Франсуа Жерар - Жюли Рекамье
Жанн Франсуаз Жюли Аделаида Бернар, в замужестве мадам Рекамье, слыла первой парижской красавицей, сводившей мужчин с ума, и была хозяйкой самого знаменитого литературного салона. Частыми гостями там были мадам де Сталь, Шатобриан, Сент-Бев и многие другие представители творческой элиты. Ее портреты писали самые известные художники.
Для многих ее современников, увлеченных идеалом античной красоты, мадам Рекамье казалась воплощением женственности. Ей подражали, с ней соперничали, ее любили... В первой половине XIX века она вполне заслуженно считалась одной из самых очаровательных женщин Франции.
Жюли Рекамье, тогда ещё Бернар, родилась 3 декабря 1777 в Лионе. Родители Жюльетты принадлежали к крупной лионской буржуазии. Ее отец, Жан Бернар, входил в число наиболее известных нотариусов города. Жили они на улице Каж (между Роной и Соной, теперешняя улица Константины, выходящая на площадь Терро). В 1776 году он был занесен в "Лионский альманах" и фигурировал среди сорока нотариусов, статус которых приравнивался к статусу нотариусов Парижа. Звание королевского советника означало принадлежность к чиновникам среднего ранга, его носил всякий, кто занимал видную государственную должность. В 1786 году Бернар получил новую должность в Париже и семья переехала. Детство Жульетты, прошедшее тихо и мирно, было счастливым. Единственная дочь в зажиточной и очень заботливой буржуазной семье, она, похоже, была примерной девочкой образца эпохи Старого порядка.
Лион - акварель XVIII века
Девушке не исполнилось и шестнадцати, когда ее выдали замуж за богатого банкира Жака Рекамье, который был старше невесты на двадцать шесть лет. Муж окружил ее роскошью, купил особняк бывшего королевского министра финансов Неккера на улице Мон-Блан.
Франсуа Жерар - Портрет Жюли Рекамье - 1810 - Музей Наполеонико, Рим (Италия)
Как свидетельствуют современники, немолодой супруг питал к своей юной жене лишь отеческие чувства, используя ее светский успех для поддержания собственного престижа и деловых связей. Утверждают даже, что он так ни разу и не притронулся к своей молодой супруге, предоставив ей полную свободу, которой она пользовалась достаточно разумно.
Неизвестный художник - Портрет Жюли Рекамье - Музей Гарине, Шалон-ан-Шампань (Франция)
Судьбу мадам Рекамье отчасти затрагивает французский историк Ги Бретон. В своем исследовании "Наполеон и Жозефина" он сообщает, что банкир не просто питал к Жюльетте отеческие чувства - он действительно был ее родным отцом: "Известно, что мсье Рекамье был любовником мадам Бернар, матери Жюльетты. Некоторые историки уверяют, что от этой незаконной любви и родилась будущая муза Шатобриана. Однако в 1793 году банкир, боясь, что будет гильотинирован, подумал о будущем своей дочери. Единственной возможностью передать ей свое состояние была женитьба на ней, и он без колебаний заключил фиктивный брак..."
Жан-Батист Августин - Портрет Жюли Рекамье - 1801
Репутация и поведение мадам Рекамье на фоне весьма легкомысленных нравов той эпохи казались безупречными. Ее необычные отношения с мужем, известные многим, окружили ее имя своеобразным сочувствием и повышенным интересом к ее жизни. Приемы, устраиваемые Жюльеттой, привлекали самых знаменитых людей не только Франции, но и всей Европы. Она всегда была окружена толпой поклонников и почитателей, которых, по словам писателя Сент-Бева, искусно умела превращать в преданных друзей.
Олали Морен (1765-1837) - Портрет мадам Рекамье - около 1798 года - Национальный музей Версальского и Трианонского дворцов, Версаль (Франция)
Правда, не всех... Наполеон, получивший от нее решительный отказ на свое предложение стать придворной дамой и "подругой императора" (многие аристократки уже в нетерпеливом ожидании теснились у подножия нового трона!), надолго затаил обиду. Жюльетта, пренебрегая его недовольством, продолжала принимать у себя гостей с разными политическими убеждениями; нередко это были люди, оппозиционно настроенные к новой власти. А в 1802 году отправилась в путешествие по Англии - в то время непримиримой соперницы Бонапарта.
Николя Жак (1780-1844) - Копия работы Франсуа Жерара (1770-1837) - Портрет мадам Рекамье - 1805
Для Жюльетты постоянный, непрерывный праздник продлится шесть полных лет. Шесть лет светского триумфа, разнообразных, вечно новых радостей, когда она блистала на прогулках и в загородных поездках, на спектаклях и концертах, на приемах и маскарадах... Буря удовольствий, а она будет одновременно их неустанной устроительницей и не такой уж невинной жертвой. Шесть лет у всех на виду и у всех на устах, неоспоримое царство молодой восхитительной женщины - свободной, которой безраздельно дарованы непринужденность и известность.
В Париже и в Лондоне на пути ее следования будут возникать маленькие восстания. И все же огни рампы оставят ее нетронутой, без единой морщинки. Ее богатый внутренний мир располагал к тому, чтобы быть самодостаточной и не терять голову от поверхностных знаков внимания. Потому что она искала и в конце концов нашла нечто другое в том, что принесло ей звездность.
Франсуа-Луи Дежюнне - Мадам Рекамье в салоне монастыря Аббе-о-Буа - 1826
Она была достаточно мудрой, чтобы не оказаться пленницей самой же созданного образа. Достаточно разумной, чтобы не жаловаться на издержки славы. В Париже тогда принимали и другие женщины, богатые и красивые, но Рекамье была только одна. Возможно, этого она и желала: победить чувство неполноценности и наполнить свое существование, превратив его в легенду.
Жак Луи Давид - Портрет мадам Рекамье
Жак-Луи Давид - Портрет мадам Рекамье
В 1806 году банк Рекамье потерпел крах, Наполеон намеренно ничем не помог ему. Больше того - спустя несколько лет изгнал Жюльетту из Парижа. Она торопливо продала все свои ценности, отдала деньги разорившемуся барону, а сама навсегда покинула роскошный особняк и поселилась в Лионе. Ее подруга - писательница Жермена де Сталь - в утешение написала Жюльетте:
"Красота, не знающая себе равных в Европе, незапятнанная честь и благородный характер - какое другое богатство нужно в этой печальной жизни?"
Маргарита Жерар (1761-1837) - Мадам де Сталь и ее дочь Альбертина
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) - Портрет Анны-Луизы-Жермены де Сталь
Лишь дважды в жизни эта прекрасная женщина испытала чувство более сильное, чем дружеская привязанность. Первым, кто, по ее собственным словам, "заставил биться ее сердце", был принц Август Прусский. Чувство оказалось столь сильным, что Жюльетта написала в Париж мужу, прося его о разводе. Рекамье ответил смиренным письмом, давая согласие, но умоляя при этом не забывать, что он разорен и стар. Растерянная Жюльетта то отвечала Августу на его пылкие признания, то отправляла более чем холодные отписки. После нескольких месяцев мучительной внутренней борьбы она все-таки отказала принцу и, чтобы смягчить боль разрыва, послала ему свой портрет кисти Франсуа Жерара. После смерти принца подарок этот, согласно его завещанию, был возвращен мадам Рекамье.
Франц Крюгер - Портрет принца Августа Прусского
Принц Август Прусский заказал свой парадный портрет на фоне портрета мадам Рекамье кисти Жерара. Художник Жерар работал над этим портретом в 1805 году, когда Жюльетте было двадцать восемь лет. В светлом легком платье, с обнаженными плечами, руками и приоткрытыми ступнями ног предстает перед зрителем молодая женщина, трепетная и романтичная, которую современники называли "королевой красоты".
Франсуа Жерар - Портрет мадам Рекамье (фрагмент)
Когда Жюльетта снова вернулась в столицу, она обосновалась в так называемом Лесном аббатстве на окраине города. И опять к ней съезжалась вся парижская богема. На одном из вечеров в 1817 году появился и знаменитый писатель Рене Шатобриан. С той поры он стал близким другом уже сорокалетней мадам Рекамье.
Шатобриан, успев разочароваться в политике и семейной жизни, находил успокоение в ее обществе. В конце концов он решил больше времени отдавать литературе, и прекрасная Жюльетта стала его музой. Она оставалась рядом с ним в течение последующих двадцати лет, продолжая его любить и не требуя ничего взамен. Из-за него она частично потеряла старых друзей: писатель не любил общества. Он же в одном из писем к жене невинно вопрошал: "Как можете Вы верить этим сплетням насчет мадам Рекамье?"
Анн-Луи Жироде-Триозон - Портрет Франсуа-Рене де Шатобриана
Жюльетта была не только музой: благодаря своим обширным связям она смогла добиться для Шатобриана министерского портфеля, а затем назначения посланником в Англию. Воспринималось это как должное.
В конце концов терпение мадам Рекамье оказалось исчерпанным: измученная постоянными изменами Шатобриана, она вместе со своей болезненной воспитанницей уехала в Италию.
Антуан Жан Гро - Портрет мадам Рекамье - Около 1825
А вернувшись через два года на родину, почувствовала себя окончательно исцелившейся от любви к двуличному Рене.
Спустя тридцать с лишним лет на глазах всего города ежедневно в три часа пополудни парализованный Шатобриан приказывал нести себя в паланкине к женщине, без которой уже просто не мыслил своей жизни. Его встречала всегда приветливая и заботливая мадам Рекамье, к тому времени почти совсем ослепшая. Впрочем, и теперь в ее доме звучали стихи и музыка.
"Не было таланта, добродетели, своеобразия, которые бы она не отличала, не заставила обнаружить себя", - свидетельствовал Сент-Бев.
К 1820 году произошло вторичное разорение банкира Рекамье, дела которого поправились было после падения империи Наполеона. Жюльетта поселилась в монастыре. Правда, она не стала монахиней: монастырь лишь предоставил ей укрытие как знатной даме. В двух маленьких комнатах она жила вдвоем с племянницей.
Разменявшая восьмой десяток, Жюльетта Рекамье скончалась 5 мая 1849 года от холеры, пережив Шатобриана всего на год. По завещанию часть ее скромного имущества была передана городу Лиону.
Жозеф Шинар - Бюст мадам де Рекамье
Знаменитые женщины прошлого - мадам де Рекамье