Не так много могу назвать режиссеров, которым доверяю безоговорочно. Чье имя в титрах для меня является гарантией того качества продукта, которого я ожидаю. Такие люди редко обманывают меня. А если и получается что-то не совсем удачно, то я прощаю промах. Ведь от ошибок никто не застрахован.
Но я не терплю обмана.
А Уэс Крэйвен меня обманул.
Или это всё-таки был не он?..
Этот фильм не входил в шорт-лист моих первоочередных ожиданий. Я просто краем уха слышал, что Крэйвен работает над очередной оригинальной картиной, после которой обратится к перезапуску "Крика". Ну и на том спасибо. Вполне мог бы подождать выхода на видео, но, благодаря
golubchikav, появилась возможность сходить на премьеру, да еще в новый для себя зал, да еще в 3D, да еще в свой день рождения - ну как тут отказаться! Хотя в последний момент образовался определенный выбор -
cobakapavlova позвала на премьеру "Кочегара" в "Октябрь". Однако, Балабанов - не тот человек, чьи помои хотелось бы добавлять в разносол моего праздничного стола.
Так что - "Забери мою душу", и немедленно!
Кровавый маньяк терроризирует небольшой захолустный городок. Одержимого демонами убийцу хватают в тот момент, когда он убивает свою беременную жену. По дороге на тот свет злодей успевает покалечить уйму людей, прикончить своего психиатра, получить несколько пуль, перевернуться в автомобиле, взорваться и... исчезнуть в реке... Спустя шестнадцать лет, семеро подростков, родившихся в страшную ночь, становятся целью не то возвратившегося с того света монстра, не то его мятежного духа, не то чьего-то дурацкого розыгрыша...
Картинки с
Кинопоиска... Но там какие-то проблемы...
Розыгрыш...
Это слово загорелось тусклой красной лампочкой в моем мозгу примерно на пятой минуте фильма и время от времени мигала, то набирая энергетику происходящего на экране абсурда, то угасала в надежде на витиеватый финт в финале.
На минутку, Крэйвен - автор оригинального "Последнего дома слева", создатель целой вселенной "Кошмара на улице Вязов" и воскреситель жанра молодежных ужасов франшизой "Крик"... Даже последний его большой фильм "Ночной полет" - и то, небезупречно, но вполне добротно держал в напряжении и весьма олдскульно, по-доброму пугал.
"Забери.." же скорее пугает полной беспомощностью и каким-то старческим маразмом.
С самого старта картину начинает швырять от иступленной серьезности к разудалому трешу. Маньяка расстреливают раз, два, три... Даже самый кровожадный зритель уже кричит: "Да ну сколько ж можно?" Но нет - злодей снова открывает глаза, рычит утробным голосом и наносит очередной порез замешкавшейся жертве. Все возможные жанровые клише пузырятся на пленке кипучей пеной. Тут вам и финальное проклятие, и одержимая девочка, и вуду, и недобитый полицейский. И обязательный исчезнувший маньяк. Всё как положено...
Дальше - больше. В момент гибели (гибели?) воплощения зла в городке рождаются семь младенцев, которым спустя 16 лет предстоит вновь столкнуться с кровавым прошлым своего города. Эти семеро - настоящая энциклопедия типажей для молодых создателей слэшеров. Негр, китаец, спортсмен, мямля, блондинка, трудный подросток и христианка. С некоторыми вариациями такие есть в любом фильме о кровавом маньяке и здесь "Забери.." даже не пытается быть сколько-нибудь оригинальным. Но беда в том, что он не пытается быть и умным. Бред, льющийся из уст персонаже, постоянно наталкивал на мысль, что вся эта история происходит в больном мозгу шизофреника, ударившегося о стены своего теплого мягкого карцера. Еще большим бредом являются действия персонажей. Они с завидным постоянством бегут, звонят, кричат, бьют друг друга, строят какие-то непонятные зрителям заговоры, но даже не пытаются объяснить или как-то обозначить смысл своих действий. Напуганные видениями спустя минуту уже смеются. Рассказывающие об убийстве в следующей сцене уже забывают об ужасах, а потом вдруг снова вспоминают и заливаются слезами. Движение на экране настолько хаотично, как со стороны жертв, так и со стороны потрошителя, что это даже перестает быть забавным.
В финале ждешь чего-то оригинального. Даешь шанс создателям оправдаться за неуклюжее повествование каким-нибудь необычным шьямолановским вывертом. Но они оказываются настолько ленивыми, что никакой загадки из развязки не делают. И первое, что вам пришло в голову после знакомства с персонажами, будет правильным ответом. Кто-то скажет - классика. Я скажу - отсутствие оригинальной идеи.
Вообще с идеями в фильме ситуация двоякая. На протяжении действия расставлено столько крюков, зацепок, деталек, из которых можно было бы строить и строить повествование или использовать в неожиданных местах. Нам-то прожженым хорроролюбителям мерещились то там, то тут эффектные появления пропавших было героев и деталей. Ан нет! Толком ни к чему не привели ни линия с дочерью, ни надпись на ноже, ни незапланированная беременность, ни чучело ворона, ни детская лошадка, ни потерянный телефон, ни вуду, ни христианство, ни мост, ни вода, ни зеркала... Не сработало НИ-ЧЕ-Го из того, что мы привыкли видеть в такого рода фильмах.
А самое обидное - закончилось-то ничем. Я, например, не получил ни малейшего представления о том, что же происходило на экране. Ни исходных данных, ни мотивов, ни финальной морали. Ноль. Когда картина вышла на явную финишную прямую, немой вопрос застыл, кажется, в глазах всего зала - что, черт возьми это было???
Хотя глаза я видеть не мог - это же ТриДэ, все были в очках. Но увы! И тут я вас должен разочаровать. Я не так много ДДД-фильмов посмотрел, чтобы давать окончательную и бесповоротную оценку. Но в этой картине 3D просто нет. Вообще! Абсолютно! Кроме титра с заголовком. И это ужасает гораздо больше всего остального увиденного. А ведь это - на секунду - молодежный слэшер, привет, так сказать, из восьмидесятых. Где, я вас спрашиваю 3D-сиськи главной героини? Как без этого можно выходить на экран? Попраны все каноны жанра! Я негодую!
К плюсам Крэйвена всегда относился талант привлекать в свои картины молодых актеров, которые позже вырастали в больших звезд. Но и в этом компоненте Уэс подкачал этим своим фильмом. Все персонажи либо оказались слишком блеклыми, либо до рези в глазах напоминали кого-то уже более известного. Так главный герой - ну вылитый молодой Райан Филлип. Его товарищ - этакий юный Стив Куган, а блондинка - ну просто Мина Сувари времен "Красоты...". Ждет ли их участь Джонни Деппа, Киллиана Мерфи, Кортни Кокс и Нив Кэмпбелл - кто знает. На мой взгляд "Забери мою душу" пока выглядит скорее минусом в фильмографии, чем дополнительным поводом для гордости.
Да и сам крестный отец Фредди Крюгера вряд ли станет добавлять эту неудачу в свое резюме. Невнятная, непродуманная, плохо рассказанная и совершенно банальная история не столько отвернула меня от персоны Крэйвена, сколько заставила загрустить о перспективах возрождения "Крика". Ремейки "Последнего дома слева" и "Кошмара на улице Вязов" были не самого высокого уровня, пусть к ним и не имеет ключевого отношения сам Уэс. Но "Крик" - полноправное его детище. И если его ждет такое же воплощение, то плакали наши надежды на радость настоящего молодежного ужаса...
Правда всему произошедшему на экране можно найти простое объяснение. Таинственный демон захватил тело Уэса Крэйвена и снял историю про свои приключения в Ривердэйл, утробным рыком командуя на съемочной площадке: "Камерррра! Моторрррр! КРРРРОВИЩЩЩААААААА!!!"
Так было?
Это объяснение меня бы устроило.
Возвращаясь к началу, скажу одно... Я совсем не ждал этот фильм. Поэтому не могу назвать его просмотр разочарованием. Но это безусловно одна из самых пустых, бессмысленных и невнятных картин, какие мне приходилось видеть в последние годы. Но где-то глубоко внутри я снова даю шанс Крэйвену и надеюсь, что "Забери мою душу" и есть та самая проруха, которая бывает у седобородых стариков, вроде Уэса...
И в любом случае - убедитесь-ка лучше в этом сами. В конце концов, может это я такой старый стал уже, что маска с дредами и ножик в крови меня уже не пугают?..
Смотрите кино и Плюйте с моста в реку!
Хотя это помогает только первые шестнадцать лет...