосцинирован высотой европейской культуры и до сих пор не может прийти в себя от пережитого культурного шока. Собственно, на это и покупает Запад эту аграрную, но лишённую сакральности, западэнскую среду, демонстрируя им чистые улицы, европейский уровень потребления, объёмы колбасы и продуктов питания, блеск и многоцветие европейских супермаркетов, приманивания людей более низкого уровня развития некими совершенно примитивными для цивилизованного человека - представителя Русского мира - вещами. Собственно, Запад вновь покупает этих своего рода дикарей за бусы, так же, как они делали это, колонизируя, порабощая Северную Америку, и другие пространства традиционных обществ, лишая их сакральности, а значит, лишая их силы.
Аграрная среда Украины, этническая среда для традиционного государства, где сакральность сохраняется, как базовая категория, является огромной ценностью и культурным явлением, которое сохраняется и приумножается. Но для государства-нации любая традиция является преградой для универсализации, поэтому государство-нация уничтожает традицию, десакрализуя этносы. Но моментально поднять их на такой же уровень культурного развития, взамен религиозного уровня - невозможно, поэтому, в итоге, государство-нация получает десакрализованное аграрное общество, то есть, ту самую деревенщину, которая теряет смыслы, теряет духовные религиозные ориентиры, оставаясь при этом на том же уровне развития, что и прежде, только без сакральности. А без сакральности любой народ теряет смыслы и превращается в одичалую, просто обезумевшую толпу, которая несётся к мерцающему всеми цветами европейскому супермаркету, сметая всё на своём пути. Вот в такое одичалое общество и превратил Украину концепт государства-нации, навязываемый Европой и Западным миром в целом.