Я уже писал о книжке, которую на тот момент дочитывал:
«Где сейчас бродит Королевич?»
И вот уже как неделю назад совсем ее дочитал, получил отдельное удовольствие от последней главы, читай - серии, про Владислава Крапивина, и… по большому счету остался при своих выводах и переосмыслении ценностей, которые случились в Королевской голове дней десять назад.
Говорить обо всем не хочется, да и смысла никакого нет. Но главное скажу. Не знаю, почему конкретно, но после знакомства со всеми этими более чем достойными людьми у меня сложилось стойкое мнение, что искусство, кроме того, что оно по определению есть «искусство для искусства», а уж как следствие оно интересует отдельных людей, то оно еще и кое-что должно. Да, именно должно. Причем не просвещать, нет. Просвещение - это как неизбежное следствие, такой замечательный побочный эффект. А должно оно делать этот мир добрее и прекраснее. Именно добрее и прекраснее. Оно не должно врать, что-то скрывать, прятать от глаз зрителя отрицательные стороны нашей жизни, нет. Но оно и не должно быть посвящено плохому. Не должен быть акцент на том, что все хреново.
Это не стало для меня открытием. Я думал об этом и много ранее. Но, отсматривая все большее количество спектаклей, знакомясь со все большим количеством современных режиссеров и актеров, я слышал массу заявлений о том, что «театр не обязан веселить и радовать», что «в театре нужно испытывать разные эмоции», что «жизнь такая жесткая, вот и пьесы, и спектакли такие жесткие» и т.д. и т.п. Понятно, да? Общий смысл этих слов сводится к тому, что «не мы такие, а жизнь такая». А это плохая фраза. Это просто ужасная фраза. Особенно, когда ее говорят люди, изменившие вокруг себя все, которые встают наперекор обстоятельствам и творят великие вещи. Они своим примером доказывают, что все можно изменить, и в том числе саму жизнь, людей, обстоятельства, да все что угодно. Но вместе с тем ссылаются на то, что в жизни всякого говна так много, и поэтому они пишут про это, ставят про это, играют это. И все это - просвещенные образованные люди (хотя это и не важно), а главное - сами-то они добрые, учтивые, просто хо-ро-ши-е.
И вот тут я не понимаю. Ведь кто, кто, если не эти самые добрые, просвещенные, талантливые, светлые люди будет продвигать в этом мире, в этой уродской стране добро? Конечно, можно отнекаться тем, что вот мы делаем спектакли или там фильмы о том, как плохо люди поступают, и в конце все они подыхают, а те, кто на это посмотрит, больше так делать не будут. Ага, два раза.
Я вовсе не отрицаю право на существование пьес и спектаклей очень и очень жестких. Я сам видел примеры чертовски хороших действ, где все было жестко до предела. Но что меня там интересовало? Тема? Какая-то социальная проблема? В спектакле «Клаустрофобия» или там «Божьи коровки…» я думал о том, какие же они бедные или как все это ужасно? Нет. Вот Честное Вам Королевское, что нет. Мне там была важна игра актеров, работа режиссера, сценография, костюмы, вообще созданная и бьющая по мозгам зрителя атмосфера. Вот что было важно. А тема - это десятое дело.
Очень подмывает сказать, что воздействовать, добиваться сильного эффекта жестью на порядок легче, нежели пробить зрителя, увлечь его чем-то нормальным, добрым, светлым. Но я этого не знаю. Черт его знает. Хотя, верно, так и есть.
Итого:
Конечно, я не буду ограничивать себя и отворачиваться от отражения в литературе и на сцене «блоков новостей а-ля ЧП» или там «подъездной жизни», ибо это есть составляющее современного искусства, но… я просто для себя решил, что это не мое, что это мне чуждо. Все это можно и (да!) нужно показывать, говорить об этом, акцентировать внимание, но, не забрасывая зрителя откровенностью, прямотой, той самой жестью. Это требо делать много сложнее, умнее, острее, или одним словом - остроумнее. Использовать всю палитру возможностей, которую открыли классики, а также делать открытия. Но никак не эксплуатировать примитив. У классиков много правды жизни, но там есть свет, есть добро, есть благородство. Есть то, что должен каждый пропагандировать. Кто, если не мы?! Ведь все мы всегда надеемся на то, что все будет хорошо. Мы все так хотим этого! Но какого черта тогда шокировать зрителя или читателя тем, как все может быть плохо?! Попробуйте написать и поставить невероятно сильно то, что есть вся жизнь на самом деле. То, о чем мы все мечтаем, на что надеемся, молимся и ради чего работаем, а главное - любим, женимся, заводим детей, воспитываем их - Маленьких Королевичей и Принцесс, и ведем вперед.
Довольно пропаганды зла. Настало время таланта и гения, во главе угла которого стоит пример добра. Только так!
Моя мечта - собственный театральный центр, если хотите - свой театр. И там, уж поверьте, все будет хорошо. Даже замечательно! Там будет все, «от» и «до», но мой театр будет нести в этот мир свет, добро, любовь. И это не будет пресно и жалко. Это будет гениально. Ну, или хотя бы я буду пробовать это делать.
P.S. а если мечта не сбудется, то… конечно, это будет жаль. Но тогда я буду убеждать весь остальной мир в том, что главное в этой жизнь - добро. Кто, если не я?
______ ______ ______ ______ ______ ______ ______
______ ______ ______ ______ ______ ______ ______
«Крещендо без Бэлзы». Королевич Никита
Части:
«1» «2» «3» «4»