Коляда - (это) - Театр

May 12, 2014 19:15

В силу того, что у «Коляда-Театра» такой большой и радостный момент, очень хочется изложить пару-тройку мыслей о нем.



Так вот. Мое знакомство с этим театром произошло через его проявление в Тюмени. Это было где-то шесть лет назад. Тогда я только начинал увлекаться театральным делом, посмотрел весь текущий репертуар Тюменской драмы и жаждал чего-то нового. Я только слышал о Молодежном театре «Ангажемент», но в силу его удаленного расположения, все никак не мог собраться туда. Тогда еще не было фейсбуков, твиттеров, верно, был ВКонтакт, но все сидели в Живом Журнале. И моя френд-лента то и говорила: Коляда то, Коляда сё. И вдруг - премьера постановки нового спектакля в театре «Ангажемент» - «Птица Феникс» по Николаю Коляде, режиссер-постановщик - Николай Коляда. Вот и повод знакомиться с этим театром, а заодно и драматургом/режиссером из Екатеринбурга. Я прочитал пьесу (тогда и не понял, понравилась она мне или нет) и поехал на премьеру. Целых сорок минут на автобусе по осенней Тюмени - на тот момент сие был театральный подвиг для представителя офисного планктона, к коему я имел несчастье (для себя) относиться.
Приехал, сел в первых рядах, начал смотреть и… сначала я не мог понять, что это: хорошо или плохо? Что вообще происходит?! Как это так?! Но ближе к середине спектакля я начал понимать, что, судя по всему, это лучшее, что я пока видел на театре. Чем дело было дальше, тем я лишь уверялся в данной мысли. Ехал домой на такси прибитый этим простеньким спектаклем совершенно. Вот, думал, это да!
Уже зимой того года намечались большие гастроли «Коляда-Театра» в Москве - на другой сцене «Современника». И я, к тому моменту начавший зарабатывать деньгу, решил, что это славный повод лишний раз увидеться с «Прогрессивной Битловской Общественностью», а заодно и познакомиться с театром Коляды. Однако, сначала надо было проверить, вернее, подготовить себя к сему прожекту. В связи с этим я срочно купил билет в Екатеринбург и скатался туда на пару дней - посмотреть любой спектакль «Коляда-Театра» на их родной сцене. Мне выпала «Старая зайчиха». Приехал, нашел «Тургенева, 20», зашел, увидел все и вся, посмотрел спектакль… Это интересно. Что-то в этом совершенно точно есть. Но что?! Не знаю. Однако с уверенностию поехал-таки во Москву.
Там, признаюсь, я рисковал, пригласив всю знакомую «Прогрессивную Битловскую Общественность» на гастроли «Коляда-Театра», положив на это дело всю Королевскую Репутацию, ибо так и не знал, что есть такое этот необычнейший театр. По фото и отрывкам видео спектаклей ничего не было понятно (скорее, получался какой-то ужас, право слово). Но все пришли, причем практически на все гастроли, где был и «Ревизор», и «Гамлет», и «Женитьба», и «Курица», и… что-то вроде бы еще.
Всем все понравилось, с самого начала и до финала. Это было невероятно. Открытие, полный восторг, какой-то новый уровень театра и прочая, и прочая. Для тех, с кем мы общались. Для меня. Хотя, признаюсь, на тот момент, я не умом, но телом, духом понимал, что это круто.
Проникся и прочел спектакли Коляды я позже - на фестивале того и следующего года, где смотрел другие и пересматривал все эти же спектакли на его родной площадке. И дело не в площадке, дело было в самом театре, его спектаклях. Тогда я в силу объективных причин просто не мог с первого раза привыкнуть к языку этого театра и прочитать все то, что Николай Владимирович с актерами закладывал в спектакли сразу. И «Гамлет», и «Король Лир», и другие его спектакли открывались мне на втором, а то и третьем пересмотре. Но зато в эти моменты это было счастье! Помню, как-то по делам приехал в Екб, и вечером пошел на Тургенева, дом 20 на то, что было. Давали «Ревизора». Это был третий раз, когда я его смотрел. И тот показ был лучшим для меня. Тогда Городничий Сергея Федорова был на каком-то кураже и выдал фантастическую роль. Тот самый случай, когда актер выходит на сцену, и что-то открывается, что-то приковывает внимание к нему. Но и все остальные были хороши. Тогда я сидел в маленьком зале этого театра, поглощал эту невероятную энергию, которая исходила от актеров, и был так счастлив! Это было чудо! И вместе с тем я недоумевал: как так?! Мысленно возносясь в небо, я смотрел на эту избушку с высоты птичьего полета или из космоса и не понимал, как так? Это не является событием всего города, всей области, страны и мира, но совершенно точно в этот самый момент здесь происходит чудо - в простом деревянном доме, перед несколькими десятками зрителей актеры создают и отдают на раз настоящий мир. Просто так. Но в чем здесь?... Как это так?! Тогда я этого не понимал. Но был на седьмом небе от счастья, это правда.
А дальше - больше. Премьера «Безымянной звезды», ставшей на тот момент таким же откровением за счет решения, которая разорвала начавший складываться шаблон. Потом «Трамвай Желание», который вдавливал меня в стул первого ряда на своей премьере (тогда я начал принимать и понимать спектакли этого театра с первого просмотра) той энергетикой, которая зашкаливала, которая и не снилась большинству театров вместе взятых. Живая сила! А после и «Фронтовичка», быть может, первое, что я увидел в постановке у НВ по пьесам его учеников, и это тоже было мощно. А «Годунов», который без всяческих сомнений был лучшим на прошлом «Реальном театре», где я пересматривал его, но «открылся» мне он только там. И много другое.
Как переехал я в Челябинск, то уже не мог ездить на все премьеры, и все еще не видел «Маскерад», «Мертвые души», но зато на прошлых «Играх» посмотрел Гольдони и Мольера, и в очередной раз убедился в том, что и сам театр, и его создатель очень мне близки - по духу, по отношению к театру, по мысли, по всем своим проектам и делам. Я не хочу сказать, что я все понимаю так, как есть на самом деле. Не думаю. Но я все это принимаю и понимаю как-то на своем, удобном и логичном языке.
И я все время недоумевал, как так,6 есть Николай Коляда, есть его театр, есть школа драматургов, курс актеров, но это, казалось, никому не нужно. КАК ТАК?! Вся его жизнь - это театр. Его театр - это он. Уж здесь без всяческих сомнений все ресурсы все одно уйдут в театр, в дело. Все и без того было за его счет. Так почему нет в графе бюджета областной культуры, да и всей страны такой графы, как «Коляда»? Причем напротив этой строчки должны быть суммы с семью, а то и девятью нулями. Куда это пойдет? Да точно на театр. Точно! Просто выписывайте деньги, в тройном размере и авансом, и все это пойдет на дело, на благо театральному искусству. Как результат - чиновникам здесь ничего не надо делать, только помогать осуществлять генерируемые Колядой проекты. Ведь все так просто.
Время шло, а ничего подобного так и не случалось. Но постепенно, по чуть-чуть все как-то исправлялось в этом плане, и теперь, как видите, есть прогресс.
Лично я весь в предвкушении «Коляда-Plays 2014». Как теперь все это будет проходить - на новой на площадке! Там так удобно, так красиво. Боже мой! Ходил по новому театру и был так счастлив! Черт возьми, ну, наконец-то условия как у людей. Признали! Все сделали, причем, как мне показалось, не «на отвали». Нормально сделали. Хорошо!
Театр быстро все освоит. И ничего никуда не пропадет. Спектакли Коляды играться могут на любой площадке, любого размера и объема зрительного зала. «Прокачать» хоть двести, хоть пятьсот, хоть тысячу голов этот театр может всем своим репертуаром. Другое дело, нафиг это надо. Но иногда и у большой формы есть свои соблазны, есть прелести и плюсы. А новая площадка - основной «малахитовый» зал, это все то же, только современнее, удобнее, где кресла в зале, где занавес, где звук и свет, где люк с подъемником, где театр чувствует себя театром, а не сплошным экспериментом на голом энтузиазме. И в этом плане, уж простите, все только начинается! Все впереди!
Я рад и счастлив за театр, Честное Королевское! И сам НВ, и те, кто был с ним все эти годы, наконец-то в нормальных условиях могут работать, заниматься театром для театра, для себя. Я им завидую! И всех вас поздравляю! Это - счастье! А Коляда - это Театр!

Екатеринбург, Театр, много хоро-о-ошего!, Коляда-Театр

Previous post Next post
Up