Художники-реставраторы Русского музея открывают секреты картин известных художников

Aug 23, 2018 12:13



Карл Брюллов - Портрет великой княжны Александры Николаевны, 1837-1844 (фрагмент)

Новая атрибуция или вновь открытые детали пейзажа, яркие краски, показавшиеся из-под слоев темного лака или удачное восполнение утраченных деталей - в тихой и размеренной жизни научных исследователей и специалистов Отдела реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея бывают свои яркие события. Вот некоторые из них.


Сегодня отдел реставрации Русского музея - это современный научно-реставрационных центр, состоящий из шестнадцати подразделений, где работают более девяноста специалистов.

Героиня портрета кисти Брюллова

9 августа в Михайловском дворце открылась выставка одной картины. Причиной для ее представления широкой публике послужило открытие, сделанное сотрудниками Русского музея. Выяснилось, что портрет кисти Карла Брюллова, считавшийся изображением Ульяны Смирновой, на самом деле - портрет великой княжны Александры Николаевны (1825-1844), младшей дочери императора Николая I. Картина, написанная в конце 1830-х годов, поступила в Русский музей в 1920 году из собрания великого князя Константина Константиновича и называлась просто "Женский портрет". Надпись на картине - "У Смирнова" - послужила причиной того, что шестьдесят лет полотно фигурировало в каталогах как портрет некой Ульяны Смирновой.



Портрет великой княжны Александры Николаевны, 1837-1844

Сотрудник ГРМ Сергей Алексеев заметил очевидное сходство героини работы Брюллова с известными портретными образами княжны. Маленькая собачка - очевидно, любимица юной Александры Николаевны, которую она держит на руках, - позировала вместе с хозяйкой и для другого портрета, выполненного Кристиной Робертсон, что также помогло атрибуции.

"Законченный портрет княжны Александры Николаевны находился в собрании мужа Александры Россет, в замужестве - Смирновой - известной дамы пушкинского времени. И этот муж ее - Смирнов - являлся собирателем живописи. И надпись на рисунке означает не имя и фамилию изображенной, а лишь место владения этой вещи", - поясняет заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков Русского музея Григорий Голдовский. Уникальность картины и в том, что это единственный завершенный портрет члена императорской семьи в творческом наследии Брюллова.

Это произведение можно увидеть на выставке "Шедевр кисти Карла Брюллова. Новое определение персонажа", которая будет работать в ГРМ до 1 октября 2018 года.



Кристина Робертсон - Портрет великой княжны Александры Николаевны

Художник рисует художника: портрет Майкова кисти Тропинина

Портрет художника Николая Апполоновича Майкова кисти Василия Тропинина был написан в 1821 году. Картина поступила в Русский музей в 1924 году из петербургского Общества поощрения художников. Портрет было необходимо не только очистить от пожелтевшего лака, но и выяснить происхождение деревянной надставки, которая исказила авторскую форма произведения. Дело в том, что Тропинина часто обвиняли в том, что у него "головы подпирают потолок" - иначе говоря, портретам композиционно не хватает пространства над изображением модели. Возможно, одному из владельцев захотелось "улучшить" картину, увеличив ее размер, и холст основы вышел из границ подрамника.



Ведущий художник-реставратор Мария Третьякова за работой по раскрытию авторской живописи от слоёв пожелтевшего лака и записей

Специалисты предположили, что размеры картины подгонялись под раму определенного габарита; было решено вернуть портрету первоначальный размер. Реставрация продолжается, и вскоре этот портрет будет в числе других произведений представлять собрание Русского музея на художественной выставке в Йошкар-Оле, которая откроется в октябре 2018 года. Зрители увидят картину так, как ее задумал Тропинин - в первоначальном композиционном и колористическом замысле.



Портрет художника Н. А. Майкова (фрагмент - 1821) до реставрации



Портрет художника Н. А. Майкова (фрагмент - 1821) после реставрации

Нижняя иллюстрация: картине вернули оригинальный размер, снят слой пожелтевшего лака, кроме контрольной полосы на кисти руки. Верхняя иллюстрация - картина до реставрации, с надписанным пространством над головой портретируемого.

Илья Машков и "Дама с контрабасом"

В отличие от картины Брюллова, персона, изображенная на картине Ильи Машкова "Дама с контрабасом", известна: это вторая жена художника, Елена Федоровна Федорова. Полнофигурный портрет, написанный в 1915 году, поступил в Русский музей из собрания известного ленинградского коллекционера Соломона Шустера. Произведение очень востребовано на художественных выставках Русского музея как в России, так и за рубежом, поэтому после окончания реставрации картина вернется в музейные залы, минуя фонды, и будет вновь радовать зрителей.



Удаление стойких подлаковых загрязнений с лицевой поверхности картины Ильи Машкова "Дама с контрабасом"

Устраняя разрушительную работу времени и последствия прежних (не всегда удачных) реставрационных работ, сотрудники Отдела реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея восстанавливают первоначальный облик картины.

Исследования Русского музея открывают новые факты о работах Брюллова, Тропинина

Россини, реставрация, музеи, живопись, художники

Previous post Next post
Up