Амазонки русского авангарда - Надежда Удальцова (часть 1)

May 21, 2021 19:56



Надежда Удальцова на фоне одного из вариантов своей картины «Ресторан».
Фотография. Москва, 1915 г.

Надежда Андреевна Удальцова (1885-1961) - живописец, график, педагог. Одна из амазонок русского авангарда. Наиболее ярко проявила себя в кубизме. Училась в частной студии К.Ф. Юона под руководством И.О. Дудина и Н.П. Ульянова (1905-1908). В 1908-1909 гг. совершила путешествие в Германию. Училась в Школе Кароля Киша, ученика Ш. Холлоши, в Москве. С 1911 г. работала в мастерской В.Е. Татлина на Остоженке вместе с Л.С. Поповой, В.М. Ходасевич. В 1912-1913 гг. занималась в Париже в мастерской Ла Палетт у Анри ле Фоконье и Жана Метценже. По возвращении в Москву снова работала в мастерской Татлина, где завязала тесные контакты с К.С. Малевичем, А.В. Грищенко, А.А. Весниным. Начиная с 1914 г. участвовала в выставках «Бубнового валета» в Москве и других авангардных выставках. Жена художника А.Д. Древина, арестованного и расстрелянного в 1938 г., о чем Удальцова узнала только в 1956 г. после его реабилитации. В 1933 и 1949 гг. подверглась резкой критике за формализм.




1. Вера Николаевна Прудковская (урожденная Чоглокова), мать Надежды Удальцовой. 2. Надежда с отцом Андреем Тимофеевичем Прудковским, г.Орел, 1889 г.

Надежда Андреевна Прудковская (Удальцова) родилась 29 декабря 1885 года (11 января 1886 года по новому стилю)) в Орле, в семье жандармского полковника Андрея Тимофеевича Прудковского (1854-1918) и его жены Веры Николаевны, урожденной Чоглоковой. Надежда была старшей из четверых детей.
1892 г. Семья переезжает в Москву в соответствии с новым служебным назначением отца.
1898г. Надежда поступает в Московскую частную женскую гимназию В.П. Гельбиг.



Н. Удальцова (слева) с сестрой Людмилой Прудковской. Москва, 1906 г.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Офицеры (К папе пришли гости). 1892 г.
Бумага, цветные карандаши. 22 х 17,8 см. Музей-квартира Древина, Москва.

1901 г. Первое посещение Третьяковской галереи и поездка в Петербург. Посетила Эрмитаж, Павловск, Петергоф и Царское Село. «За последнее время я очень много видела картин и статуй. Они даже во сне мне снятся». - Из Дневника Н. Удальцовой.
1904 г. Надежда с отличием заканчивает VII класс гимназии и переходит в дополнительный класс «для специального изучения русского языка и истории», так как впоследствии собирается поступать на исторический факультет Московского университета.



Н. Удальцова (справа) с гимназической подругой. Москва, середина 1900-х гг.

1905 г. Май - окончание Московской частной гимназии В.П. Гельбиг.
Август. Семья А.Т. Прудковского, служившего в жандармерии, подвергается угрозам террористов.
Сентябрь. Надежда Андреевна поступает в частную художественную школу К.Ф. Юона, где преподавали И.О. Дудин и Н.П. Ульянов.
Декабрь - восстание в Москве, начало Первой русской революции. «Прошла кровавая неделя, кажется начинает приходить в норму, но не у нас». - Из Дневника.
1906 г. «Это насилие, грабежи, потоки крови. В Москве введен военно-полевой суд,
вешают чуть не каждый день. Боже, и долго это будет. Как-то зловеще тихо, мертвенно после роспуска Думы». «Я теперь занимаюсь рисованием каждый день. В школе так славно, вообще я вся ушла в рисование». - Из Дневника.
1907 г. Получила сильное впечатление от посмертной выставки В. Борисова-Мусатова.
Лето провела в Крыму.



Надежда Удальцова. Фотография. Москва, 1908 г.

1908 г. Весной увлеклась новой французской живописью после посещения коллекции С.И. Щукина. Особенно впечатлили Ван Гог и Сезанн.
Май-июнь. Поездка в Германию: Берлин (23 мая), Дрезден (2 июня), посещает Дрезденскую галерею.
Август - держит экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но не проходит по конкурсу.
12 октября Надежда Прудковская выходит замуж за Александра Дмитриевича Удальцова и принимает его фамилию, вместе они совершают свадебное путешествие в Петербург.



Н. Удальцова со своим первым мужем А. Удальцовым в маскарадных костюмах. Москва, 1910 г.

1909 г. Зимой Удальцова прекращает занятия в школе К.Ф. Юона.
Осенью в Звенигороде первые попытки самостоятельно работать с натуры.
1910 г. Январь - начинает работать в мастерской Кароля Киша, ученика Шимона Холлоши. «Занимаюсь у Киша третью неделю. Уже он мне много дал и именно то,
что мне нужно теперь, но пришла к печальным результатам: я знаю меньше, чем думала, и необходимы немалые усилия, чтобы выкарабкаться». - Из Дневника.


Н.А. Удальцова (1885-1961). Автопортрет. 1909 г. Бумага, карандаш.
24,7 х 16,5 см. Музей-квартира Древина, Москва.

Летом 1910 г., после выздоровления от брюшного тифа, Н. Удальцова жила в Петровском-Разумовском, работала над серией рисунков «Деревья».
Декабрь. «Была вчера на "Бубновом валете". Какой-то рационалистический век настал. Взяв теорию современных французов, они оголили ее, и еще больше отняв индивидуальную окраску, которая есть у французов, они не дали своей, и получились довольно грубые примеры на заданные правила дополнительных цветов. Кое-что свое дал только Фальк. Он искреннее других, и в его пейзажах не отразилась поголовная зараза Пикассо. Краски поразительно противные, прежде всего, они не живописны.
Писать ярко - еще не значит быть живописцем, пора бы об этом подумать. Но до какой степени все это отзывается нижегородским. Обидно даже, люди-то не без таланта». - Из Дневника.



Н. Удальцова в Крыму. Фотография 1910-е гг.

1911 г. «Работы Фаворского мне уже не кажутся такими недостижимыми, я многому научилась от него и техническому. И к тому же его теперешнее отношение к натуре очень близко мне». «Эрмитаж много перевернул во мне, сильно подействовали немцы и Тициан, про Рембрандта я не говорю. Эти глубокие чистые краски, ясные разграниченные плоскости, грани складок, сдобность какая-то техники поразили меня». - Из Дневника.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Дерево. 1909 г. Бумага, тушь, перо.
16х10,5 (в свету); 30,5х21,5 см. Орловский музей изобразительных искусств.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Синие деревья. 1909-1911 гг. Бумага, карандаш,
цветные карандаши. 26,5 х 21 см. Частное собрание, Франкфурт-на-Майне, Германия.

1912 г. Ноябрь. Начало занятий в парижской академии Ла Палетт под руководством Анри Ле Фоконье, Жана Метценже и Андре Дюнуайе де Сегонзака. Среди учеников - Л.С. Попова, М. Киселева, И. Соботка и Й. Чаки; там также бывали В.И. Мухина и Б. Терновец.
1913 г. Весна. Надежда Удальцова возвращается из Парижа в Москву.
Осень - работа в студии Владимира Татлина на Остоженке.
8 сентября в Крыму умерла мать Удальцовой - Вера Николаевна. Удальцова осталась с тремя малолетними сестрами Варварой, Тамарой и больной Людмилой. «Мила не выздоравливает. Папа и наша беспомощность перед грядущими бедствиями. Варя и Тамара, несчастные дети, что я буду делать с ними». - Из Дневника.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Обнаженная модель. 1912-1913 гг.
Бумага, карандаш, 26,5 х 20,2 см. Музей-квартира Древина, Москва.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Сидящая фигура. Париж. 1913 г. Бумага, карандаш.
26,6 х 20,5 см. Частное собрание.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Пейзаж с желтым домиком. 1912 г. Бумага, акварель. 12 х 16 см.
Частное собрание, Лондон.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Дом среди деревьев. 193 г. Бумага, цветные карандаши. 29,3 х 26,5 см.
Галерея Гмуржинска, Кёльн.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Деревья. 1913 г. Бумага, графитный карандаш.
26,5 x 20,2 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Мужской портрет. 1912-1913 гг. Бумага, карандаш.
22 х 12 см. Музей-квартира Древина, Москва.

В январе 2012 года в Москве по сообщениям СМИ ограбили Музей-квартиру Древина, в которой находилось много работ Н. Удальцовой и ее второго мужа А. Древина См. подробнее здесь
28 января 2012 г. внучка художников Екатерина Древина пишет жалобу на имя главного прокурора Москвы по поводу отказа властей открыть уголовное дело: «Украденные картины, эскизы, рисунки и скульптуры - это наследие не только нашей семьи, но это национальное достояние России и всего мира».
На пресс-конференции в феврале 2012 г. Екатерина Древина заявила, что из квартиры в Брюсовом переулке украдено 80 картин и рисунков Древина и Удальцовой, а также архив Древина. Некоторые материалы из архива были обнаружены на московском блошином рынке в Измайлове. В декабре того же года появилось сообщение о том, что две из похищенных картин А. Родченко найдены у посредника, пытавшегося их продать антикварам. Остальные картины до сих пор не найдены.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Эскиз театральной декорации. 1910-е гг. Бумага, акварель. 31,5 х 41,5 см.
Галерея Гмуржинска, Кёльн.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Музыкальные инструменты. 1912 г.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Швея. Эскиз. 1912 г. Бумага, гуашь. 27,5 x 17 см.
Аукцион 888 Auctions, Ричмонд-Хилл, Онтарио, Канада, 2019 г.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Швея. 1912-1913 гг. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Швея. 1912 г. Холст, масло. 70,5 х 70 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Г. Костаки.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция. 1913 г. Холст, масло. 111,5 x 133 см.
Переславль-Залесский музей-заповедник, Ярославская обл.



Н. Удальцова. Воронцово. Фотография, лето 1913 г.

1914 г.

В январе 1914 г. на выставке общества «Бубновый валет» (Б. Дмитровка, дом Р.Б. Левинсона) Н. Удальцова впервые выставила кубистическую «Композицию». Среди участников выставки Жорж Брак, Андре Дерен, Морис Вламинк, Александра Экстер, Роберт Фальк, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Анри Ле Фоконье, Казимир Малевич, Илья Машков, Алексей Моргунов, Пабло Пикассо, Любовь Попова. О работах Удальцовой на этой выставке упоминает в своей рецензии А. Грищенко.
Зимой 1914-1915 гг. Н. Удальцова посещала еженедельные собрания по искусству «Кубистического кружка» в квартире Л. Поповой на Новинском бульваре, 117, где бывали В. Татлин, Б. Терновец, А. Грищенко, Вера Пестель, А. Веснин, Б. Виппер, отец П. Флоренский, Б. фон Эдинг и др.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Этюд кубистической головы. 1913-1914 гг. Бумага, смешанная техника.
31,3 x 21,4 см. Аукцион Erlenbach, Switzerland Zürichsee Auktionen, Цюрих, 2010 г.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Обнаженные в пейзаже. 1914 г. Бумага, акварель, карандаш. 26,1 х 34,9 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид (б. коллекция Г. Костаки)



Н.А. Удальцова (1885-1961). Желтый кувшин. 1913-1914 гг. Холст, масло. 70,7 x 52,3 см.
Музей современного искусства, Салоники. Коллекция Г. Костаки.



Н.А. Удальцова ? (1885-1961). Натюрморт на столе. 1913-1914 гг.
Холст, масло, коллаж. 65 х 50 см. Частное собрание.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Натюрморт с бутылкой. Двусторонний рисунок. 1914 г. Бумага, карандаш.
26 х 19,5 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2015 г. Лот продан за $ 30,000 дол.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Натюрморт. Эскиз. 1914 г. Бумага, карандаш.
26,5 х 21 см. Музей-квартира Древина, Москва.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция. 1914 г. Холст, масло. 46 x 38 см.
Частное собрание.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Гитара (Фуга). 1914 г. Холст, масло. 53 х 43 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Дар Г. Костаки.



Н.А. Удальцова (1885-1961), атрибуция. Композиция. Картон, акварель. 39,5 x 27 см.
Аукцион The Bru Sale Gallery, Брюссель, 2017 г.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Кубистический натюрморт. 1910-е гг. Картон, масло.
75,6 x 51,2 см. Аукцион Heritage Auctions, Даллас, штат Техас, США, 2008 г.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Кубизм. 1914 г. Холст, масло. 72 х 60 см.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Гитарист. 1910-е гг. Частное собрание.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Натурщица. Кубистическая композиция. 1914 г.
Холст, масло. 106 x 71 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Здесь нельзя не вспомнить французских учителей Н. Удальцовой,
например Жоржа Брака:



Жорж Брак (1882-1963). Скрипка и кувшин. 1909-1910 гг. Холст, масло.
116,8 х 73,2 см. Художественный музей Базеля, Швейцария.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Этюд для картины «Натурщица». 1914 г.
Бумага, масло. 46,5 x 35 см. Частное собрание.



Надежда Удальцова, ее сестра Варвара Прудковская, Любовь Попова и неизвестный
мужчина. Лето 1915 г. Станция Влахернская, недалеко от Москвы.

1915 г.

В марте 1915 г. восемь кубистических работ Н. Удальцовой, среди которых «Ресторан», «Натурщица с гитарой», «Скрипка» экспонируются на Первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Среди участников К. Богуславская, И. Клюн, К. Малевич, Моргунов, Л. Попова, И. Пуни, О. Розанова, В. Татлин, А. Экстер.
Удальцова пишет текст к иллюстрированному буклету «Владимир Евграфович Татлин» (Пг., 1915, издание «Нового журнала для всех»), первой публикации о творчестве Татлина. Буклет (как и брошюра Казимира Малевича «От кубизма к супрематизму») издан к открытию в Петрограде в декабре 1915 года Последней футуристической выставки «0,10», на которой были показаны ее «Музыка», «Кухня», «Бутыль и рюмка», «Автопортрет», «Синий кувшин» и «Желтый кувшин». В выставке участвовали Альтман, Богуславская, Васильева, Каменский, Клюн, Малевич, Меньков, Пестель, Попова, Пуни, Розанова, Татлин. Начало конфликта Н. Удальцовой с В. Татлиным.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Натюрморт. Молоток и кружка. 1914-1915 гг. Холст, масло. 49 х 63 см.
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Натюрморт. 1914-1915 гг. Холст, масло. 67 x 89 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Новь. 1914-1915 гг. Холст, масло. 60 х 48 см.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Скрипка. 1914-1915 гг. Холст, масло. 70,7 х 53,4 см.
Музей современного искусства, Салоники. Коллекция Г. Костаки.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Автопортрет с палитрой. 1915 г. Холст, масло. 72 х 53,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Бутыль и рюмка. 1915 г. Холст, масло. 40 х 31 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Бутыль и рюмка. Фрагмент. 1915 г. Холст, масло. 40 х 31 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Бутыль и рюмка. Вариант композиции. 1915 г.
Местонахождение неизвестно.



Н.А. Удальцова (1885-1961). У пианино. 1915 г. Холст, масло. 107 х 89 см.
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.
Дар собрания Société Anonyme.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Эскиз к картине «Красная фигура». 1914 г.
Бумага, карандаш, цветные карандаши. 35 х 26 см. Частное собрание,
Франкфурт-на-Майне.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Красная фигура. Эскиз. 1915 г.
Бумага, масло. 36 x 24 см.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Красная фигура. 1915 г. Холст, масло. 70 х 70 см.
Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ярославская обл.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Кубистический портрет. 1915 г.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Гитара. 1915 г. Холст, масло. 63,5 x 49,5 см.
Аукцион Heritage Auctions, Даллас, штат Техас, 2008 г.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Кубистическая композиция. 1915 г. Холст, масло. 81 x 66 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Кухня. 1915 г. Холст, масло. 159,5 x 133 см.
Этой картиной гордятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств:

image Click to view



"Кухня" (1915) Надежды Удальцовой



Н.А. Удальцова (1885-1961). Кухня. 1915 г. Холст, масло. 66 x 81,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Музыкальные инструменты. 1915 г. Холст, масло. 67 x 80 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Ресторан. 1915 г. Холст, масло. 134 x 116 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Синий кувшин. 1915 г. Холст, масло.
44,5 х 35,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Синий кувшин. Первый вариант. 1915 г.
Холст, масло, коллаж. Не сохранился.
Как и многие русские авангардисты, Н. Удальцова не обошлась без подделок на арт-аукционах ввиду,
якобы, легкости и простоты копирования оригиналов:



Справа «Синий кувшин» 1915 года из Третьяковской галереи, слева «Натюрморт на столе», приписанный
Надежде Удальцовой в каталоге аукциона Nagel 26 апреля 2007 года (см. выше 1913-1914 гг.)



Александра Экстер перед картинами Надежды Удальцовой «Ресторан» и «Скрипка»
на выставке «Магазинъ». Москва, 1916 г.

1916 г.

В марте 1916 г. Н. Удальцова принимает участие в футуристической выставке «Магазинъ» в Москве на Петровке, 17,
в которой участвуют Бруни, Васильева, Малевич, Моргунов, Пестель, Попова, Родченко, Татлин, Толстая, Удальцова, Экстер, Юстицкий. Разрыв отношений с В. Татлиным.
Летом гостила у Любови Поповой под Ярославлем, затем у С. Каретниковой в Воронцове под Москвой
(после 15 июля).
Сентябрь - муж Александр Удальцов призван на военную службу, Надежда Удальцова остается без средств
к существованию.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция с тремя фигурами. 1915-1919 гг. Вятский художественный музей
имени В.М. и А.М. Васнецовых, город Киров (!)



Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция с четырьмя фигурами. 1915-1920 гг. Холст, масло. 67 x 107 см.
Аукцион Dorotheum, Вена, 2004 г. Эстимейт €130.000-150.000 евро.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Библиотека. 1915-1920 гг. Холст, масло. 50 x 67 см. Частное собрание.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Машинистка. 1915-1916 гг. Холст, масло. 103,5 х 81 см.
Пермская государственная художественная галерея / Частное собрание.

СУПРЕМАТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НАДЕЖДЫ УДАЛЬЦОВОЙ 1916-1917 гг.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция. 1916 г. Бумага, гуашь.
23,7 х 15,3 см. Галерея Гмуржинска, Кёльн.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция с оранжевым треугольником. 1916 г. Музей-квартира Древина, Москва.



В.Е. Татлин и Н.А. Удальцова (крайние слева) среди друзей. Станция Влахернская под Москвой.
Фотография, лето 1915 г.

Причастность к супрематизму связана для Н. Удальцовой с приглашением от Н.М. Давыдовой в октябре 1916 г. принять участие в изготовлении декоративных рисунков для артели вышивальщиц «Вербовка». Удальцова, как и другие приглашённые художники, сделала ряд супрематических эскизов. Выполненные по ним вышивки были показаны на Второй выставке современного декоративного искусства (1917, Москва). А затем последовало участие в художественном кружке К. Малевича «Супремус».
Ноябрь 1916 г. Три фактурно-беспредметные композиции «Живописное построение»
показаны на обновленной выставке общества художников «Бубновый валет» в Москве в Салоне К. Михайловой «Единорог» на Большой Дмитровке. Среди участников: Альтман, братья Бурлюки, Богуславская, Шагал, Лентулов, Экстер, Фальк, Клюн, Куприн, Попова, Пестель, Пуни, Розанова.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Декоративная композиция № 3. 1916 г. Бумага, гуашь. 24 х 37 см.
Галерея Кулинг, Лондон.



Н.А. Удальцова (1885-1961), атрибуция. Три абстрактные композиции. 1915-1916 гг. Картон, гуашь.
3 х 26 х 22,3 см. Аукцион Kaminski Auctions, Эссекс, штат Массачусетс, США, 2010 г.



Н.А. Удальцова (1885-1961), атрибуция. Абстрактная композиция (1). 1915-1916 гг.
Картон, гуашь. 26 х 22,3 см. Аукцион Kaminski Auctions, Эссекс, штат Массачусетс, США, 2010 г.

«Сегодняшний день можно запомнить. Сегодня моя мысль о цвете подтвердилась на опыте и дала
положительные результаты. Я даже не думала, вчера измучилась в поисках цвета, сегодня стало ясно:
гармония зависит от соответствий цветов, обладающих известными качествами - тяжестью и глубиной»
(Н. Удальцова. Из Дневника)



Н.А. Удальцова (1885-1961). Абстрактная композиция. 1916 г. Картон, гуашь.
20,5 х 14,5 см. WorthPoint Corporation.

Зима 1916-1917 гг.

Н. Удальцова участвует в создании художественного общества «Супремус». Собрания, в которых участвовали К. Малевич, В. Татлин, М. Меньков, И. Клюн, А. Крученых, Н. Давыдова, О. Розанова, А. Экстер, В. Пестель и др., проходили в квартире Удальцовой на Смоленском бульваре, 65. Тогда же возник проект неосуществленного журнала «Супремус», материалы для которого собирала Ольга Розанова. На этом связь Удальцовой с супрематизмом завершилась.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция (Скрипка). 1916 г. Частное собрание.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Натюрморт. 1916 г. Холст, масло. 44,5 х 35,5 см.
Нижегородский государственный художественный музей.



Н.А. Удальцова (1885-1961). Композиция. 1916 г. Музей-квартира Древина, Москва.



Н.А. Удальцова (1885-1961). 1. Эскиз дизайна дамской сумки. 1916 г. Бумага, графитный карандаш, гуашь. 47,5х31,5 см. Аукцион «СОВКОМ», Москва, 2006 г. 2. Эскиз дизайна дамской сумочки. 1916 г. Бумага, акварель, карандаш. 31х21см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г.



Н.А. Удальцова. Фотография 1910-е гг.

1917 г.

В марте 1917 года Н. Удальцова вступила в Союз «Свобода искусству» в Петрограде.
В апреле принимала участие в выставке-аукционе картин, скульптур и прикладного искусства в помощь освободившимся политическим заключенным.
В мае-июне стала одним из организаторов Левой (молодой) федерации профессионального союза художников Москвы и вошла в состав его Совета вместе с А. Грищенко, К. Малевичем, О. Розановой, В. Татлиным и Г. Якуловым.
16 июля 1917 года отец Надежды Удальцовой Андрей Тимофеевич Прудковский уволен в отставку генерал-майором
Осенью участвовала в работах по декорированию кафе «Питтореск».
25 октября (7 ноября) 1917 года свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция…



Амазонки авангарда: Экстер, Гончарова, Попова, Розанова, Степанова, Удальцова.
Под редакцией Джона Э. Боулта и Мютью Дратта. Перевод с англ. Москва,
Издательство «Галарт», 2001 г. Стр. 270-295. На обложке картина Л.С. Поповой
«Композиция с фигурами». 1913 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.


В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 456-457, 464-465.



Н. Удальцова. Жизнь русской кубистки. Дневники, статьи, воспоминания. Составители:
Е.А. Древина и В.И. Ракитин. Москва, Литературно-художественное агентство «RA»
(Русский авангард), 1994 г. - 208 стр., илл. (Серия «Архив русского авангарда»). Тир. 1000 экз.



Екатерина Древина «Надежда Удальцова». Монография. Москва, Издательство «Трилистник»,
«Белый город», 1997 г. - 80 стр., илл. (Серия «Мой музей»). Формат 28,5 х 24,5 см.
Отпечатано в Италии.

image Click to view



Надежда Удальцова. Между кубизмом и реализмом

Амазонки русского авангарда - Надежда Удальцова

Продолжение следует

супрематизм, Россия, Надежда Удальцова, авангард, кубизм

Previous post Next post
Up