Преодолевая депрессию (обычное дело в июле, как вы понимаете), пора написать о фестивале. Для начала - в целом, а после методично отразим все отсмотренные спектакли, о которых еще не написал (начиная с «Сатори» и до… читок в Логиново), а завершим постом о будущем: и фестиваля, и театрального Екатеринбурга (то бишь ЦСД, Александр Вахов, «Культ «Курары» и прочая, и прочая; а там уж и гляди о своем, о будущем себя, иначе говоря))).
Для меня это был во многом наиболее значимый из всех «Коляда-Plays’ов» (а я был на всех, начиная со второго и исключая шестой).
Почему? Во-первых, прошлогодний фестиваль случился уж очень хорошим. По крайней мере, для меня, с моей точки зрения и восприятия. Так все было там отлажено, так живо, так круто и по нарастающей, что по логике вещей следующий должен быть… Понятно, да?
Во-вторых, новое здание. Прошедший сезон «Коляда-Театра», равно как и предыдущий фестиваль, ознаменовались наконец-то вещным проявлением внимания со стороны областного минкульта: помогали в финансировании, и таки дали плюс отремонтировали и сдали новое здание театра. Это такой прорыв! Такое событие! Это просто невероятно, Честное Королевское! На-ко-нец-то! И в связи с этим по определению возникает масса нюансов, которые могли повлиять как на работу театра, так и на весь фестиваль. Хотя лично я был уверен, что освоить новое здание для этого театра, для Николая Коляды и его команды - это дело техники. Но мало ли. Вдруг что?!
Есть и в-третьих, и в-четвертых, но это возникало (для меня) уже по ходу фестиваля, и решалось играючи, все это подминалось под себя отлаженной машиной под названием Театр, которую создал Николай Владимирович. Причем это не та машина, которая работает формально, на основании документов, правил, норм, распределения полномочий, делегирования оных и так дальше; да, все это, видимо, есть, но главное - это Театр в абсолюте, где все работают ради Театра, живут Театром, занимаются Театром, а главное - понимают, что такое есть Театр, любят его и уважают. Отсюда и ответственность, и доброжелательность, понимание и искренность, а еще, что немаловажно, фантастическая атмосфера. Нигде более я такого не видел. И никакая сторонняя и чуждая театру сила не способна это понять, этому помешать и это преодолеть.
В итоге...
все случилось. Новое здание театра, одиннадцатидневный формат (ранее дольше недели фестиваль не длился), опыт и честная работа - все это позволило сделать очередной качественный скачок для фестиваля. К уже упомянутой уникальной атмосфере, которая создается за счет распространения на него атмосферы Коляда-Театра (я так думаю), а также за счет простой и, казалось бы, единственно правильной мысли, что гостей надо встречать, заботиться о них, обязательно накормить и напоить, причем без ограничений (это на самом деле лежит на поверхности и, по сути, мелочь, но это так важно - каждый день наедаетесь, напиваетесь (кому требо) и общаетесь сколько хотите, но это важно; берите на заметку!), все более и более набирает профессиональная составляющая этого праздника театра. Об этом давайте поподробнее.
Кроме обязательных утренних обсуждений показанных за предыдущий день спектаклей, итогового решения фестивального конкурса от членов жюри (которые не участвуют в обсуждении, что, разумеется, правильно, ибо разделение труда - это нормально, это прогрессивно, это, в конце концов, более корректно и честно), имеется и фестивальная газета (которая так и называется - «ФЕСТИВАЛЬНАЯ ГАЗЕТА»). И тот невероятный опыт, который набрали за минувшие годы ее создатели (настоящие умницы Вера Цвиткис, Лена Гецевич и все те, кто им помогает в этом деле), в этом году также выстрелил. Причем случилось это естественным образом, без каких-либо заметных перемен и усилий. Я сам заметил серьезный прогресс еще пару лет назад, когда не смог приехать на фестиваль, и следил за ним по ежедневным выпускам этой газеты. А это на самом деле можно было делать - удаленно погружаться в жизнь фестиваля через газету. Казалось бы, что может быть проще - пиши о спектаклях и событиях, которые прошли, и все. Но вы попробуйте это сделать, да так, чтобы было интересно, живо, а главное - честно. Но здесь это есть, именно честно. Авторские, разумеется субъективные мнения конкретных персон о том или ином спектакле. И в прошлом году все это занимало еще больше. А уж на данном фестивале газета выступала отдельным лицом, дополнительным и значимым участником фестиваля. Ни одно обсуждение не обходилось без многократного упоминания или ссылки на газету, так как она раскрывала нюансы, подробности создания тех или иных спектаклей, особенности того или иного театра, его жизни, или взглядов на положение дел от создателей спектаклей, плюс, разумеется, рецензии на спектакли. Все это читалось и обсуждалось взахлеб. И это прекрасно!
Признаюсь, сам я практически не читал газету, так как физически не успевал делать это - писал и выкладывал в сети то, что происходило вокруг денно и нощно; собственно, за этим и приезжал. Так что погружение в «ФГ» мне только предстоит. И я это предвкушаю. А пока сужу лишь по тому, как она воспринималась окружающими. Но то, что читал - это очень хорошо. Даже замечательно. С чем-то я был и есть не согласен, так и на обсуждениях я часто был иного мнения, нежели критики. В этом есть своя прелесть! Сливаться в экстазе по поводу радости или неприятия того или иного спектакля - это не наш метод.
И еще, уж коль заговорил о газете. Нигде ранее я не читал рецензий на спектакли от артистов театра. А здесь это было и есть. Причем настолько удачно, что проникаешься еще большим уважением к актерам Коляда-Театра, хотя, казалось бы, куда уж больше?!
То, что на фестивале делал я… Ну, вы сами все это могли видеть и читать. Очень надеюсь, что это было полезно как для фестиваля, так и для вас. В будущем надо что-то решить и в техническом плане, и в формате. Хотя, конечно, самое идеальное, чтобы подобные фестивали отраЖЖали в сети как минимум трое обозревателей; фото, видео, тексты - на время фестиваля сеть должна быть переполнена этим делом. Одному здесь справиться очень сложно. Практически невозможно. Другое дело, что на других фестивалях нет и этого. То, что есть куда развиваться - это факт. В том числе и этим будем продолжать заниматься.
А теперь об итогах. Я уже писал, да и все это, надеюсь, понимают, что «Коляда-Plays» - это не фестиваль достижений, а фестиваль - процесс, направленный на стимулирование развития современной драматургии и театра в целом. Результаты его проведения не очевидны, не осязаемы, не подлежат учету и оценке сразу. Его задачи, как мне кажется, это поощрение работы над современной драматургией (школы Коляды и призеров конкурса «Евразия»), а также создание поля для общения, дискуссии, возможности сравнить себя любимых или ненавидимых с другими. И в этом плане фестиваль более чем успешно выполняет свою функцию. Да, не все спектакли успешны, есть и откровенно слабые работы. Но, во-первых, необходимо поощрять сам факт обращения к «новой драме», так как без этого театр умирает (сначала замыкается, а потом неизбежно умирает, ибо теряет связь с реальностью, с адекватными зрителю символами, утрачивает остроту восприятия, а главное, язык, на котором можно и должно разговаривать со зрителем, с коллегами, с вечностью, наконец))). Во-вторых, нужно учитывать ситуацию каждого отдельно взятого театра: для кого-то сам факт постановки по современному тексту и конкретному автору - это событие. И это надо поддержать. А в-третьих, как раз здесь они могут сравнить себя с другими: через посещение других спектаклей, через обсуждения, через газету, через простое общение между спектаклями и на актерском клубе, да. В том числе и мне было важно понять, что есть что, к примеру, в Молодом театре Свердловского театра драмы и, допустим, в Северо-Казахстанском областном музыкально-драматическом театре им. Сабита Муканова из г. Петропавловск, а также, как вариант, в Театре музыки и комедии из Новоуральска. Особенно в сравнении. Казалось бы, где Свердловская драма, и где Новоуральск, где Казахстан?! А по факту, где «Жанна» или там «Вишневый ад Станиславского» от Молодого театра, а где «Бир, еки, уш…» и «Три китайца»? Расклад явно не в пользу столицы Урала. И это важно для понимания театральной действительности не только самим казахам и новоуральцам, которые, быть может, и не поняли, что много круче большого и богатого театра, который также, как и они, только ищет пути и тропинки к современным текстам; но это важно для театральной общественности в целом.
Однако, кроме этого, восьмой фестиваль - «Коляда-Plays/2014» ознаменовался тем, что показал всему театральному миру, что итог его системной ежегодной работы уже есть; теперь это не только процесс, но и кузница театральных проектов, а главное - режиссеров (я уж не говорю о драматургах, это-то стало очевидно уже на первых фестивалях). И выиграл от этого, разумеется, Екатеринбург. Здесь «Коляда-Театр», здесь сам Коляда, его школа драматургов и актеров, но теперь появился и развился, наконец-то начал расправлять свои театральные плечи и очень громко заявил о себе и Центр современной драматургии, и режиссер Александр Вахов. Для меня это и есть самый главный итог прошедшего фестиваля.
Да, конечно, был изумительный «Башлачев…» от Семена Серзина, о котором хочу написать еще раз, были спектакли хозяев фестиваля, была еще Николь Контолефа и её «Я - это я» Саши Чичкановой, что меня так сильно затронуло. И вот, снова, где, к примеру, «Жанна» из Барнаула, и где монолог на американской/уральской улице…? Они на разных полюсах (во всех смыслах), но все это есть театр. Это важно. Было и что-то еще - радости, огорчения, какое-то недоумение и желание сбежать из зала на пятой минуте действа. Но главное, что был и восторг, было абсолютное погружение, была радость и слезы на глазах после окончания спектакля. Желание забиться в угол и подумать, побыть самим с собой. Это - настоящий театр. Это счастье. И это - «Коляда-Plays/2014». Спасибо его автору, создателю и всем тем, кто был у руля и причастен к созданию этого дела.
P.S. мечтаю работать в таких театрах и на таких фестивалях, Честное Королевское!