Как вы раму подберете - так картина "запоет"

May 21, 2019 16:50



Виктор Васнецов

"Полотно без рамы, затертое среди обиходных вещей, теряет красоту и силу. Нам не по себе, когда реальная стена вдруг обрывается, и мы без предупреждения, с маху попадаем в нереальное пространство картины. Не хватает шлагбаума. Это и есть рамка."

Хосе Ортега-и-Гассет, испанский философ

Теме обрамления произведения искусства всегда уделяли большое внимание мастера и владельцы работ. Если рама подобрана хорошо, то картина просто "запоет". Или же ее послание будет заглушаться слишком вычурным или недостаточно выразительным обрамлением. Ниже приведена краткая история и эволюция вопроса.


Прообразы современной картинной рамы использовались художниками Египта и древней Греции для того, чтобы разделить настенные изображения на отдельные секции. Для выделения фресок или мозаики на общей плоскости стены использовали нарисованную узорную или однотонную рамку; часто картины помещали в ниши. Самым старым рамам, найденным археологами при раскопках гробниц Египта - более 4 тысяч лет. Картины рисовали чаще всего на дереве, рама и основа картины представляли собой единое неделимое целое.



Иван Кузьмич Макаров - Портрет неизвестной (в авторской раме) - 1860

Считается, что автором первой отделенной от изображения рамы стал художник Джентиле да Фабриано. Его алтарная панель "Поклонение волхвов", обрамленная резной архитектурной рамой сложной островерхой конструкции, была создана в 1423 году. Несколько позже в оформлении рам появились драгоценные и полудрагоценные камни, багет инкрустировали жемчугом, перламутром и слоновой костью.

Примечание. Багетом называют бруски, имеющие гладкий или резной профиль, из которых изготавливают рамы для оформления картин, фотографий, вышивки и других плоскостных объектов изобразительного и прикладного искусства. Термин "багет" родом из Франции 9 от слова baguette, в буквальном переводе означает "палочка".



Джентиле да Фабриано - Поклонение волхвов

С развитием портретной живописи художникам понадобились новые недорогие варианты оформления своих работ - так родились кассетные рамы, иначе называемые "коробочка". Их элементы конструктивно соединялись под различными углами - 45 градусов (т.н. митровое соединение), и 90 градусов, и имели одинаковый несложный узор по всей длине багета.

В середине XVI века главный архитектор Венеции, скульптор Якопо Сансовино, создал собственный тип рамы, включив в украшение багета резные элементы в виде симметричных крупных завитков, перемежавшихся изображением человеческих фигур и животных. Этот тип рамы получил имя создателя - "рама Сансовино". Во времена Ренессанса изготовление рам для картин стало отдельным искусством, живописцы создавали изысканные эскизы для резного багета и часто выполняли рамы самостоятельно.



Эль Греко - Христос, несущий крест (в "раме Сансовино")
Фото: metmuseum.org

В 2015 году в лондонской Национальной Галерее проходила специальная выставка, посвященная рамам Сансовино. Среди жемчужин - картины Тициана, обрамление которых прекрасно сохранилось.

image Click to view



Frames in Focus: Sansovino Frames - The National Gallery, London

С изобретением и распространением масляной живописи художники Ренессанса стали использовать в качестве основы картины загрунтованный холст, натянутый на подрамник. Для оформления таких работ нужны были новые профили багета, учитывающие толщину подрамника, которая варьировалась от мастера к мастеру. Барокко принесло с собой моду на овальные, богато украшенные рамы - это во многом было связано с овальной же формой портретов, создаваемых художниками того времени. Вошли в моду резные украшения в виде гирлянд из фруктов и цветов.

С учетом вкуса заказчика менялся фасон рамы, она становилась все более пышной - так появился еще один тип рамы, называемый "галерейной". Такая рама могла иметь симметричные вертикальные стороны, а верхняя и нижняя планки были различной ширины и имели отличия в узоре. Среди элементов украшений появились раскрашенные гербы и картуши, знамена и оружие.



Константин Егорович Маковский - В мастерской художника (в авторской раме)

Рококо подчинило стилистику рамы общей архитектурной отделке интерьеров, привнеся в багетные узоры сложные завитки и венки, вензеля и гирлянды. А вот ампир , напротив, придал рамам строгости и привнес в обрамление картин античную стилистику и симметрию. Классицизм лишил картинные рамы причудливости и резьбы - багет стал гладким, а на первое место выступила природная красота дерева ценных пород.

Материал для багета всегда имел большое значение: для простых профилей использовали тополь, для более мелких сложных узоров - липу. Готовые рамы покрывали позолотой. Дорогая древесина грецкого ореха использовалась для незолоченых или частично золоченых рам - так подчеркивалась изысканная структура самого материала. Цвет древесины грецкого ореха считался настолько красивым, что мастера научились его имитации в багетах из других пород дерева. Высоко ценились рамы из черного дерева - так называемые «эбеновые», а также красного и розового дерева.



Вермеер - Дама в голубом читающая письмо
Рама имеет значение: сравните позолоту, дуб, черное дерево

Картина Вермеера "Дама в голубом, читающая письмо" за время пребывания в Рейксмузеуме несколько раз меняла рамы. После реставрации, предваряющей японские гастроли работы, завершившиеся в 2012 году, картине примерили современную раму под черное дерево: видимо, учли предпочтения самого Вермеера. Большей частью там, где он изображал интерьеры с картинами на стенах (к слову, это были работы из коллекции тещи), рамы довольно просты с виду, по-видимому - как раз эбеновые. Но музейщикам такой вариант не понравился: картина стала смотреться тускловато. Так что они пока в поисках идеала: достойной рамы черного дерева XVII века. В настоящее время используется позолоченный вариант времен французского Регентства" (XVIII век).



Владимир Боровиковский - Лизынька и Дашинька - 1794
Рама к картине выполнена во второй половине XIX-го века, вероятно, из липы.



Василий Пукирев - Неравный брак
На раме к "Неравному браку" мы видим флердоранж - цветки апельсинового дерева. Ими принято украшать и голову невесты.

Раньше изготовление резного багета было исключительно ручным трудом, секреты золочения, грунтовки и резьбы передавались из поколения в поколение. Только в начале ХХ века багет стал изготавливаться фабричным способом. Современный багет делают из дерева, пластика или металла.



Игорь Гусев
На выставке современного художника Игоря Гусева в Одесском художественном музее: "новоделы" внедрены в традиционную экспозицию.

Для деревянного багета в настоящее время используют как твердые, так и мягкие породы древесины. Материал для багета должен иметь однородную структуру, быть сухим и выстоянным, чтобы дерево впоследствии не "повело". В процессе производства багет обрабатывают специальными пропитками и лаками, многократно шлифуют. Для получения узорчатых рельефов используются специальные пастозные материалы или фрезерный станок. Для того, чтобы получить красивое и гармоничное обрамление, мастера-багетчики подбирают узор и рельеф багета так, чтобы он идеально совпадал в местах соединения. Цвет багета также играет большую роль в обрамлении картины и подбирается как под цветовую гамму изображения, так и под основные цвета интерьера, в котором ее поместят.

Истинные мастера обрамления картин нарабатывают опыт годами, владеют множеством сопутствующих знаний и умений, прекрасно разбираются как в искусстве, так и в дизайне интерьеров.





Фон, интерьер - все играет свою роль и создает различное впечатление от одной и той же работы в раме. Посмотрите, как по-разному представляют картину Вермеера музейщики разных стран.

Помимо направленности на визуальную гармонию, создание "правильной" рамы для конкретного произведения искусства влечет за собой расчет самых разных технических параметров.

Рама - это не только художественное обрамление, но еще и несущая конструкция для картины, место которой - на стене. Следовательно, система подвеса и удержания картины - еще одна составляющая качественно сделанной рамы, за которую отвечает мастер-багетчик.

Сегодня картины часто помещают под стекло - значит, багет конструктивно должен быть предназначен для картин с остеклением, а сама рама сделана настолько прочно, чтобы выдержать общий вес оформленного произведения, которое годами будет висеть на стене и радовать глаз владельца.



Кадр из фильма "Лучшее предложение" - Италия - 2013

Как вы раму подберете - так картина "запоет"

декоративно-прикладное искусство, живопись

Previous post Next post
Up