На "Барышникова" нас уже как-то раз звали - что-то не срослось, уже не помню. Но видимо посмотреть фильм всё-таки было суждено. Иначе чем объяснить то, что приглашение на него последовало сразу с двух сторон. Вновь проявило инициативу сообщество
filmz_ru, но мы предпочли оставить возможность другим воспользоваться предоставленной возможностью, а сами приняли приглашение от "Каравелла DDC". Спасибо Алексею Дахно за проявленную о киноманах заботу.
Премьеры в "Художественном" - это особый вид киноизвращений. Может быть в пуританские и воспитанные в тотальной вежливости советсткие времена премьеры в нем и проходили на высшем уровне доже при большом стечении народа. Но сейчас, в эпоху кровавых битв на премьерах у "Октября", народ окончательно тронулся рассудком. Снося друг друга рвутся "зрители" за халявным шампусиком в пластиковых стаканчиках, а затем, умудрившись выпить не меньше литра дозами по 50 грамм, неровной походкой несутся занимать места в и без того не очень комфортабельном зале, превращая просмотр в базар и балаган. Причем, к моему удивлению, дирекция кинотеатра ни коем образом не намерена учиться на своих ошибках и продолжает распространять приглашения в количестве вдвое превышающем число посадочных мест в зале. Вот и в этот раз зачем-то устроили гвалт и давку - да такую, что дефекты работы киномехаников в "Ролане" и "Фитиле" выглядят невинными недоразумениями на фоне скотской организации самого совкового кинотеатра Москвы.
Боря Фишкин - советский пятиклассник, занимающийся в балетном училище. На дворе самое начало Перестройки и вместе со страной меняется и наш герой, только начинающий взрослеть. Сил в преодолении подростковых проблем и страхов герою придает убежденность в том, что его отец - бежавший на Запад знаменитый танцовщик Михаил Барышников...
Оооооохх, как я не люблю фильмы, обращающиеся к тематике конца СССР. Все они, разные по сути, одинаковы в одном - неверны. Они субъективны. Субъективнее темы просто невозможно придумать. Кто-то воспевает расцвет советского, кто-то клянет свое прошлое, рисуя жизнь миллионов людей в виде трупа афганца в постели со школьницей.
Тьху! Не трогайте вы Перестройку. Ну не время... Ну пусть пройдут еще лет 20-30, пусть отомрут последние бабушки, восстанавливавшие послевоенную промышленность, пусть отойдет от активного обсуждения "хрущевское поколение", получившее самый весомый удар от либерализации экономики, пусть окончательно забудет свое детство "брежневская пионерия", у которой эпоха застоя навсегда ассоциируется с счастливым беззаботным детством... А потом, если захотите, если будете еще в состоянии, если поднимется рука - пинайте павшего исполина. Только сможете ли?
Я отношусь к последнему поколению брежневской эпохи. И талоны на колбасу я помню, и очереди за мылом, и пальто на вырост. Но помню и открытые двери в квартиры, и научные и спортивные победы, и детскую занятость кружками и секциями.
Я предвзят. Я необъективен. Я в теме.
Поэтому я отнесся к фильму несколько не так, наверное, как на то рассчитывали создатели.
Как комедия фильм совершенно беспомощен. "Ералашевские" гэги и натужность юмора с первых минут настраивает на печальный лад. Первое же падение главного героя перечеркивает все надежды на хоть какую-то серьезность происходящего. И дальше - только больше. Кажется, авторы решили затолкать в фильм всё, что они помнят сами или по рассказам о СССР и жизни в нем. Помните, в "Футураме" была серия, где Фрай попал в парк аттракционов, изображающих конец двадцатого века. Там механические ковбои с гарпунами охотились на китов и тому подобная несуразица была собрана в кучу и перемешана. Так и в "Барышникове". Вот вам очередь в магазин и мясо в оберточной бумаге. Вот вам малогабаритная квартира и поворотный диск для похудения. Вот вам афганец без ног и фарцовщики с джинсами. Вот вам бюст Ленина в кабинете директора училища и бумажные листья привязанные к облетевшим кустам в честь приезда зарубежного гостя. Вот вам Большой театр и видеомагнитофон ВМ-12.
Винигрет из воспоминаний и впечатлений. Мешанина. Свалка...
Это вам не Майкл Манн, скурпулезно восстанавливающий атмосферу тридцатых во "Враге общества", добиваясь аутентичности вплоть до качества ниток в галстуках своих персонажей. Нет! Что вы, зачем лезть из кожи вон, когда смех у нынешнего зрителя должны вызывать трусы мальчика и бусы его мамы. И плевать, что бордюры покрашены в современную черно-белую полоску, что плитка подземных переходов явно отличается от советской, что у бедного мальчика, растущего без отца, дома в 1986 году (!) на стене плакаты Depeche Mode, Scorpions и Rolling Stones. Я уже не говорю про "видак" и "плеер", которые в то время себе могли позволить только "дипломаты неприсоединившихся стран".
Стоп-стоп-стоп - скажете вы. Декорации - это не главное! История, актеры, режиссура - вот что делает фильм фильмом!
Может быть, так и должно было быть. Но не случилось. История слабоватая, таких в кино было уже не одна и две. Даже в сериалах уже эти вымышленные отцы отметились - я вон как раз об этом "Как я встретил вашу маму" в августе посмотрел...
Актеры? Дети, искалеченные выпускники Грачевского? Ну хорошо, исполнитель главной роли Дима Выскубенко - старается, прыгает через голову и тащит на себе картину. Хорошо, Михалкова в коем то веке иронично отнеслась к себе и играет без присущего ей обычно надрыва и перебора. Хорошо директриса попала в точку - хотя и сейчас таких женщин навалом, это отнюдь не советского строя достижение.
Но остальные-то что делают в кадре? Двухминутное появление еврейских бабушки с дедом нокаутом выносит всех остальных персонажей фильма.
Бездарно слитый финал с претензией на реалистичность окончательно рушит вселенную фильма. Ну что это за инсценировка клипа Джерри Холлиуелл? Что за "встретил Барышникова"? Что за "стал предпринимателем"? Какая-то фигня, простите...
А собственно почему я решил, что у людей, в голове которых всё советское перевернуто и смешано как белье в стиральной машинке, будет нормальное представление о морали в современном обществе? Жирная точка авторов в конце однозначна - в жопу балет, деньги правят миром. И во всем виноват СССР...
Единственное светлое пятно фильма - короткая фраза: "В Советском Союзе мы жили в одинаковых квартирах и ходили в одинаковой одежде, но все хотели быть разными". И стали разными. И хорошо, что я не стал таким как авторы "Барышникова". Мне с ними не по пути...
Смотрите кино и Танцуйте!