Немного запоздал, но все-таки приехал и посмотрел. Про что я? Так про нее, родимую, про главную челябинскую премьеру второй половины сего театрального сезона.
Давайте без всяких экивоков, напрямую, без передышки и рассказов о том, что на этот раз были не «театр-лыжи-театр-лыжи-театр», а «теннис-театр-теннис-театр», вот без всего этого, а особенно без того, что каток опять собака растаял полностью до того, как мы пришли на него кататься, в общем, мы сразу перейдем к самой что ни на есть «Сраной Театральной Критике» по поводу спектакля:
«Красавица из Линэна» Мартин МакДонах Ирландская комедия
Челябинский государственный драматический Камерный театр
Режиссура и сценография - Сергей Федотов (г. Пермь)
Художник по костюмам - Ольга Панькова
Музыкальное оформление - Андрей Измоденов
Премьера спектакля состоялась 12 февраля 2011 г.
В ролях:
Мэг Фолан - Наталья Жернакова
Морин Фолан, ее дочь - Зульфия Акчурина (заслуженная)
Пэйто Дули - Михаил Яковлев
Рэй Дули - Петр Артемьев
Начало апреля 2011 г.
г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 15, «Камерный Театр»
3 ряд, 5 и 6 место, по 350 р. с носа
Да, это тот самый спектакль, который недавно сам мастер Федотов поставил в «Челябинском Камерном». Самый главный отечественный специалист по МакДонаху приехал и выдал то, что умеет делать лучше всех в этой стране - он создал уголок Ирландии на этот раз в самом центре промышленной столицы Урала (да всей страны, чего уж!)
Как обычно, начнем с Королевских Ожиданий. А ждал я театр «У Моста» в исполнении других актеров. Не знаю почему. Тут целый ряд причин, основными из которых являются две. Первая - то, что пока я не видел постановок Сергея Федотова вне театра «У Моста», а посему и представить не мог, как он работает с чужой труппой. Вторая - то, что я считал Сергея Павловича настоящим театральным тираном, который подминает под себя все и вся. Я думал, что он вытряхивает из актеров их видение, их амбиции, их душу, наконец, а заменяет все это своим видением и своей душой (от части, как оказалось, ирландской). В своем театре он вводит на одну и ту же роль несколько артистов, заставляя их играть абсолютно одинаково. И здесь я ждал того же - лишь замены актеров.
И в самом начале действа…
Нет, прежде требо сказать пару слов о самом театре, в котором я оказался лишь второй раз. И скажу я вот что: мне он нравится все больше и больше. Там есть простая и уместная традиция - до начала спектакля и в антракте громко играть на пианино, которое стоит в самом центре всего - между буфетом, столиками, гардеробом и туалетом. За счет этого достигается отличный эффект - наполнение всего пространства густой музыкой. Это уже не какое-то помещение, а именно театр, настоящий, уютный, свой. Здесь чувствуется присутствие традиций, хорошей публики, а главное - театральной жизни. И волшебство, здесь есть это самое волшебство, без которого и театр - не театр.
Кстати, в буфете за пару минут до начала спектакля на мою просьбу «налить чаю, черного и вкусного, а также сладкого, но не крепкого», мне сказали «нет» и все тут. Причина на поверхности - я не успею! Т.е. здесь даже буфет, это самая настоящая часть театра, как рука или нога у человека, он заодно со всем театром. Это хорошо.
А теперь возвращаемся к действу и «тирану» Федотову.
Так вот, в самом начале спектакля я, было, начал торжествовать, ибо все говорило в пользу моей правоты. Это был театр «У Моста» - те же подробные декорации, та же музыка (я говорю о стиле, атмосфере), тот же подход абсолютно во всем, даже афиша и та на все сто «умостовская». Однако стоило появиться на сцене Мэг Фолан, как все мои жалкие прогнозы пошли к черту.
Те, кто смотрел
«Красавицу…» в «У Моста» прекрасно помнят актера
Ивана Маленьких в роли этой ужасной бабушки. И в этом все, вообще все. Один этот факт сразу говорит о многом, начиная от банального «мужчина играет женщину», и заканчивая догадкой «как может сыграть Иван Маленьких старуху Мэг Фолан». А сыграть ее он может бесподобно и смешно. Весь комизм этой пьесы МакДонаха проявляется на сцене именно за счет игры Ивана Маленьких. Вот и все. А то, что остальные роли в оригинальной версии (т.е. «умостовской») играют такие роскошные артисты, как
Марина Шилова в роли Морин,
Владимир Ильин в роли Пэйто Дули и
Василий Скиданов в роли Рэя Дули… черт, да чем тут вообще можно говорить?! Это просто нечестно по отношению ко всему остальному театральному миру, который тоже хочет вкусно играть камерные макдоноховские пьесы. Но где им взять таких актеров и такого же мистика, как Федотов, который совершенно точно знает определенное заклинание, ломающее время и пространство во время спектакля!
В общем, в Перми есть абсолют, тот стандарт, на который требо ориентироваться и стараться во что бы то ни стало переплюнуть. Быть может, мистер Федотов и сам не прочь сделать это - поставить лучше, чем сам в своем театре. Но я со всей своей Королевской Ответственностью заявляю вам, что в данном случае ему этого сделать не удалось. Если поставить на стену крутости «Красавицу…» от «У Моста» и от «Камерного», то первый будет на порядок выше.
В то же время сам спектакль у челябинцев получился очень хороший. Нет, не замечательный, но хороший. Он другой. Как я уже сказал, в Перми это комедия, причем с самых первых секунд. Там в течение всего спектакля зритель смеется и бьет в ладоши. И я пониманию этого зрителя, сам такой! А здесь - ничего подобного. Здесь все грустно. Почему? Да потому, что все серьезно. Актеры играют трагедию жизни Морин Фолан в исполнении главной звезды театра артистки Зульфии Акчуриной. Спектакль поставлен именно на нее и вокруг нее. Здесь старуха Мэг - второстепенная и серая роль. Ее присутствие на сцене скорее пережидаешь, нежели живешь им. Надо ли говорить, что присутствие на сцене героини Ивана Маленьких в Перми как раз проживаешь «от» и «до». Тут все случилось иначе. И это было интересно. Как вариант - почему бы и нет. Скорее даже «Да!», скорее «Ура!» и такой версии МакДонаха, причем все от того же Федотова.
В итоге остается сказать, что театр приобрел действо высокого уровня и обогатил свою и без того приятственную афишу важным названием, реализованным настоящим мастером и лучшим постановщиком в этой области. А сам Федотов легко и непринужденно доказал свою искусность и широту воплощения МакДонаха. Теперь очевидно, что его спектакли по МакДонаху - это не случайность, каким-то неведомым манером получившаяся на сцене «У Моста», а результат глубокого разбора и познания материала. Хотя мне сего и доказывать не надо было - я и так все знал, Честное Королевское! Федотов живет той Ирландией, ориентируется в ней как на своей кухне, с закрытыми глазами подставляя под любого актера нужный ирландский стул и сразу надевая на него ирландские тапки по размеру.
А вообще, это как… хм, меня за это сравнение убьют как «умостовцы», так и «колядовцы», но не могу не написать.
Это как постановка спектакля «Птица Феникс» Николаем Колядой у себя, а потом и в тюменском театре «Ангажемент»: в «Коляда-Театре» это отличный спектакль, с отдельными яркими ролями, но в целом очень хорошо слаженный, а в «Ангажементе» - это снова отличный спектакль, но поставленный на одного актера - Леонида Окунева в роли Кеши. Так и здесь - в Перми это полноценный спектакль с отличными актерскими работами, но равноценными, правильно распределенными, без перекосов. А в Челябинске сделана ставка на Зульфию Акчурину, что тоже имеет право на существование, но… здесь все зависит от нее одной. И если она сыграет на грани, с куражом - то будет счастие всем тем, кто в зале. А если у нее что-то не задастся, то привет. И знаете, в чем самое-то неприятное? Как раз в том, что в тот вечер она играла явно не самый лучший свой спектакль. Мне просто не повезло.
«Королевская оценка:
«3+»
P.S. тут уместно сказать «вот и езди после этого за тридевять земель на спектакли», равно как и «тем-то и прекрасен театр - своей непредсказуемостию».
______ ______ ______ ______ ______ ______ ______
______ ______ ______ ______ ______ ______ ______
Читать:
«Джинн» Королевич Никита Скачать:
«Крещендо без Бэлзы» Королевич Никита