Новые публикации о жизни Леонардо да Винчи

Oct 11, 2019 14:50

Леонардо да Винчи восхищает нас своим выдающимся гением, но, оказывается, что другие художники того времени неоднократно высмеивали и дразнили его за необычные рыжие волосы и нетрадиционную сексуальную ориентацию. Несмотря на популярность произведений художника, есть свидетельства, что сам он был предметом сплетен и шуток в Милане в период Ренессанса. Обширное новое исследование было опубликовано в Британии.



Фото: The Guardian

Авторитетный искусствовед Саймон Хьюитт обнаружил в Германии малоизученный рисунок, созданный в 1495 году для иллюстрации стихотворения. Этот "комикс XV века" показывает, как когда-то высмеивали Леонардо. На одном из красочных фрагментов изображена Аллегория Правосудия - судебный писец или адвокат, сидящий за столом и заворожённо глядящий на молодых людей. Автор издания "Леонардо да Винчи и Книги Судьбы" утверждает, что на миниатюре изображён именно его герой.

"Личность Леонардо как рыжего писца совершенно нова, - сказал Хьюитт в интервью газете Observer перед публикацией. - Рисунок содержится в одном манускрипте в Берлине, и никто из экспертов по Леонардо до сих пор к нему не обращался".





Леонардо да Винчи - Туринский автопортрет - 1513
Королевская библиотека, Турин

В ключевом отрывке своей книги Хьюитт идентифицирует художника, благодаря серии подсказок в драгоценной иллюстрации. Он изображён "левшой... с деревянной лирой у ног - явная карикатура на Леонардо да Винчи» (лира была инструментом, на котором играл художник). Его отец, Пьетро, изображён положившим правую руку на плечо юноши. У него в руках лист бумаги, который, как пишет автор, "несомненно, представляет собой анонимный документ, осуждающий Леонардо за содомию и переданный флорентийским властям в апреле 1476 года".

Рыжие волосы были известны в Милане XV века, но встречались редко и считались диковинкой. Хьюитт подозревает, что Леонардо произошел от рыжеволосых хазар - тюркского степного народа, расселившегося по побережью Чёрного моря и Восточной Европе.

Как писал арабский историк XIII века Ибн Саид аль-Магриби, "лица их цветом белые, глаза - голубые, а волосы распущенные и рыжеватые".

Хьюит внимательно изучил иллюстрированную рукописную копию эпической поэмы Гаспаре Висконти "Паоло и Дарья". Он обнаружил, что над Леонардо да Винчи там, судя по всему, могли ещё зубоскалить как над человеком, который по рассеянности чаще рисовал на скатертях, чем в блокнотах, а также смеяться над его явным интересом "к полуобнажённому молодому человеку, сжимающему похожую на ракету штуковину, изобретенную Леонардо".

"Еще одним доказательством того, что это изображение Леонардо с его гомосексуальными наклонностями служит группа из восьми крепких фигур рядом", - утверждает Хьюитт, который потратил пять лет на исследования Леонардо и его окружения в поисках правды о противоречивом портрете "Прекрасной принцессы". По пути он обнаружил изображение из эпической поэмы Висконти, представляющее молодую блондинку с парой весов. Хьюит считает, что это Бьянка Сфорца, дочь миланского герцога, которая, как предполагается, позировала Леонардо да Винчи для спорного свадебного портрета.



Леонардо да Винчи (?) - Прекрасная принцесса - около 1496 - Частная коллекция

Главный аргумент новой книги Хьюитта - что Бьянка и есть та таинственная молодая женщина на портрете "Прекрасной принцессы". Он считает, что может доказать, будто этот портрет и в самом деле нарисовал Леонардо. Последние 10 лет эксперты спорят по поводу его подлинности, а знаменитый фальсификатор Шон Гринхалж заявил, что это работа его рук.

Хьюитт рассказывает трагическую историю жизни Бьянки Сфорца, которая погибла в юном возрасте, и объясняет, почему её портрет, нарисованный Леонардо, был включён в одну из самых богатых из когда-либо издававшихся книг - "Сфорциду". Вместе с Леонардо над ней работал ещё один иллюстратор - Джованни Пьетро Бираго, которому заплатили больше, чем знаменитому соавтору. Отслеживая доказательства, Хьюитт натолкнулся на другие иллюстрации авторства Бираго, в которых он преднамеренно издевался над Леонардо. Один из рисунков изображает херувимов, занятых содомией.

"Поскольку в творчестве Бираго очень мало фигур с рыжими волосами, эту явно можно считать язвительной отсылкой к Леонардо да Винчи", - пишет Хьюитт.



Саймон Хьюитт

Новые публикации о жизни Леонардо да Винчи

живопись, Леонардо да Винчи, Италия, искусствоведение, художники

Previous post Next post
Up