Пользователь
asaratov пишет: "
Когда слышишь, что Кавказ, дескать, объедает остальную Россию, хочется подарить этим московским ораторами сборник Росстата и таблицу умножения. Объем трансфертов республикам Северного Кавказа в 2010 году составил 160 млрд. руб. Это менее 11 процентов всех трансфертов регионам из федерального бюджета. Только одна цифра - для сравнения: бюджет Москвы ассигнует на решение транспортных проблем города в 2012 году в 2 раза больше.
Если бы на Кавказ действительно проливался золотой дождь, местная молодежь, наверное, не ехала в российские города десятками тысяч на заработки. Проблемы Кавказа известны. После кончины совка и парада суверенитетов возникла многолетняя заброшенность: развал местной индустрии и инфраструктуры, деградация социальной сферы, криминал".
Проблема деиндустриализации Северного Кавказа действительно существует, но только до тех пор, пока она не превратилась в стратегию. Но какая-то стратегия развития Северного Кавказа всё же должна быть. Возвращением русских на Северный Кавказ никто не занимается. В этом направлении не предпринимается ни одного жеста, ни одного шага. Потеря Северного Кавказа вследствие потери культурного и стратегического контроля, возникающей в результате выезда оттуда русского населения для нас не приемлема. Омтаётся своего рода третий путь - это развитие Северного Кавказа без русских. Это не лучший вариант, но это стратегия, основанная на реальном положении дел.
Естественной средой для традиционных этносов, которые по факту проживают по сей день на Северном Кавказе, является сельская местность, в то время, как города ассимилируют по единому цивилизационному стандарту, приводят к общему социальному поведенческому шаблону. Именно Северный Кавказ как раз и является той естественной средой, тем вмещающим ландшафтом, в определениях Льва Гумилёва, в котором гармонично существуют традиционные этносы. И деиндустриализация Северного Кавказа в этом аспекте означает не что иное, как восстановление, возрождение традиционных этнических социальных моделей. Т. е. традиционные этносы в этом случае, возвращаются к своей изначальной форме существования, - гармоничного бытия в условиях естественного для них вмещающего ландшафта.
Здесь стоит вспомнить о том, что и романовская имперская Россия, и советская Россия, по сути, осуществляли принудительную - сначала русификацию, а потом и принудительную индустриализацию, наполняя Северный Кавказ зачастую искусственно квалифицированными кадрами - педагогами, врачами, инженерами, высококвалифицированными рабочими, которые заезжали по распределению советской системы образования. Вместе с этими рабочими туда же двигались основные средства. На эти средства налаживалось производство, строились промышленные предприятия, школы, больницы, культурные объекты.
Теперь же, на фоне наблюдаемого оттока и, как следствие, кадрового голода, неизбежным становится обратный процесс - тенденция к деиндустриализации Северного Кавказа - вариант, рассматриваемый по факту. И в этом процессе деиндустриализации Северного Кавказа, при правильном рассмотрении, совершенно нет ничего ужасающего и катастрофического.
Почему? Потому что оцивилизовывание со стороны романовской России и индустриализация со стороны России Советской, т. е. в обоих случаях - со стороны большого русского народа, - происходили во многом принудительно. А хотели ли кавказские традиционные этносы оцивилизовываться, русифицироваться, ассимилироваться в русскую культуру, хотели ли они индустриализироваться?
Пользователь
cobaso в данном случае замечает: "
Ваши рассуждения - даже если не учитывать того, что произошедшие изменения уже необратимы - осложняются еще и тем, что население Кавказа постоянно увеличивается. Деиндустриализация Кавказа пойдет в ногу только с увеличением потока выходцев с Кавказа в центральную часть России".
Это важное замечание. Когда-то Деньга Халидов озвучивал такой вариант -
создавать этнические анклавы выходцев с Северного Кавказа на территории России за пределами СК - т.е. когда берётся какая-нибудь абсолютно брошеная, пустая деревня, бывший колхоз, и туда переселяется две сотни семай, допустим из Дагестана. Компактно. Создаётся агрохолдинг при поддержке государственных кредитов, который начинает работать и давать продукты на перерабатывающие предприятия. Т.е. переселение с Северного Кавказа должно происходить не в индивидуальном порядке, и не в города, и, категорически не в мегаполисы, т.к. они растворяют, а компактно в сельскую местность. Тогда и самобытность сохраняется, и не возникает межэтнических трений с местным населением, которого в заброшенных деревнях просто нет. И разгружается территория выезда.
Это, кстати, очень чётко укладывается в модель,
озвученную Путиным в своей статье - "Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности".
Т.е. реализуя проект деиндустриализации, Россия сохраняет Северный Кавказ, не насилует северо-кавказские этносы асимиляцией и гражданской унификацией, даёт возмжность сохранить этнические традиции и образ жизни, и при этом разгружает некоторые перенаселённые республики Северного Кавказа (40 тыс. молодых людей только в одном Дагестане ежегодно вступает во взрослую жизнь). При этом, такой подход не мешает и реализации проекта возвращения русских на Северный Кавказ, если этим в конце-концов кто-нибудь займётся.