О действенности мер, предпринимаемых федеральным центром в отношении нормализации ситуации на Северном Кавказе, размышляет Валерий Коровин (
комментарий для KM.ru):
- Этот теракт еще раз подтверждает, что ставка только на финансовую сторону вопроса, стремление купить лояльность элит и социальное спокойствие не приносит желаемых результатов. Так что те огромные суммы, которые наше правительство собирается вложить в этот регион, никого не успокоили и не остановили. Все эти меры никоим образом не повлияли на террористическую активность. Значит, нужно искать какие-то иные причины этого явления.
И здесь я вынужден снова и снова повторять то, что говорил уже неоднократно. Мотивация террориста - совершенно иная, нежели у обычного человека. Мы все больше убеждаемся, что террористами часто становятся не какие-то маргиналы или представители беднейших слоев общества. Отнюдь. Зачастую речь идёт об образованных молодых людях. Идея о том, что бедность провоцирует террористическую активность, на мой взгляд, не совсем состоятельна.
Другое дело - религиозная мотивация, когда перед человеком стоят некие цели, заведомо превышающие цели материального достатка. И именно они могут мотивировать человека даже на смерть. Если обычному человеку предложить выбор между жизнью и деньгами, то понятно, что он выберет жизнь. И совсем другое дело, когда речь идет о высшей, метафизической и религиозной мотивации, которая как раз в первую очередь и лежит в основе террористической активности.
Очень часто верующие люди оказываются в рядах террористического подполья по той причине, что на другой стороне они видят светское государство, которое ни во что не ставит их религиозные убеждения, веру и представления о мире. Они скорее идут против светской, отчужденной и холодной государственной машины, нежели выступают за террористическое подполье (которое к ним, может быть, столь же равнодушно).
Попытка усреднить Кавказ вместе со всеми остальными российскими регионами является ключевой ошибкой в деятельности федерального центра в этом регионе. Не надо рассматривать Северный Кавказ как типовой российский регион. Очевидно, что это не так, ибо ситуация там не типичная для остальной России. Однако федеральные чиновники продолжают повторять, как мантру, положение о том, что на Северном Кавказе есть гражданское общество, которое нужно развивать. Дескать, вся законодательная база есть, и нужно решать проблемы Северного Кавказа на ее основе.
Здесь и возникает терроризм - как реакция на отчужденное и, во многом, неприязненное отношение государства к вере людей, к их традициям, обычаям и устоявшемуся образу жизни. Следует признать, что Северный Кавказ населён этносами, состоящими, в свою очередь, из коллективных субъектов - кровнородственных общин, кланов, семей, родов, тейпов и т.д. У нас же до сих пор этнос не является юридической категорией, в Конституции он также не указан. Тем не менее, Кавказ населен именно конкретными этносами, а не абстрактным атомизированным "гражданским обществом", и пора это понять.
Соответственно, нужно внимательно разбираться с тем, что здесь происходит, демонстрировать внимание к этносам, которые его населяют, к особенностям социального устройства, и составлять дальнейшую программу развития региона с учетом этих особенностей.