Коляда-Plays/2014: «Я - это я» Александра Чичканова / Николь Контолефа

Jul 22, 2014 17:24





Моноспектакль-перфоманс
«Я - это я» Александра Чичканова

Проект Николь Контолефа
На русском и английском языке.

Если «Концлагеристы» от режиссера Александра Вахова - это для меня самый удачный (да просто лучший и знаковый) спектакль прошедшего фестиваля, то проект Николь - это самый любимый спектакль. Сейчас объясню почему.

О том, что будет представлять собой этот проект я, как оказалось, не имел и малейшего представления. Сначала я ждал традиционный моноспектакль на сцене театра, после, набравшись разных информаций, ждал путешествия по театру, а в итоге оказалось то, что оказалось. И это хорошо.

Я сходил на два показа этого спектакля. Первый раз на русском языке, и второй - на следующий день - на английском. И не ошибся.

Само действо - это небольшая прогулка. Все начинается в фойе театра, где установлен стол, за которым сидит актриса и что-то читает, будучи абсолютно равнодушной к происходящему вокруг, как и обычный такой среднестатистический библиотекарь. Зрители, по мере своего явления в театр, по очереди подходят к ней, отдают свой билет, а взамен получают библиотечную карточку, которую нужно заполнить и оставить при себе до завершения спектакля. Как только все собрались, Николь встает и предлагает прогуляться вместе с ней. Таким манером вслед за единственным действующим лицом все оказываются на улице и начинают импровизированное путешествие по городу, по улицам, по парку, но на самом деле по мыслям, чувствам, переживаниям, желаниям, представлениям, опасениям, идеям, вообще по миру Саши Чичкановой, но в данном случае - Николь Контолефа. Она просто идет, иногда очень стремительно, даже бегом, а иногда спиной вперед, медленно, нехотя, но в любом случае увлекая за собой, стремясь куда-то туда, к тому, о чем хочет рассказать, о чем не может не думать и чем не может не поделиться. Местами она ведет и словно отстраняется от нас, но вдруг переходит в интерактив и занимает кого-то из зрителей; если количество зрителей не такое большое, то в результате, наверное, чуть ли ни с каждым она может вступить в диалог, посмотреть ему в глаза.

Это просто. Это очень просто. Но вместе с тем это так интересно. Так живо. Да, так необычно. Ранее я ничего подобного не видел. Понимаю, что, верно, в США подобные спектакли, должно быть, являются обычным делом, нормой. И я, наивно удивляясь и принимая для себя это за откровение, выступаю в качестве деревенского простачка, который толком-то ничего и не видел. Такой простой техасский паренек. Хотя, верно, если в Техасе что-то и видели, то снова нечто подобное (!?))) Тогда простой уральский паренек. Или сибирский. Да, вот. Так и есть. И что теперь?! От этого спектакль не стал вдруг хуже.

Насколько я понял, в первый день показа - на русском языке - в силу того, что парк вокруг университета был оккупирован празднованием дня молодежи, маршрут спектакля был срочно изменен - гуляли по улицам, среди прохожих, машин, автобусных остановок и т.п. городских явлений. Я был захвачен и поражен, Честное Королевское! Бегал вокруг, снимал, не слышал и половины текста, но меня это все одно купило целиком и полностью. Особенно финал. Это было так красиво и так точно - меж двух полос движения, которые сливались впереди, там, куда она уходит и откуда возвращается - чтобы взять у каждого зрителя его библиотечную карточку, посмотреть ему в глаза и сказать: «Спасибо».

На следующий день все было несколько иначе: язык - английский, маршрут - изначально задуманный, по парку, где меньше городской суеты и много тише. Для действа, вернее, для комфорта актрисы это, конечно, хорошо, но в плане атмосферы первый показ в окружении сотен горожан, внутри самой жизни Екатеринбурга, о котором Саша и писала/думала/хотела рассказать - это было точнее и лучше. Вместе с тем, второй раз был для меня показательным в том плане, что если бы все было только в форме, то захватить могло лишь единожды. Однако, и на следующий день, на незнакомом мне языке, при большей концентрации внимания на актрисе и происходящем, мне было точно также интересно, если не больше. А это показатель.

Как результат - это замечательная, точная, искренняя и необычная работа. Все ли дело в том, что такова форма? Не знаю. Не думаю. Хотя, конечно, и не исключаю. Но разве это важно? Здесь и сейчас меня это захватило. Плюс сама Николь, ее работа как актрисы - все это было точно, в лучших традициях «русского психологического театра». Она уверенная, смелая, умная, живая, открытая и, что важно, одновременно немного закрытая. Стопроцентное присвоение текста - во уж то, на что не приходилось рассчитывать, но что совершенно точно произошло.

Это замечательный спектакль о городе, о его обычном жителе, его атмосфере. Но, как нетрудно догадаться, это обо всех городах, обо всех нас, о нашей жизни в любом и каждом городе, о людях, об их (скорее возможном) взаимодействии, об отношении главного героя к ним, и о том, как он думает, относятся к нему, как он хочет, чтобы относились к нему эти окружающие.

В каком-то смысле, этот спектакль - продукт сурового капитализма, этих западных драконовских и просто нечеловеческих условий театральной жизни, где все дорого, где на все нужны немыслимые деньги, и где самое простое, доступное, а порой и единственно возможное - это сделать спектакль, где ты и режиссер, и художник, и актер, где весь твой реквизит - рюкзак, кассетный магнитофон и пара раций, а площадка - фойе/крыльцо, любая улица и парк, где декорации - твой город, массовка - его жители, звук/свет - естественные урбанистические шумы и солнце, небо, облака. Это вам не «добрая» Россия, где в каждом городе театров пруд пруди, где труппы, где репертуары, где финансирование из бюджета, где гранты СТД, где Прохорова фонд, где немцы, американцы и французы готовы помогать в постановке пьесы по авторам своих стран, где можно (было?) делать все, что только театральной голове придет на ум, а плюс за это все получишь гонорар, за все заплатит это злое государство, которому, однако, платишь ты за счет своих налогов, которое качает нефть, которое ведет себя по отношению к соседям и миру в целом как ушлый гопник в подворотне. Но в результате у Николь роскошный моноспектакль-перфоманс, который, будь я театральным продюсером, то провез бы по всей России, по всем хоть сколько-то театральным городам. Благо - в плане перевозки это идеальный вариант, ибо возить требо лишь саму актрису. Для любого фестиваля - это бесценная находка. И то, что она вошла в афишу Коляда-Plays/2014, а также получила главный приз - Гран-при - это хорошо, это даже замечательно, правильно и честно.

На месте фестиваля я неизменно приглашал бы ее каждый год. Это было бы более чем оправданно, причем во всех смыслах, в том числе и по отношению к автору этого текста. Да и на «Реальном театре» этот спектакль смотрелся бы очень уместно.



















Рад знакомству с Николь и ее спектаклем. Теперь буду внимательно следить за ее работами и гастролями. Спасибо!

P.S. написал вышеизложенное и отправился погулять по центру Тюмени; вся эта городская жизнь, сотни каких-то людей, машин, «тошнотворных гармошек» и «роскошных» Икарусов - теперь (или пока) они напоминают отличное театральное действо; а что может быть лучше?!

фестиваль, Екатеринбург, Театр, С...ная Театральная Критика, Коляда-PLAYS

Previous post Next post
Up