24 марта 2015 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись слушания по обсуждению экономических вопросов с участием первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Шувалова. Основные моменты, высказанные выступающими во время встречи (не точные цитаты, а общий смысл):
«Налоги, деньги, госзакупки - основные параметры ведения бизнеса в России». Следует понимать так - представителей бизнес сообщества интересует только снижение налоговой нагрузки, возможность получить кредиты под низкие проценты и участие в госзакупках. Всё остальное, строго говоря, для бизнеса не существенно. Т.е. бизнес, по большому счёту, только там, где есть государственные бюджетные срдства и можно поучаствовать в их освоении.
«Нужно снижать ключевую ставку ЦБ». Это, собственно, вытекает из вышесказанного - кредиты и так были недоступны, а стали вообще невозможны, из-за чего экономическая активность за пределами освоения бюджетных средств практически остановилась. На днях ключевую ставку понизили, но как прокомментировал данное пожелание сам Шувалов, «снижение ставки ниже инфляции невозможно, за исключением отдельных случаев, когда тот или иной проект попадает под пристальное внимание государства в следствие его приоритетности. Во всех остальных случаях при высоком уровне инфляции ключевая ставка будет высокой».
«Кредиты недоступны. Необходимо ввести субсидирование микрозайма, не только в случаях займа до 1 млн, как сейчас, а, хотя бы до 3 млн». Речь идёт о субсидировании процентной ставки со стороны государства, что делает кредит принудительно дешевле. Искусственная, не рыночная, по своей сути. патерналистская мера. Вполне разумная в условиях России, Шувалов, как я понял, не против.
«Длительные сроки по возвращению средств за госзакупки. По закону месяц, но нет ответственности для чиновников за задержку». Имеется в виду, что даже в том случае, когда компании посчастливилось поучаствовать в госзакупках, т.е. в освоении бюджетных средств, а только это, - см. выше, - является в условиях России каким никаким средством заработка, средства за поставленные товары или оказанные услуги поступают на счёт компании не через месяц, как положено, а в лучшем случае, через полгода. Что лишает компанию оборотных средств. И это при том, что госструктуры перечисляют за товары и услуги не свои, а бюджетные средства. Отсюда вывод - крутят, пользуясь безнаказанностью, а затем, вдоволь накрутившись, переводят поставщикам. Шувалов, как я понял, не против введения ответственности за такие махинации.
«Малый бизнес в гособоронзаказе не представлен». Сам гособоронзаказ - как я понял, - есть наиболее лакомый кусок для бизнеса. Те же самые государственные средства, только в очень больших объёмах. Поэтому и в их освоении участвуют только «большие», «маленьких» не пускают, и им обидно. Просят Шувалова похлопотать за них.
Зам губернатора Тюменской области: «Необходимо внедрение элементов плановой экономики, в первую очередь - нужен план индустриализации до 2020 года». Сначала полностью разрушили плановую экономику, потом поняли, что без этого сложно развиваться, ибо страна большая, а регионы развиваются кто в лес, кто по дрова. Темпы роста Тюменской области, в первую очередь в промышленном секторе, 112, 115, до 120%, а по стране в целом сколько? Если не будет общего плана, неизбежно возникает перекос.
«Необходим план технологического развития, выделение перспективных направлений». Понятно, что всё одновременно развивать не получится. К тому же в стране не так много оборотных средств. Плюс санкции, плюс кризис и вытекающий из всего этого дефицит бюджета. Отсюда вполне разумное предложение - выделить то, что даёт наибольший эффект. А для того, чтобы уровнять экономический рост регионов, необходим общий, для всех регионов России, план.
«Необходимо оптимизировать работу торговых представительств России за рубежом», коих более пяти десятков в разных странах мира, с общим количеством сотрудников в несколько тысяч. Всё это содержится за счёт бюджета. Необходимо, в первую очередь, «поручить им увеличение объёмов не сырьевого экспорта», т.е. поручить торгпредствам продавать готовую продукцию в те страны, в которых они расположены. Второе - «поручить привлекать инвестиции из этих стран, где они находятся, в российскую экономику». Одновременно с этим предложено было привязать гонорар представителей торгпредств к объёмам продаж и инвестиций, которые будут осуществлены при их участии - в качестве экономического стимула. Всё это и снизит нагрузку на бюджет, и даст экономический прирост, как государству, так и самим торговым представительствам и тем, кто в них работает.
«Запретить несколько проверок одновременно», ибо любое. Даже самое мощное экономическое предприятие, можно практически убить, если прислать к нему несколько проверок одновременно, что, как я понял, частенько и происходит, раз люди жалуются. Шувалова попросили законодательно ограничить такую возможность, и вообще, поаккуратнее быть с проверками, которые не способствуют развитию и так чахлого российского малого и среднего бизнеса.
К вышесказанному - «первая проверка должна заканчиваться лишь предупреждением, а только потом штрафы». Вполне разумная мера, особенно учитывая злоупотребления, которые так любят наши проверяющие органы - рассадник коррупции и произвола.
На данный момент, оказывается, «25 млрд руб. в год - сумма потерь от протечек теплосетей». Шувалова попросили увеличить финансирование перекладки старых, ещё советских теплосетей. Видимо, представители соответствующих подрядных организаций постарались. Но тема, да, важная и необъятная при этом.
«Продолжает расти спрос на строительство жилья. 70% семей стремятся улучшить свои жилищные условия». «Сейчас строится 0,6 м2 в год на человека, а надо не менее 1 м2 в год». Здесь всё и так понятно. Причём приоритет, на мой взгляд, необходимо отдавать малоэтажному строительству, развивая частный сектор, аграрные пространства, восстанавливая деревни и советские ещё агрохолдинги. От государства, в этой сфере требуется прокладка инфраструктуры - дорог, электричества, газа, ну и ссуды, возможно беспроцентные или под низкий процент (субсидия), на строительство, что даёт эффект общего экономического роста, т.к. привлекает в сферу строительства порядка одного миллиона человек в год.
«Остро стоит вопрос инфраструктуры - сады, школы и т.д.» - без комментарием, и так всем всё ясно, очевидная проблема.
Интересное предложение поступило от академика Академии наук РФ, по уходу от стереотипов сырьевой экономики: «Необходимо отказаться от привязке к цены на нефть во всех экономических расчётах, в первую очередь, при формировании бюджета страны». В качестве альтернативных показателей лучше использовать такие, как «минимальный уровень оплаты труда» и «показатели ежегодного роста экономики».
Несколько тезисов от самого Игоря Ивановича Шувалова:
Отвечая на сетования о том, что в России для малого и среднего бизнеса существует слишком много ограничений, неожиданно согласился: «У нас в России это системная проблема - стараемся снять ограничения, но количество ограничений только растёт». Вместе с тем, первый заместитель Председателя Правительства отметил, что «у нас высокодемократическое общество, по сравнению с тем же Сингапуром». Сказано это было в ответ на выступление представителя Приморского края, который посвятил свой доклад умершему на днях бывшему лидеру Сингапура, основателю сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю. В целом Шувалов совершенно справедливо, на мой взгляд отметил, что наше общество не представляет себе, какое количество ограничений существует в высокоразвитых с экономической точки зрения государствах. Для рывка, как я считаю, необходима не только модернизация, но и мобилизация.
Вообще выступление приморского коллеги вызвало праведный гнев Игоря Ивановича, который значительное количество своего времени посвятил именно развитию Дальнего Востока. «Мы дали вам новый аэропорт, новый университет, новые дороги, развязки, мосты, эстакады. Вы просили передать в ведению Приморского края земли минобороны - мы решили этот вопрос, земли передали, модернизируются железнодорожные сети. При значительных государственных инвестициях из бюджета, суммарно, с учётом других источников было привлечено порядка 700 млрд рублей, - где результат? Почему не растёте? Где новые предприятия, высокотехнологические производства?» - сокрушался Шувалов. «Вы очень хорошо живёте по сравнению с другими регионами. А климат во Владивостоке, на мой взгляд, гораздо лучше чем в Москве» - не успокаивался Первый вице-премьер, которого задели слова о том, что государство должно помочь Дальнему Востоку ещё и со строительством новой столици, «как в Сингапуре».
По Крыму - молодая девушка опросила ввести «мораторий на административную ответственность для предпринимателей на три года», в связи с тем, что крымские предприниматели не успевают перестроиться но новое для них российское законодательство. В целом не возражая, Шувалов заметил, что при всём этом «в Крыму у местных властей больше всего полномочий», и что, по его мнению, надо стремиться к тому, чтобы у всех остальных регионов России со временем были такие же полномочия для решения собственных, региональных проблем, как в Крыму.
Важное замечание было высказано по вопросу интеграции в Евразийский экономический союз, уязвляющее т.н. «национальные квартиры»: «Регламенты, в рамках развития интеграционных процессов, принимаются одинаковые, универсальные для всех членов ЕАЭС, а спрос за их неисполнение и несоблюдение - разный, в каждой национальной квартире свой».
Сама встреча Игоря Шувалова с членами Общественной палаты РФ, а так же Общественных палат регионов прошла в режиме живого диалога, и вышла далеко за рамки узкого вопроса о развитии малого и среднего бизнеса, за что Игорь Иванович искренне поблагодарил собравшихся, сделав множество пометок для себя на обратной стороне распечатки программы мероприятия.
Фото автора с места на телефон