Игорь Коротченко о деле Виктора Бута

Apr 10, 2012 20:29


Лента Ком.Ру

В ночь на пятницу стало известно, что федеральный суд нью-йоркского района Манхэттен приговорил россиянина Виктора Бута к 25 годам заключения, сообщает РИА Новости. Дело предпринимателя из России, обвинявшегося в сговоре с целью убийства американских граждан, попытке приобретения и продажи ракет и поддержке терроризма, стало одним из самых громких за последние годы. Американский суд признал россиянина виновным в намерении продать партию вооружения колумбийской леворадикальной группировке "Революционные вооруженные силы Колумбии" (FARC).

С самого начала, когда Бут был задержан в 2008 году полицией Таиланда для выдачи его властям США, ситуация выглядела неоднозначно. Фактически задержание в Таиланде и последующая экстрадиция Бута в США были незаконными. Однако американские власти утверждали, что поймали опасного преступника, которого необходимо судить.

Заседание в федеральном суде Нью-Йорка, на котором был оглашен приговор Виктору Буту, началось с десятиминутным опозданием. Подсудимого завели в зал в 16.35. Были предприняты беспрецедентные меры безопасности, пишет «Газета.Ru».

В числе первых в зал зашли жена и восемнадцатилетняя дочь подсудимого - Алла и Лиза Бут. Семья заняла центральную часть второго ряда. В первом ряду сидели участники процесса, в том числе три специальных агента Администрации по борьбе с наркотиками (The Drug Enforcement Administration), которые ранее руководили операцией по «обработке» и аресту Виктора Бута. Подставные испаноязычные агенты, которые лично вели переговоры с Бутом в Таиланде, в зале так и не появились.

После того как осужденного подвели к его месту, он, как обычно, повернулся назад, помахал рукой присутствующим и тепло поздоровался с семьей. Жена и дочь Бута тем временем старались сдерживать свои чувства. Через пять минут в зал заседаний вошла судья Шира Шейндлин. Она поименно поздоровалась со сторонами и сразу же начала заседание. Судья перечислила все письма, которые она в последние дни получила от сторон: письмо из российского МИДа, от прокуратуры США и двухстраничное письмо от дочери Бута.

После этого судья вкратце пересказала вердикт присяжных и пункты, по которым Бут был признан виновным.

Судья Шейндлин подчеркнула, что из всех вменяемых Буту статей только одна предусматривает минимальный срок заключения в 25 лет.

Когда судья перечисляла пункты обвинения, Бут показательно ухмыльнулся. Судья сказала также, что она решила два вопроса, связанных с этим делом. Первый - что Бут подлежал экстрадиции в США и был подсудимым США, и теперь, по словам судьи, этот вопрос закрыт, и второй - что, как только она узнала про условия одиночного содержания осужденного, она «приказала» департаменту по исправлениям перевести Бута из одиночной камеры в камеру общего режима, что и было сделано. Тут неожиданно судью перебил адвокат Бута Альберт Даян и попросил ее распорядиться занести в протокол слово «посоветовала», а не «приказала», с чем судья согласилась (по закону судья не имеет права предписать тюремному департаменту изменить режим содержания).

После этого судья передала слово адвокату Даяну. Защитник явно хорошо готовился к выступлению, говорил он красочно. Даян начал с того, что, по его мнению, доказательства вины Бута были очень слабыми. На это судья ответила: «Доказательства - это аудиозаписи».

Даян заявил, что во время процесса прокуратура намеренно использовала очень сильные слова и выражения: например, прокуроры называли «захватывающим дух» количество оружия, которое якобы хотел продать Бут, говорили про терроризм и убийство американцев, этим намереваясь воздействовать на присяжных.

По мнению Даяна, единственное доказательство вины Бута - его же слова - никак не тянут на пожизненное заключение, о котором в своем последнем письме просила прокуратура. Даян считает, что для человека, который не знает законов США, согласно которым даже слова о потенциальном убийстве американцев и обсуждение темы ракет являются федеральным преступлением, требование пожизненного заключения - это драконовская мера, которая никак не обоснована. Даян напомнил, что конгресс недавно принял закон, который делает преступлением обсуждение темы военных ракет, и не все могут об этом знать.

«В обвинении Бута действовал принцип, по которому мы, как американцы, являемся справедливой нацией и можем осудить даже людей, которые нам не нравятся или являются «плохими парнями». Но мы, будучи величайшей страной в мировой истории, не имеем права осудить безвинного человека, человека, который ничего не совершал», - возмутился Даян.

«Решение преследовать Бута и разобраться с ним было принято еще при администрации Джорджа Буша, и мы не намеревались его проверять, а просто хотели поймать. Вы не найдете никого, кто мог бы сказать или доказать, что Виктор Бут торговал оружием после 2000 года. Установлено, что Бут даже помогал США во время печально известной войны в Ираке. Вы не найдете в США ни одного дела, которое может является прецедентом для дела Бута. Есть только один прецедент, и то во Франции, где в 1898 году «дело Дрейфуса» было сфабриковано по политическим мотивам и в процессе которого, как и сейчас, были использованы «сильнодействующие» слова. Но Дрейфус в конце концов был оправдан, и правосудие восторжествовало над политикой. Для меня, как для отца троих детей и американца, нет ничего важнее, чем здоровье и безопасность наших солдат за рубежом. Но Бут не угрожал их безопасности. Я не прошу вас приговорить Бута к минимуму - 25 годам, а говорю вам, что даже это много, и ходатайствую о назначении нового слушания. Закон конгресса написан для тех, кто реально борется против этой страны, кто хочет разрушить эту страну. Этот закон создан, чтобы судить настоящих террористов, а не таких людей, как Бут. Если Бут получит больше, чем 25 лет, это для него будет означать пожизненное заключение. Несмотря на это, Бут уверен, что он вскоре выйдет на свободу», - произнес Альберт Даян.

После этого судья предоставила слово самому Буту, чтобы тот сказал последнее слово. Бут, который очень редко пользовался услугами судебного переводчика, на этот раз, поскольку должен был выступать сам, прибегнул к его помощи. Он говорил по-русски. «Я не виновен, я не виновен, я не виновен, - громко сказал подсудимый. - Все, что здесь говорилось обо мне, - ложь! Я не собирался никого убивать, я не собирался никому продавать оружие! Эту правду знает Бог, знают эти люди», - заявил Бут, повернувшись к сидящим за ним правительственным агентам. «С этой правдой им придется жить всю оставшуюся жизнь, растить своих детей! - крикнул Бут. - Но я благодарен Америке. Американцам, которые боролись за правду, за справедливость! Я благодарен Кену Каплану (своему субадвокату. - «Газета.Ru».), благодарен Альберту Даяну, благодарен этим двум парням, имена которых мне неизвестны».

И, опять повернувшись лицом к троим агентам DEA, Бут указал на них пальцем правой руки и крикнул: «Пусть простит вам Господь, вы ответите перед ним! А я отвечу перед своей Родиной, и Россия ответит за меня!».

Россия считает вердикт, вынесенный Виктору Буту американским судом, необоснованным, а доказательную базу шаткой и незаконной, сообщает «Российская газета» со ссылкой на заявление МИД РФ.

В заявлении ведомства дело "оружейного барона" называют политическим.

"Вынуждены вновь констатировать, что задолго до вынесения приговора В.А.Бут был объявлен властями "торговцем смертью" и чуть ли не международным террористом, а само обвинение строилось исключительно на приписываемом ему "преступном умысле". Отсюда - попытки выбить признание вины путем создания невыносимых условий заключения, физического и психологического воздействия. Абсолютно неприемлема и развязанная в американских СМИ кампания травли, имевшая целью повлиять на присяжных и в целом на ход судебного процесса в нужном направлении", - сказано в заявлении министерства.

Кроме того, в опубликованном документе говорится о планах по экстрадиции бизнесмена в Россию.

Ранее пятницу полномочный представитель правительства России в высших судебных инстанциях, доктор юридических наук Михаил Барщевский заявил газете ВЗГЛЯД, что Россия и США могут договориться о выдаче или обмене предпринимателя Виктора Бута.

«Насколько я знаю, у нас нет соглашения с Соединенными Штатами, предусматривающего возможность отбывания наказания на территории национальной страны. Но, во-первых, это не исключает возможности отдельных договоренностей по отбыванию наказания Бутом, как это было с убийцами Ямадаева. Во-вторых, это не исключает возможности обмена, в случае если какой-то гражданин США будет осужден в России когда-либо и за что-либо», - сказал Барщевский.

В Госдуме связали желание США экстрадировать Бута и отношения с РФ, передает РСН.

Экстрадиция Виктора Бута зависит от желания Вашингтона улучшить отношения с Россией. Такое заявление сделал глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. По его словам, приговор бизнесмену создаёт неблагоприятный фон для российско-американского сотрудничества.

Российские эксперты, опрошенные Русской службой «Голоса Америки», оценивая дело Бута, расходятся в нюансах, но в основном солидарны с позицией МИДа. Директор Центра анализа мировой торговли оружием, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко признался: у него были опасения, что Бут может получить пожизненное заключение. Однако и 25-летний срок он считает несправедливым, не основанным на реальных фактах.

«Особенно учитывая то обстоятельство, что Бут фактически попал в ловушку, устроенную ему правоохранительными структурами США, - добавил Коротченко.

По его мнению, вся доказательная база против Бута строится на эпизоде разговора о неких поставках вооружений.

«Получается, что человека можно приговорить к 25 годам заключения за разговор, который был спровоцирован агентом. Это по меньшей мере странно», - резюмирует эксперт.

Он отметил, что на присяжных и судью повлиял фильм «Оружейный барон» с Николасом Кейджем в главной роли.

«Данный фильм преподносится как художественная лента, снятая по реальным фактам биографии Виктора Бута. На самом деле это не так. Бут - авиаперевозчик, владелец флота грузовых транспортных самолетов», -утверждает директор Центра анализа мировой торговли оружием.

Коротченко не исключил, что среди этих грузов могло быть и оружие.

«Но в данном случае он занимался исключительно предоставлением транспортных услуг как таковых», - утверждает он.

Военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец встречался с Бутом и вел многолетнее расследование с целью доказать его виновность как торговца оружием.

«У меня как у журналиста было величайшее желание припереть его к стенке и доказать миру, что это оружейный барон номер один, мафиози», -сказал он в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки». - Я исследовал огромное количество документов, контрактов, которые он заключал. Встречался с многочисленными свидетелями. Но, оценив весь массив материалов, пройдя по кругу все инстанции, нигде не получил ни одного обвинения против Бута».

Журналист вплотную занимался и «таиландским делом», знакомился с документами, которые в том числе лежат в американском суде.

«Безусловно, переговоры с подставными сотрудниками спецслужб были, - свидетельствует он. - Но налицо всего лишь намерение продать оружие, а факта продажи не было».

Он считает это «эпицентром вероломной истории», которую американцы вменяют в вину Буту, и заявил, что хочет стать организатором кампании по аресту посла США в России Майкла Макфола.

«Все, что проделала американская Фемида с гражданином Бутом, это гнусная бутафория», - заключил он.

В свою очередь, член Общественной палаты РФ, профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, адвокат Елена Лукьянова затруднилась сказать, насколько объективен приговор, сославшись на недостаток информации.

«Тут нужно смотреть материалы дела, доказано - не доказано. Я не увидела доказательств», - констатировала она.

Мнение Мнениям.ру высказывает Александр Коновалов, политолог, президент Института стратегических оценок:

25 лет - это все же очень много, если этот срок по-настоящему отбывать, но Бут этого делать не будет. Найдут способ, как отправить его досиживать на родину, где ему расстелют красный ковер и в публичном пространстве мы его больше никогда не увидим.

Так что я этот приговор расцениваю как победу Бута. Он выбрал правильную стратегию, ведь он не назвал никого, кто помогал ему вести бизнес с государственной стороны, потому что без государственной поддержки такой бизнес делать невозможно. В общем, с точки зрения его российских коллег и партнеров, он вел себя правильно.

Судья правильно была не уверена, что обвинение полностью доказано, хотя присяжные были единодушны в своем решении. Но единственными доказательствами были телефонные переговоры с подставными агентами, которые его провоцировали. Причем Бут все категорически отрицал: мало ли чего не скажешь в шутейном разговоре. А то, что он привез партию оружия и получил за нее деньги, - не доказали, ведь за руку его никто не поймал. Были только разговоры о том, что у России и у колумбийских повстанцев общий враг - США и так далее. Но разговоры не так впечатляют, как материальные доказательства.

Но все равно, думаю, что при ином отношении судьи хватило бы на пожизненное заключение. А 25 лет означают, что теперь это дело может быть предметом торга. Были у нас чекисты, которые были задержаны после убийства Яндарбиева: их приговорили к смерти, пришлось вмешаться нашему президенту, договорилось, что они приедут отбывать наказание по месту регистрации, то есть в Москву. Они приехали, их радушно встретили, и, где они сейчас отбывают свое наказание, никто не знает.

http://www.lentacom.ru/reviews/953.html

Коротченко, Виктор Бут, журнал Национальная оборона, Центр анализа мировой торговли оружием, ЦАМТО, Игорь Коротченко

Previous post Next post
Up