Хочется поделиться какими-то моментами, которые, по сути, являются мелочами, но мелочами радостными.
В силу того, что добровольно телевизор я практически не смотрю, то, естественно, пропускаю массу всего. И, как правило, черт бы с ним. Но вот бывают исключения.
На днях наверстал пропущенные было эфиры одной из вообще потенциально смотрибельных ТВ-передач «Игра в бисер» с Игорем Волгиным.
Эта «интеллектуальная передача» для меня бывает интересной только в том случае, когда в ней принимают участие достойные игроки, ну, и, разумеется, когда играют они на интересную мне тему.
И в этих двух эфирах все было.
Начну с «Утиной охоты» Александра Вампилова
Click to view
Материал хорош, а один из гостей - Марина Дмитревская (что называется, наш человек; уж позвольте мне так сказать - в том плане, что мне интересный).
Дело в том, что
полноценно играть в бисер получается только у тех, кто и без того постоянно играет в эту игру, но в жизни. Для меня театр это и есть самая что ни на есть настоящая игра в бисер. Тема игры - пьеса, сам спектакль - именно игра в бисер. Если это не так, то, как правило, мне это абсолютно неинтересно. Любой другой случай - это все что угодно, но только не театр. Да, бывают какие-то исключения, когда на первый взгляд никакого разбора текста, никакой трактовки, никаких открытий по отношению к тексту режиссер не делает, но ты все одно смотришь это дело с интересом. Подобное или необъяснимо, или все-таки на самом деле и здесь режиссер «поиграл в бисер», но так тонко, что этого не замечаешь, или просто играл на другом языке, тебе не известном и по ходу спектакля непонятом. Но это бывает так редко, что почти и не бывает вовсе. А в целом - или это «игра в бисер», или пустое, настоящая халтура и подделка.
Как результат, те, кто на работе постоянно разбирают текст, видят его многократные сценические воплощения, а главное - активно обсуждают его с коллегами или в своем кругу, спорят по поводу этого, находят или открывают новые смыслы и прочая и прочая - вот этих людей слушать интересно. И они затыкают за пояс всех остальных - филологов, писателей и др. Это совершенно разные уровни: любительский и высшая лига игры в бисер.
Марина Юрьевна принадлежит как раз к числу полноценных игроков, как и любой другой (НАСТОЯЩИЙ) театральный критик, режиссер и… те, кто понимает, чувствует театр.
И еще один эфир: «Идиот» Федора Достоевского
Click to view
Один из обсуждающих - Кама Гинкас. Ну, здесь все понятно.
В итоге, разумеется, в первом случае в основном слушаешь Дмитревскую, во втором - Гинкаса. Хотя, специалист по Достоевскому тоже говорила в кассу; и такое тоже бывает - остальные могут выдать любопытные мысли, а скорее - факты, но все одно это не идет ни в какое сравнение с профессиональным (- ВАЖНО) режиссером, который десятки раз читал этот текст, а в случаях пьес - разбирал каждое предложение, каждое слово, сотни раз слышал его во время репетиций, искал мотивацию его произношения, протягивал вдоль всего произведения веревочку, понимая, за что она зацепляется на каждой фразе. И здесь такой игрок просто знает про что это произведение, предложение, конкретная фраза.
Да, есть тексты, которые в то или иное время могут разбираться по-разному. Но каждый конкретный режиссер, если он «прошел этот текст», для себя уж точно знает про что он.
Получается, что принимая участие в передаче «Игра в бисер» такой игрок на самом деле не играет в нее, а лишь доводит до зрителей и своих собеседников итог или процесс своей предыдущей игры, а сама игра - это были репетиции по данному тексту. Здесь игра возможно лишь в том случае, если в одном эфире сойдутся хотя бы два настоящих игрока (а я такого не припомню, но я далеко не все смотрел). И все одно это интересно.
Так что вот - с удовольствием посмотрел обе «Игры…». Что, собственно, и хотел сказать.
______ ______ ______ ______ ______ ______ ______
Прошлосезонная «Театральная Стена Крутости (Королевская) 2011-2012 Действующая «Театральная Стена Крутости (Королевская)» 2012-2013