Театральный этикет в России XIX века

Apr 12, 2022 17:20



Джеймс Хейлар - В театре

Наряды, нормы поведения, распределение мест и другие правила

В XIX веке театр в России был не только местом, где можно было насладиться великолепной игрой актёров, но и настоящим светским заведением. Здесь в антракте мужчины назначали встречи и обсуждали деловые вопросы, в театре велись разговоры о политике и заводились полезные знакомства. И вся эта светская жизнь подчинялась особым правилам этикета, нарушать которые было не принято.


Внешний вид



Художник Михаил Александрович Зичи - Спектакль в московском Большом театре по случаю коронования Александра II

Прийти в обычном платье на спектакль дамам было неприлично. Наряд должен был быть вечерним, но не бальным. Дамы, занимавшие нижние ярусы, обычно отличались более дорогими и пышными нарядами от дам, сидевших на верхних ярусах и, особенно, на галёрке. Объяснялось это тем, что наверху располагалась публика поскромнее, так как стоимость билетов там была значительно ниже, чем внизу.



Художница Дана Шрайбер = Театральный дамский набор

Женщины старшего возраста обычно прикрывали декольте накидкой, а юные девушки носили платья, щедро украшенные лентами, цветами и кружевами. Впрочем, барышням постарше тоже не возбранялось выбирать яркие цвета и самые разнообразные отделки для своих нарядов. Любой дамский наряд обязательно дополнялся перчатками, веером и подходящими шляпками, непременными были и ювелирные украшения с драгоценными камнями. Высокие причёски и шляпки считались дурным тоном, а этикет предписывал вести себя сдержанно и воспитанно.



Художник Михаил Александрович Зичи - Парадный спектакль в честь германского императора Вильгельма I в Михайловском театре

Мужчины тоже выбирали для посещения театра приличествующие костюмы: тёмно-красные, чёрные или синие парадные фраки, белоснежные рубашки с накрахмаленными манжетами и воротничками, изысканные вышитые цветные жилеты. Непременным дополнением были галстуки или шейные платки, шляпы и перчатки обязательно белого цвета. Когда вошли в моду цилиндры, их стали считать приличным головным убором как раз для выхода в свет. Естественно, в театре мужчины головные уборы снимали.

Распределение мест в зрительном зале



Художник Рамон Касас Карбо - В оперном театре Лисео

Места в зале распределялись в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В первом ряду партера могли сидеть только высшие гражданские и военные чиновники, а также послы со своими секретарями. Второй и третий ряд занимали сановники с дворянским происхождением, а уже за ними офицеры среднего звена, иностранные гости, известные артисты, меценаты, банкиры. На галёрке дозволялось выкупать билеты зрителям простым, происхождения незнатного: торговцам, ремесленникам, студентам.

Билеты в правой части зрительного зала покупали обычно люди, которые бывали в театре лишь время от времени, а вот слева сидели знатоки и любители искусства. У них, как правило, были свои места, которые они выкупали сразу на весь театральный сезон или, по крайней мере, на несколько спектаклей подряд.



Художник Рамон Касас Карбо - В театре. Новости

Дамам было позволено сидеть в партере только со второй половины XIX века, до этого они могли сидеть лишь на передних креслах балконов и лож. Если же дама теперь и могла занять место в партере, то наряд её в этом случае отличался скромностью: никаких декольте и платьев вызывающих цветов. Дама, заботящаяся о своей репутации, не посещала театр в одиночестве - её обязательно сопровождал супруг, брат или другой родственник, а незамужних юных барышень - старшие родственницы или родители.

Поведение во время спектакля



Художник Федерико Дзандоменеги - В театре

Опоздание на спектакль считалось крайне неприличным, однако зрителям, занимавшим ложи, можно было приходить уже после начала сценического действия или даже посмотреть всего часть постановки. Объяснялось это тем, что в ложах с отдельным входом зрители никому не мешают, уходя со своего места или занимая его позже положенного.

Громкое обсуждение происходящего на сцене считалось неприличным, как и крики «браво» и «бис». Впрочем, касалось это только аристократов, публика попроще могла себе позволить выражать эмоции. А вот дамам не прилично было даже аплодировать - это была прерогатива мужчин. В партере и на балконах воспрещалось есть и пить, однако в ложи, которые занимала императорская семья или знатные аристократы, подавали прохладительные напитки, сладости и фрукты.



Художник Борис Михайлович Кустодиев - В ложе

Театральный бинокль можно было использовать только для того, чтобы лучше видеть происходящее на сцене, рассматривать публику запрещалось категорически.

Поведение во время антракта



Художник Пьер Огюст Ренуар - В театре

Знатные дамы, располагавшиеся в ложах, по этикету не могли её покинуть даже в антракте. Как правило, мужчина, её сопровождавший, спрашивал, чего бы хотела дама, и приносил желаемое. При этом фрукты и сладости надлежало предложить всем, находящимся в ложе, даже если зрители друг друга не знали. Светские люди были обязаны предложить дамам афишу.



Художник Пьер Огюст Ренуар - Театральная ложа (на концерте)

Если в зале было жарко и душно, дамы могли выйти в фойе со своими сопровождающими. Правда, некоторые дамы пренебрегали этим правилом и прогуливались в одиночестве. Именно в фойе могли произойти приятные знакомства и даже кокетливые объяснения в любви.

Мужчины же могли спокойно гулять по фойе, общаться со своими знакомыми, обсуждать любые вопросы, завязывать новые знакомства и даже заниматься делами. Самое главное, было вести разговор тихо, дабы не докучать остальным и не заставлять их слушать чужую беседу.

Источник

XIX век, живопись, история, этикет, театр

Previous post Next post
Up