Финал большого разговора о том, что ждет Челябинск театральный в ближайшем году - в
Челябинском театре драмы,
на вопросы ответила Елена Петрова, директор театра:
Начало интервью:
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ и
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
- В Челябинск вернулся художник Сергей Александров, и это нельзя было не заметить. За минувший сезон и в сезоне новом в целом ряде местных театров вышли, находятся в работе и планируются спектакли, где в качестве сценографа значится Сергей Анатольевич. Расскажите о вашем «новом» знакомстве с ним, какие постановочные планы? Есть ли у него еще какие-либо функции в театре?
- Ранее я не была знакома с Сергеем Анатольевичем - во время его предшествующего периода работы в Челябинске. Мы познакомились, только когда он пришел на встречу. Я считаю, что это человек очень хорошо разбирающийся в театре, в большом смысле этого слова. И я считаю, что такой человек должен работать в нашем театре, в любой должности. И я очень рада, что он появился у нас. Он отвечает за зрительскую часть - оформление, выставки и так далее. И да, он достаточно много ставит в нашем театре. Всё это спектакли полномасштабные, костюмные. Мне нравится, как он работает с цехами, потому что он очень много знает и умеет. И свои навыки с удовольствием передает. Это замечательно.
- В каком-то смысле Театр драмы становится театром художников - есть главный художник, теперь вот Сергей Александров, Николай Осминов (и актер, и художник, и режиссер), есть молодой художник Константин Михайлов (выпускает спектакль в Молодежном театре «Давай никуда не улетим, Ёжик…», спектакль + проект сказок в Драме). Это получается случайно или есть какая-то цель? Свои традиции? И как-то планируете использовать это?
- Это стечение обстоятельств. И это нужно использовать во благо театра. Время идет, мы взрослеем, все. И то, что есть Олег Иванович и Сергей Анатольевич, которые могут передать свои знания, умения тому же Николаю или Константину - это здорово. И я рада, что у Кости будет премьера в Молодежном театре. Это замечательно.
- Есть ли фестивальные планы? Когда ездили на фестивали в последний раз? Что и куда собираетесь везти?
- Последняя фестивальная поездка была в Новосибирск - на «Ново-Сибирский транзит» со спектаклем «Камень». Два года у нас были с большими гастролями. Что фестивальные поездки, что гастрольные - это достаточно затратно.
- Но ведь это разное качество. Разные цели.
- Я понимаю это. Согласна.
- Вы подаете заявки, и спектакли не проходят конкурс на участие в фестивалях?
- Я даже не помню, если честно, когда мы последний раз подавали заявки. «Станционный смотритель» мы заявляли на «Ново-Сибирский транзит 2016», но не прошли. Больше мы никуда не заявлялись.
- То есть, получается, у театра нет потребности участия в фестивалях, и вы осознанно сконцентрировали свои усилия на проведении развернутых гастролей? Скоро собираетесь в Ижевск - в Русский драмтеатр Удмуртии. Что-то, может, есть еще?
- Да, едем с обменными гастролями в Ижевск. Мы планировали в этом году обменные гастроли с пермским Театром-Театром. Владимир Гурфинкель и Борис Мильграм приезжали сюда, мы проводили переговоры - подали заявку в Министерство культуры РФ, но они не поддержали. А театры все большие и самостоятельно поехать невозможно.
В Ижевск мы едем при помощи нашего Министерства культуры.
- Какие новости межсезонья: изменения в труппе, новые постановщики, проекты? Что-то специально готовите для юбилея?
- В связи с юбилеем театра - в этом сезоне нам исполняется 95 лет - у нас будет ряд мероприятий.
В ноябре откроется выставка - в Выставочном зале Союза художников, где мы займем три зала: первый - это расширенный перенос выставки, которая была в Москве; второй - выставка, посвящена работе наших цехов; третий зал - интерактивный, где будут проходить мастер-классы, театральные уроки, встречи с актерами. Все это будет идти два месяца.
30 ноября состоится концерт «Поют актеры театра драмы с оркестром «Малахит». Это будет литературно-поэтический вечер. Пока определяемся с темой, ребята думают, что бы они хотели исполнить с «Малахитом».
И 9 декабря - торжественное театрализованное мероприятие, посвященное 95-летию театра.
- Сколько сейчас в вашем текущем репертуаре спектаклей? И какое количество вы считаете нормальным, удобным для постоянного проката?
- На сегодняшний день 30 спектаклей, это вместе с малой сценой. Зависит от того, с какой точки зрения смотреть. Постановочная часть говорит, что самое оптимальное - это 18 спектаклей на большой сцене. Это в плане хранения декораций. Но я думаю, что все-таки 25 или 26 спектаклей вместе с малой сценой. Не обязательно они должны идти каждый месяц. Например, у нас был спектакль (уже списан), который назывался «Так трепетно счастливы». У этого спектакля был свой зритель на конкретный день года, который собирался каждый год 30 декабря. Я понимаю, что актерам было трудно играть его раз в год (в том числе именно поэтому его и списали). Но это была хорошая традиция у зрителей - ходить на него в этот день.
Я знаю, что у некоторых театров есть практика играть отдельные спектакли раз в три месяца, все остальное время он лежит у них на сохранении.
- Есть ли спектакли, которые были списаны в прошлом сезоне или во время межсезонья? «Камень» убран с сайта, он точно списан, да? «Прекрасное Далёко» пока на сайте есть, но в октябре его нет в афише. Он еще будет показан?
- «Камень» списан точно. Он коммерчески удачным никогда не был. В то же время мое отношение к этому спектаклю вы знаете - в свое время я могла либо дать добро на его постановку, либо не дать. Мне он нравился. Причина его списания в том, что мы должны были начинать платить авторские (было показано определенное количество спектаклей, авторские по которым при постановке оплатил Фонд имени Роберта Боша). Для возобновления показов нам нужно было выплатить порядка 2500 Евро единовременно и потом с каждого спектакля отчисления.
- Не так уж и много. Все зависит от того, на сколько показов было бы разрешение.
- Давайте будем честными: мы 5000 рублей с этого спектакля не собирали.
- Все равно это звучит скорее как повод, но не как причина.
- Неправда. Я лично относилась к этому спектаклю хорошо. И если бы мы хотели избавиться от него, то мы бы не возили его и в Екатеринбург на гастроли в Музкомедии. И все артисты его любили.
- И за пару лет проката можно было бы заплатить 150 000 руб.
- Мы бы и этого не собрали. Показ спектакля это же не только авторские.
- Хорошо. Но это была бы плата за то, что у артистов есть эти роли, а у определенного зрителя, которому нужно это, есть такой спектакль.
- У нас есть «Прекрасное Далёко». Это такая же «плата». Мы его не списываем. Мы его будем играть дальше. Его надо отрепетировать: есть вынужденная замена из числа артистов Театра современного танца, да и по объективным причинам не играли его давно. Он из той категории, что раз в два месяца может собрать если не полный зал, то партер. Он собирает свою публику, и эта публика имеет на него право.
- Какие из премьер Театра драмы последних двух-трех лет вы считаете наиболее удачными? Что можно порекомендовать зрителю для знакомства с вашим театром - именно из новых работ?
- Я очень люблю «Девичник над вечным покоем». Смотрела его несколько раз. И он на разную публику. Зрителям любого возраста он понятен.
Могу рекомендовать и «Аферу по-французски» и «Афинские вечера». Есть публика, на которую эти спектакли направлены, и они им нравятся. Мы не претендуем на участие в фестивалях с этими работами. Но то, что есть зритель, который посмотрит эти спектакли и не пожалеет - я уверена.
- Какой спектакль вы считаете визитной карточкой Челябинской драмы? Что из репертуара вы можете отнести к флагманам вашего театра?
- Бесспорно «Портрет Дориана Грея». «Август. Округ Осейдж».
- Он собирает зрителя?
- У спектакля «Август. Округ Осейдж» есть свой определенный зритель - партер, центральные места. Он не собирает аншлагов, но я знаю точно, что те, кто посмотрел этот спектакль никогда не уходят с него разочарованными.
Я люблю спектакль «Чужой ребенок». Мне очень нравится «Скамейка». «Всё о Еве» - технически очень сложный для нас спектакль с точки зрения материальной базы: там очень важен звук, а у нас оборудование, мягко говоря, устаревшее, но в этом спектакле есть замечательные актерские работы.
- Что из работ ваших коллег в Челябинске наиболее впечатлило за последние годы?
- Честно скажу, хожу крайне редко. Я была на «Фаусте» в Театре оперы и балета - это впечатляет, да. Очень давно не была в Манекене, к сожалению. Очень хочу сходить туда, люблю этот театр. Мне нравятся работы в Новом художественном театре.
Я надеюсь, что у нас получится поработать с Евгением Гельфондом, сейчас мы ведем с ним переговоры.
Ведутся переговоры и с одним из режиссеров, работающих в Камерном театре, - с Ларисой Александровой.
- Есть ли менеджеры, режиссеры и театры, за которыми вы наблюдаете с интересом?
- Мне очень нравится то, как работает директор театра «Красный факел» Александр Кулябин. Алексей Бородин - художественный руководитель РАМТа. Кстати, я надеюсь, что РАМТ приедет к нам на большие гастроли в конце сезона.
Этим летом я прошла «Школу театрального лидера» в ЦИМе. Там была практически одна молодежь, было очень тяжело. Они потом смеялись: «Вот, смотрим, с погонами сидит». Было тяжело снимать погоны. Но ничего, сняла. Было настолько интересно! У молодых коллег очень многому можно научиться. И те, кто проводил там встречи - это был самый высокий уровень театрального менеджмента.
Учиться всегда хорошо!
*****************************************************************************************
Предыдущие интервью из этой серии:
Ольга Пона, художественный руководитель Челябинского театра современного танца Илья Коломейский, директор Челябинского Камерного театра Денис Стрельцов, руководитель театра-студии "У паровоза" Евгений Гельфонд, художественный руководитель НХТ Владимир Филонов, Студия-театр "Манекен"