Давно уже ни от кого не скрываю - Бен Стиллер и Адам Сэндлер - два моих любимых комедийных актера. Так случилось довольно давно, продолжается сейчас, и я не очень вижу, кем эта ситуация может быть изменена (Джейсон Сигел? Нил Патрик Харрис? - нет, всё не то...).
Первый - скорее интеллектуал, парень, чья постоянная установка самому себе быть обычным, быть правильным, часто играет против него. Второй - весельчак и остолоп, который даже не пытается выглядеть нормальным, но не слишком сильно выбивается из ряда обывателей. У обоих бывали и взлёты, и провалы. Оба, бывало, перегибали (хорошо, Сэндлер чуть чаще, но у него и амплуа порискованнее), но вцелом - оба уже приучили меня к своему фирменному стилю.
Так что на их фильмы я хожу без особой опаски. И почти всегда остаюсь доволен. Зохан? Немного пугают трейлеры про близнецов Сэндлеров, но это дело будущего. А за Стиллера я практически спокоен, там больше пугало привлечение Эдди Мерфи.
Но я опасался напрасно. Всё получилось отлично.
Джош - управляющий в одном из престижнейших небоскребов Манхэттена, в котором живет нечистый на руку делец с Уолл-Стрит. Доверив свои деньги и деньги коллег по обслуживанию богатых жильцов банкиру, Джош с друзьями в одночасье становится банкротом. Вернуть сбережения возможно только преступив закон, но никто из законопослушных работников пылесоса, лифта и почты не в силах организовать ограбление. На помощь приходит мошенник-недоучка...
Я примерно представляю себе некоторое разочарование от просмотра, которое вероятно возникнет у большинства зрителей. На взгляд большинства - фильм не дотягивает по всем параметрам. Он вроде и недостаточно смешон, чтоб просыпать от хохота попкорн, недостаточно боевит, чтоб ломать ногти о подлокотники кресел и недостаточно драматичен, чтоб залить слезами "жилетку, находящуюся на соседнем кресле" (почти ц). Но это на взгляд тех, кто смеется на "Самом лучшем фильме", главным боевиком считает "Форсаж", а Габури Сидибе видит только в одной роли.
По мне, так всё сделано если не на пять, то на четыре с жирным плюсом. Я смеялся (поверьте, это бывает нечасто), я удовлетворен сценами ограбления, и я, в конце концов, понимаю Джоша.
Вообще, меня фильм подкупил тем, что на себя можно примерить практически каждого героя. Мне близко отношение к людям и работе героя Стиллера, мне понятны семейные заботы персонажа Аффлека, мне приходилось бывать даже в шкуре героя Бродерика... Да и всех остальных я вполне понимаю. Все они доступны и главное - они живые!
И тем смешны! Берутся за ограбление века, но представление о преступлениях черпают из сериалов о Коломбо. Вверяют себя в руки пройдохи, который в жизни не крал ничего дороже 1000 долларов. Орудуют пистолетами, но при этом не забывают о вежливости и заботе о жильцах.
Поэтому за историю, в которую я поверил, и которая оказалась как никогда актуальна именно сейчас, можно сказать отдельное спасибо сценаристам. А это ни много, ни мало парни, которые придумали "Одиннадцать друзей Оушена". Так что примерный ход мысли вы себе можете представить.
Далее упомянем режиссера. Бретт Ратнер - это в первую очередь, простигосподи, "Час Пик", но мне, в принципе, нравился больше "Семьянин" (можно в таком ужасе признаваться?). Крис Такер, кстати, мог стать одним из участников проекта, но бог миловал и мы имеем, то что имеем.
А имеем мы, на мой взгляд, совершенно восхитительный актерский ансамбль. Все такие очаровательные - хочется рассказать про каждого.
Стиллер продолжает свою роль правильного парня в неправильных обстоятельствах. Таким он был в "Факерах", такой и здесь - только теперь его персонаж чуть успешнее в работе, но куда менее успешный в личной жизни.
Эдди Мерфи никогда не казался мне веселым, смешным - да, но его смех, он придурошный какой-то. А его тяга к "семейному" кино с пукающими зверушками убила казалось бы последнюю надежду на него как на комика. Но здесь он раскрывается заново - возвращение к амплуа бестолкового мошенника ему пошло на пользу, с его появлением действие фильма стало богаче и живее, но немного он всё-таки тянет на себя одеяло... Ну привык парень стоять первым и единственным в титрах и на афишах...
Кейси Аффлек с удивительным одинаково непроницаемым лицом умеет играть как маньяка-убийцу, так и любящего мужа, готовящегося стать отцом. Вроде он и не шутит в кадре особо, и даже не улыбается, но смех разбирает от одного его взгляда. И с сэром Полом он конечно зря так...
Мэтью Бродерик мне всё еще мнится подростком, хотя если призадуматься юным он не был даже тогда, когда я о нем только узнал и увидел в "Военных играх". Здесь он маленький, побитый жизнью несчастный, которому приходится переломить себя ради будущего своих детей. Беспокойный, неуверенный и неуравновешенный, но чертовски милый.
Пенья совсем недавно, в "пицценосце", играл преступника. В "Небоскребе" он скорее похож на своего героя из "Типа крутой охранник" - глуповатый тип, не особо желающий работать, зато любящий правильно повеселиться.
Красавица Габури мило улыбается и строит глазки - ей больше ничего и не нужно делать в кадре.
Зато отлично выступает Теа Леони. Мне она всегда была симпатична, хотя бы за того же "Семьянина", а здесь она демонстрирует этакую сигурниуиверскую сталь в голосе и взгляде, что просто ууух! И при этом - вполне натурально напивается.
Всё это вместе складывается во вполне себе приятную картину - лёгкую криминальную комедию, вышедшую удивительно вовремя, но при этом современную практически в любое время. Ибо короля, как известно, делает свита. И не замечать ее, а тем более обижать, порой бывает чревато для сильных мира сего. А возможно даже опаснее, чем противостоять равным себе.
Вердикт. Может быть не такая элегантная криминальная комедия, как "Друзья Оушена", но вполне заслуживающая внимания. С минимумом пошлости, ненавязчивой моралью, несколькими смешными сценами и парой захватывающих дух трюков. То, что нужно с приходом зимы...
Смотрите кино и Не паркуйте автомобили в квартирах!