Минобороны договаривается с ОПК о ценообразовании
Министерство обороны еще в середине марта направило предприятиям оборонно-промышленного комплекса предложения о заключении контрактов на 2013-2015 годы, заявил первый заместитель министра обороны РФ Александр Сухоруков в среду на заседании экспертного совета в Совете Федерации.
"15 марта мы направили 735 предприятиям извещения, что мы планируем заключить с ними контракты на 2013-2015 годы, с предложением направить нам до 15 мая обоснованную цену на военную продукцию", - сказал Александр Сухоруков, отметив, что "мы должны хотя бы понимать ту структуру цены, которую нам представляют потенциальные исполнители заказа".
Как пояснил "РГ" председатель Общественного совета при Минобороны и директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, вопросы ценообразования всегда были камнем преткновения между военными и промышленностью, особенно при заключении крупных контрактов по закупкам вооружения и военной техники. В данном случае военное ведомство как бы сыграло на опережение, попросив предприятия ОПК заранее предоставить обоснованную структуру цены по тому или иному образцу военной продукции. При этом процесс ценообразования должен быть абсолютно прозрачным для заказчика. Если в вопросах цены будет полная ясность, то даже очень высокая стоимость конкретного предмета военного назначения, будучи обоснованной, как подчеркивает Коротченко, не сможет служить препятствием для своевременного заключения контракта.
Наверное, стоит напомнить, что за минувшие несколько лет ни один годовой гособоронзаказ не был выполнен в полном объеме. Совершенно провальными оказались 2010 и 2011 годы. В прошлом году в заключение контрактов на закупку сложных видов вооружения, в частности, морской техники, пришлось вмешиваться даже премьер-министру. И лишь с его помощью удалось решить все вопросы.
Сильной стороной отечественной боевой техники исторически было просто уникальное соотношение критерия цена-качество. При минимальной себестоимости советские образцы даже сложнейших видов вооружения зачастую превосходили западные, которые стоили в сотни, а то и в тысячи раз больше. Но это было возможно только в СССР, только при жестком планировании и четкой кооперации, а также при имевших место экономических льготах для предприятий оборонного комплекса и копеечных ценах на энергоносители. В рыночных условиях "оборонка" по инерции, используя старые накопления и заделы, как-то удерживала минимальную цену на протяжении почти десяти лет. Потом запас былой прочности иссяк, и рынок в отношении ОПК проявил себя со всей свойственной ему жесткостью, если не сказать жестокостью.
А руководители Минобороны, даже пришедшие со стороны и успевшие окунуться в гражданское рыночное варево, почему-то продолжали считать, что в современной России танки, самолеты, ракеты и подводные лодки будут такими же дешевыми в производстве, как и в старом СССР. Увы, рынок, он и для армии, и для "оборонки" - рынок со своими отнюдь не либеральными законами.
Казалось бы, все ясно. Но нет! Из года в год, от промышленности требовали дать Вооруженным силам товаров на рубль, заплатив, да и то с рассрочкой, одну копейку. Впрочем, и в ОПК находились хитрецы, которые на пустом месте накручивали баснословные цены. Самое непонятное, что изучением вопросов ценообразования в системе ОПК, применительно к рыночным условиям, в нашей стране никто серьезно не занимался. Даже в рамках существующей уже несколько лет Военно-промышленной комиссии.
Так что желание Александра Сухорукова понять "структуру цены, которую представляют потенциальные исполнители заказа" можно лишь приветствовать. Хотя как можно понять то, что с научно-экономической точки зрения у нас до сих пор никак не обосновано?
Между тем, гособоронзаказ на 2013-2015 годы оценивается в 1 трлн. 180 млрд. рублей. Деньги немалые. От того, как они будут распределены, зависит выполнение не только заказов-поставок на ближайшие два года, но и реализация плана госзакупок новейшей техники в заявленных объемах до 2020 года.
http://www.rg.ru/2012/04/05/orujie-site.html