Театральное отраЖЖение (в целом) - как можно это делать

Aug 14, 2014 01:00

Давно хотел написать развернутый пост о том, как можно (и нужно) вести театральные блоги, иначе говоря, отраЖЖать жизнь театра и его отдельные проекты в сети посредством социальных сетей.



В последнее время в сети все больше и больше появляется театральных блогов (на самом деле, если сравнивать с общим количеством театров, то число приобщившихся из них к блогосфере катастрофически мало, но все же). И это хорошо. Даже замечательно! Другое дело, что, на мой взгляд, здесь существует как минимум две серьезные проблемы, о которых и хотелось бы поговорить.

Первая - это то, что творческий блогерский запал довольно быстро сходит на нет, и в результате в сети висит масса мертвых или полумертвых твиттеров, страниц или групп на Facebook’e или ВКонтакте, а особенно аккаунтов ЖЖ. То, что страницы перестают вести зависит от массы причин, каждая в театре уникальна или банальна (уходит из театра человек, который этим занимался, меняется его функционал, популярность блога остается минимальной, а в итоге опускаются руки), но это неважно. Главное - сам театр, как правило, не заинтересован в этом. Почему? Все просто.

Обычно целью блога ставят увеличение количества зрителей. И, казалось бы, это естественно. Однако, на самом деле это ошибка. Блог театра, кроме того, что это имиджевый проект, решает следующую важнейшую задачу: перевод зрителя из категории «случайный» (когда отдельно взятый человек или пара ходят в театр раз в год, в полгода, максимум, раз в квартал, и то это уже серьезный подвиг) в категорию «постоянный» (как минимум раз в квартал, а то и чаще, то есть зритель в курсе театральной жизни, отсматривает все премьеры и что-то может даже пересмотреть) или даже «увлеченный» (раз в месяц и чаще). Важно ли это? Безусловно. Именно в этом и заключается реальная эффективность работы театра (если кто-то сомневается, то спросите у Геннадия Григорьевича Дадамяна, он это докажет как дважды два).

Иначе говорят, важно понимать, кто ваша адресная аудитория и для чего вы все это делаете. Это первое.

Вторая проблема - сам контент, то есть наполнение вашего блога, что вы там размещаете, как часто вы это делаете, и с какой целью (см. пункт первый). Абсолютное большинство театров публикуют там свой ежемесячный репертуар, информацию о гастролях, афиши премьер, их анонсы, пресс-релизы, информацию об акциях, решающих сиюминутные задачи по наполнению зала (причем, как правило, тщетно, ибо, повторяю, привлечь случайного зрителя в большом количестве через блог так вдруг не получится), самые продвинутые - устраивают конкурсы, специальные акции для социальных сетей, завязанные на репосте, что увеличивает аудиторию подписчиков, но системно это практически никто не делает. В основном - это информация, которая размещается на официальном сайте, то есть просто ее дубль в соц.сетях. Но кому это может быть интересно? Тем, кто интересуется театром, иначе говоря, уже постоянному и увлеченному зрителю. Таким образом, своей основной задачи - перевода из «случайного» в этого самого «постоянного» зрителя блог с таким наполнением решить не может по определению. Ну, как список ваших спектаклей, их афиша и пресс-релиз может привлечь случайного пользователя в театр? Что его тронет? Название? Случайное желание сходить в театр, то есть его запрос в гугл и выход на вашу страницу? Но ему ничего не скажет ни имя режиссера, ни ваши актеры, а, как правило, ни название спектакля, автор пьесы и сама афиша/текст. Он просто не в курсе. Надо привлекать чем-то другим. Но чем? Вот на этот вопрос я и попробую ответить.

Как, по моему скромному мнению, стоит вести театральный блог и что для этого требуется. На самом деле, все просто. Что такое блог? Это интернет-дневник, то есть отражение реальной жизни - субъекта, в данном случае театра, в виртуальном пространстве. Официальные рекламные данные - это лишь вершина айсберга, о которой и без того все знают. Но вот о том, что происходит в театре кроме показов спектаклей, из обычных зрителей не знает никто. Каков театр на самом деле? Чем занимаются все эти десятки и сотни людей на необъятных просторах многочисленных ОблДрамТеатров? Что они там все время делают? Кто туда приходит? Репетируют? Но как? Где? С Кем? Когда? Ставят декорации? А как? Кто? Сколько? Изготовляют декорации к премьере постановки нового спектакля? Но кто? Где? Как? И прочая, и прочая. Все это остается в тени. Никто и ничего об этом не знает. Плюс - сами ежевечерние, а то и утренние/дневные, или не дай бог ночные спектакли/показы/читки/лаборатории/и т.д. Как все это проходит? Вот о чем надо писать. Причем не отчетно/официально, а живо, интересно, даже субъективно.

Как это сделать? В каждом театре должен быть как минимум один человек, который занимается исключительно освещением жизни театра в блогосфере. Причем делает это авторски, со своими комментариями, своим видением того, что это и как. А уж в большом театре, у которого статус областного, а то и государственного, таких людей должно быть в идеале трое. У каждого в руках вменяемый смартфон/планшет, плюс рабочее место с прокачанным стационарным компьютером, который может обрабатывать графику и видео, а также видеокамера, а еще в помощь под рукой имеется дизайнер, который может выдавать афиши/флаеры/картинки для акций, событий и просто помогать в оформлении блога. Это не идеал, это объективная потребность. Только в этом случае может появиться полноценный живой и яркий ресурс, который будет интересен как уже постоянному зрителю, так и другим, случайным пользователям, вдруг наткнувшимся на репост той или иной любопытной фотографии, какого-то текста о том, как прошел спектакль, о каком-то зрителе, закулисном смешном случае, известном театральном деятеле, который посетил театр, и уж тем более о проходившем фестивале или лаборатории. Живые авторские тексты - это то, что может заинтересовать, поселить интерес и желание сходить в театр, ибо это ново. Кроме того, нужно выделять на это определенный бюджет, дабы продвигать страницы в соответствующем виде блогов, а также проигрывать на блогерских конкурсах действительно вкусные призы, на типе как пара мест в центральной части партера на месяц и т.д.

Жалко денег? Однако, на «прессу» часто денег и ресурсов не жалко. Но посмотрите, какой рейтинг у большинства местных публикаций о вашем театре? Дай бог тысяча просмотров (что делите на три как минимум), в лучшем случае несколько тысяч. Но любой блог ВКонтакте имеет пару-тройку тысяч подписчиков, а при последовательной системной авторской работе он наберет несколько десятков тысяч живых пользователей, которые будут представлять собой активную аудиторию для всех ваших спецпроектов, будут транслировать жизнь в вашем театре на всех своих френдов, будут искренне помогать вам заниматься популяризацией как вашего театра, так и театра в целом. Только честное и максимально открытое отраЖЖение того, что происходит в вашем театре, способно вызывать искреннее чувство и желание ходить в театр, помогать театру репостом и рублем в кассу, воплотить идею «тотального театра» в жизни. Ваши блоги - это ваши СМИ, причем потенциально много более интересные и компетентные, нежели все другие, это факт. Если ваш сотрудник денно и нощно находится в театре, фотографирует и пишет обо всех репетициях, подготовительных работах, всем том, что обычно скрыто от глаз праздно шатающегося по сети потенциального зрителя, то он гораздо адекватнее представит вас в сети, нежели любой другой а-ля культурный обозреватель.

Итого. Ищем в своем, а то и чужом городе живых блогеров, или превращаем в оных местных культурных обозревателей, холим их и лелеем, предоставляем все ресурсы, открываем в театре все двери, но и внимательно все читаем, обсуждаем, даем понять, местами корректируем, помогаем, и в результате имеем активные, неприлично популярные социальные сети, живого и активного зрителя, уважение и зависть со стороны коллег, также чувство более чем выполненного долга в плане маркетинга в сети.

Пара уточнений.

Первое - все это ни в коем случае не в упрек тем, кто уже ведет театральные блоги. То, что уже есть - это хорошо. Но всегда есть куда развиваться. Это надо делать, надо работать, надо стараться, надо вкладывать и выкладываться.

Второе - рекомендуя все это, я ни в коем случае не имею в виду себя. Увольте))) Да, я ищу работу, но… признаюсь, это не совсем то, что я ищу в театре. С другой стороны, работая в Челябинской драме, я занимался соц.сетями и сайтом исключительно по остаточному принципу, ибо этим более практически никто не занимался (из всех нескольких сотен сотрудников театра). Но если бы появилась возможность посвятить себя только этому, причем в театре, который живет и пышет творчеством, а не погряз в интригах, то я, наверное, занялся бы этим с удовольствием. По крайней мере, сезон или два я еще мог бы посвятить этому, устроив такое отраЖЖение театра в сети, авторское, яркое, просто уникальное и вкусное, что мама дорогая! Так что зовите)))

Если без шуток, то это, конечно, серьезный процесс, которым надо заниматься адресно, причем делать это в обязательном порядке, всем. Друзья, подумайте над этим. Здесь, в каком-то смысле, будущее позиционирования театра. Пока в этом смысле адекватными являются лишь те театры, чьи руководители - активные блогеры. Но это не должно заменять, это лишь в помощь или здоровая и очень интересная конкуренция, то есть наоборот стимул для развития театрального блога. Деньги и ресурсы, потраченные на это, не сравнимы с той пользой, которую принесет живой авторский блог.

P.S. потом напишу…

мыслебродительное, Театр, Королевич Работает в Театре

Previous post Next post
Up