Серию мероприятий провёл 26-27 марта 2013 года в Грозном директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ Валерий Коровин. Следует отметить, что чеченскую тему он изучает уже много лет, поэтому выбор места и слова, сказанные там, ни в коем случае нельзя назвать случайными. Чечне, её лидеру и смежным вопросам посвящено немало статей главы ЦГЭ и его выступлений на телевиденье. По мнению Валерия Михайловича, множество проблем, связанных не только с Чечнёй, но и Северным Кавказом в целом, связаны с совокупностью непродуманных действий и подходов федерального центра.
Начал свой визит в Грозный гость из Москвы с круглого стола на тему «Три социально-политических проекта развития Северного Кавказа», который прошёл 26 марта 2013 года в республиканском Доме печати в присутствии представителей практических всех местных СМИ и представителей местного академического сообщества. В мероприятии также приняли заведующий кафедрой теории и истории Социальной работы ЧГУ, доктор философских наук, профессор Вахит Акаев, кандидат социологических наук, доцент кафедры Теории и истории социальной работы ЧГУ, профессор Муса Юсупов, и заместитель председателя комитета по делам ЮНЕСКО в Чеченской республике Магомед Дадуев.
«Темы, которыми занимается Центр консервативных исследований, для нас актуальны и во многом созвучны тому, что мы поддерживаем, направлены на единство народов РФ, стабилизацию на Кавказе и решение накопившихся в регионе проблем. Речь идёт о стратегических вещах», - заявил Вахит Акаев, открывая круглый стол, отметив, что давно и с интересом следит за деятельностью руководителя ЦГЭ и изучает его работы.
В свою очередь, Валерий Коровин представил проект Северо-Кавказское новостное агентство СКФОnews, запущенный три года назад и занимающийся мониторингом положения русского населения на Северном Кавказе. «Отток русского населения замедлил развитие региона», - констатировал докладчик. По словам Коровина, являющегося также научным консультантом СКФОnews, проведённое исследование и сбор фактов, свидетельствуют о том, что самое тяжёлое положение русских в тех регионах, где их много, а там, где их количество колеблется в пределах статистической погрешности, как в Чечне, ситуация вполне благополучна. «Русские фактически занесены тут в Красную книгу», - сказал Коровин. Все программы возвращения русских в СКФО провалились, отток при этом продолжается, считает учёный.
Также Коровин изложил три возможных варианта развития Северного Кавказа: первый - сохранение сложившегося ещё в советскую эпоху статус-кво, второй - реиндустриализация, возвращение русских специалистов и третий - это деиндустриализация, обращение к изначальным традициям и изначальным формам социального устройства, в таком случае возврат русских не является обязательным условием. Однако, по его мнению, в конечном счёте, возможен и частичный синтез этих концепций в рамках евразийского проекта.
«Ответом на все вопросы, столь остро стоящие в данный момент на Северном Кавказе, а также по всей России, является имперский сценарий развития, который предлагает евразийство, - пояснил Коровин. - Империю надо понимать как технических термин, который разработал европейский юрист Карл Шмитт, разделяя при этом морскую и сухопутную империи. Морская - митрополия - выкачивает из колоний все соки и потом бросает их. Сухопутная - центр - обустраивает периферию. Российская империя прирастала окраинами, и обустраивала их. Империя - это стратегическое единство многоообразия, когда центр занимается только глобальными стратегическими вопросами, вопросами целостности и безопасности - это два главных критерия, которым уделяет внимание центр, не уделяя при этом внимания вопросам бытового разнообразия, не пытаясь его регламентировать иначе как по их собственному желанию. Таким образом, в империи соприсутствуют все пласты социальной трансформации общества - этносы, большой народ, элементы национального государства, и представители эксцентрума - глобального общества. Для России империя - это более совершенный вариант по сравнению с национальным государством. Более того, имперская форма - это единственно возможная форма существования Большой России».
По мнению Коровина, этнос должен стать субъектом права, его статус должен быть легализован и повышен, вместе с тем, границы национальных республик в будущем должны быть упразднены.
Также 26 марта 2013 года, прошла презентация Студенческих евразийских интеллектуальных клубов (СЕИК), в результате чего был создан филиал СЕИК на базе Чеченского государственного университета (ЧГУ). В ходе мероприятия, прошедшего с участием директора Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина, профессора ЧГУ Вахита Акаева, а так же преподавателей и студентов ЧГУ обсуждалась тема формирования элит на Северном Кавказе.
В своём вводном слове, открывая работу Студенческого евразийского интеллектуального клуба ЧГУ, Валерий Коровин обратил внимание на то, что на данный момент далеко не случайно на уровне федерального центра обсуждается вопрос, по какой процедуре должны проходить выборы глав субъектов федерации на Северном Кавказе, и должны ли главы субъектов СКФО избираться так же, как и главы субъектов центральной России.
Обсуждая данную проблему со студентами, политолог предложил а качестве отправной точки три возможных варианта формирования элит на Северном Кавказе. Первый вариант: выдвижение «лучшего из лучших» (в чеченском языке это определяется понятием конах) на основе тейповой системы, когда лучший представитель кровнородственного клана участвует в съезде представителей тейпов, и там выдвигается на более высокий уровень, избираясь на вершину власти на съезде лучших представителей тукхумов.
Такой лидер своего народа, по словам Коровина, не правит в привычном для русского человека смысле, а скорее судит, т.е. опираясь на Коран и древнюю традицию - адат, берётся рассудить сложные ситуации, с которыми к нему обращаются, являя собой высшую инстанцию принятия решений. Однако, для реализации этой модели формирования элит, по словам Коровина, должна быть легализована и восстановлена традиционная для чеченцев тейпово-тукхумная модель социального устройства.
Второй вариант, предложенный для обсуждения собравшимся молодым экспертам и политологам, это вариант назначения из центра, когда Москва присылает своего ставленника. «Желательно, чтобы он не являлся выходцем из того места, куда он назначается - пояснил Коровин, - иначе он неизбежно будет ассоциирован с одним из родов, тейпов или кровнородственных кланов, и его появление на вершине власти будет восприниматься как узурпирование власти представителем одного из множества родов».
Такая ситуация не может вести к стабильности, считает Валерий Михайлович, поэтому, по его мнению, назначенец из центра должен быть русским, желательно с большим государственническим опытом. Однако для реализации этой модели Москва должна представлять собой непререкаемый центр сильной власти, в ином случае, при слабой федеральной власти, её представителя в регионах Северного Кавказа не примут как непререкаемого авторитета.
Третий вариант - это прямые демократические выборы. Однако, как оговорился Валерий Коровин, на Кавказе этот вариант приведёт к размежеванию внутри общества, т.к. он основан на конкуренции, в ходе которой конкурировать между собой будут не искусственный группы атомизированных граждан, а целые кровнородственные кланы, а кое где и этнические группы или даже целые народы. «Сценарий прямых демократических выборов на Северном Кавказе чреват большой кровью, и является мечтой американских стратегов, стремящихся ввергнуть Северный Кавказ в пучину хаоса и большой крови» - считает эксперт.
В ходе обсуждения вариантов формирования элит, студентами ЧГУ был так же предложен тот, в котором федеральный центр предлагает нескольких кандидатов на выбор, а народы Северо-Кавказских республик выбирают из них уже путём прямого голосования.
Отвечая на вопрос о том, под какую из перечисленных моделей подпадает нынешний глава республики Рамзан Кадыров, Валерий Коровин пояснил, что нынешняя система власти в Чечне формировалась в условиях чрезвычайной ситуации. Поэтому будучи легитимизированным и представленным со стороны федерального центра, конкретно Путиным, Рамзан Кадыров был избран всенародно, и при этом своими делами доказал статус конаха, лучшего из лучших своего народа. Однако, как оговорился политолог, сославшись на слова Ахмата Хаджи Кадырова, «Чечне ещё предстоит столкнуться с вызовом мирного времени, когда жизнь наладится, быт сменится рутиной а уровень энтузиазма от мирного времени начнёт постепенно спадать». К тому же, по словам Коровина, в других субъектах СКФО на сегодня совершенно иная ситуация, а значит, чеченский прецедент формирования элит не может быть распространён и на них.
27 марта 2013 года Валерий Коровин прочёл в ЧГУ лекцию на тему «Этносоциология и региональное устройство России». Мероприятие прошло в переполненной аудитории, в которой присутствовали не только студенты, но и преподаватели.
«Базовый слой общества это этнос, - напомнил докладчик. - Следующий - надэтническое образование - народ. Этнос размыкается и впоследствии в таком виде входит в историю. Так в своё время образовался русский народ, но в то же время в России сохранилось множество этносов - на Кавказе, в Сибири, на Севере - около 200 различных этносов, которые сосуществуют с русским народом.
Следующий этап - национальное государство, оно очерчено чёткими административными границами, где все этносы и народы сливаются в единую политическую нацию. Данное явление не имеет никакого отношения к культуре и традициям.
При этом из множества наречий искусственно создаётся некий общий язык, этнос при этом перестаёт существовать, появление политической нации - это этноцид, в ней даже народ уже не существует. Человек при этом, если он хочет быть гражданином, должен отказаться от своей идентичности в пользу общественного договора, ассимилироваться. В Европе это произошло в течение нескольких веков».
Однако, по словам Коровина, на этом европейцы не остановились - государства-нации стали объединяться в Европейский союз, единственным «архаичным» пережитком прошлого являются разве что национальные языки. Таким образом, европейцы лишились последней идентичности - гражданства. И немец, и француз теперь граждане ЕС.
Речь о народах и тем более - этносов речь уже не идёт. Это люди без идентичности, единственное, что им принадлежит - это их тело - они могут сделать татуировку, сменить пол и т.д. Более того, отметил Коровин, европейцы начинают воспринимать идентичность от приезжих - например, арабов, и не ассмилируют их, а ассимилируются сами - принимают ислам, начинают делать намаз.
Что же касается нашей страны, то «…поскольку гомогенную нацию на основе полиэтничной России создать нельзя, выходом из сложившейся ситуации является империя. Империя, по Карлу Шмитту, это стратегическое единство многообразия. То есть центр отвечает только за глобальные вопросы, за безопасность и территориальную целостность и не вмешивает в бытовые аспекты, позволяя входящим в неё народам и этносам жить по своим традициям».
Завершил свой визит в чеченскую столицу Валерия Коровин встречей с местными евразийцами, Али Темирхановым и Исламом Сайдаевым, в ходе которой обсуждалась актуальность евразийской идеи для современной Чечни, а так же встречами с политическими и общественными деятелями Чеченской республики. По словам местного источника, мероприятия, проведённые замглавы ЦКИ в Грозном, вызвали живой интерес в регионе. И гость, и местная общественность надеются на продолжение общения как в медийном, так и в академическом форматах.
Наталья Макеева, СКФОnews