Дама со сказочным единорогом - шпалеры из парижского музея Клюни

Jan 02, 2019 13:38



Шпалера "Дама с единорогом. По моему единственному желанию"

"Дама с единорогом" - цикл из шести шпалер конца XV века, самый знаменитый из экспонатов парижского музея Клюни.

Государственный музей Средневековья - термы и особняк Клюни (musée national du Moyen Âge - Thermes et hôtel de Cluny), или просто музей Клюни, - парижский музей в 5-м городском округе, в центре Латинского квартала. Расположен в "отеле Клюни́" - средневековом особняке XV века. Хранит одну из самых значительных в мире коллекций предметов быта и искусства средневековой эпохи.

Название цикла шпалер условно и возникло в XIX веке. Скорее всего, шпалеры были изготовлены в одной из мастерских Брюсселя, который был центром шпалерного ткачества к началу XVI века.

Яркие краски, розовый или красный фон, разнообразие костюмов и украшений придают циклу праздничный и изысканный вид. Особый интерес представляет изящное плетение растительных и животных мотивов, так называемый мильфлёр.
Редко можно увидеть в шпалерах столько животных, как в "Даме с единорогом": перед зрителем предстают львёнок, пантера, гепард, волк, лиса, собака, коза, кролик, обезьяна и многие другие (нередко наделённые символическим смыслом) животные.


Жорж Санд одной из первых привлекла внимание публики к "Даме с единорогом" (шпалеры хранились в замке города Буссак, департамент Крез) и описала их в своем романе "Жанна" (1844).

Другой знаменитый французский писатель, Проспер Мериме, занимавший пост главного инспектора исторических памятников Франции, в тот же период начал переговоры о приобретении шпалер государством.

После долгих проволочек в 1882 году сделка была заключена и цикл шпалер "Дама с единорогом" перешла в собственность государства, сразу же поступив в Музей Клюни.
Специально отведенный для шедевра зал был торжественно открыт в 1883 году. Здесь шпалеры экспонировались до второй мировой войны, впоследствии же был устроен новый зал, позволявший их круговой обзор



Цикл шпалер "Дама с единорогом" в музее Клюни

Присутствующие в цикле шпалер изображения полумесяцев породили легенду о влюбленном турецком принце Зизиме, заказавшем якобы эту серию для дамы своего сердца. Зизим, сын турецкого султана Мохаммеда II, воевавшего с Францией во второй половине XV века, был взят в плен и находился недалеко от замка Бриссак.

В дальнейшем эта версия была отвергнута и исследователи пришли к выводу, что цикл был заказан президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом, умершим в 1500 году. Существует предположение, что героиня цикла реально существовавшая Клод ле Висте (на шпалерах вытканы изображения вымпелов с гербом семьи ле Висте - три серебряных полумесяца на синей перевязи), а шпалеры были заказаны её женихом Жаном де Шабанн-Ванденесом.

Автор картонов, по которым ткались шпалеры, неизвестен; по разным версиям, им мог быть или парижский художник Жан Перреаль (около 1455 - около 1528), или так называемый Мастер Анны Бретонской.

В соответствии с легендой, свирепого единорога может укротить только непорочная дева -этот мотив в средние века подчас обретал алхимическую, подчас христианскую трактовку. На эту легенду автор шпалер накладывает аллегорию. По наиболее распространённой трактовке, пять из шести композиций символизируют пять чувств.



Шпалера "Дама с единорогом. Зрение"

На шпалере "Зрение" единорог смотрится в зеркало, которое протягивает ему сидящая девушка.



Шпалера "Дама с единорогом. Слух"

"Слух" символизирует дама, играющая на клавире.



Шпалера "Дама с единорогом. Вкус"



Шпалера "Дама с единорогом. Вкус" (фрагмент)

"Вкус" символизирует дама, рассеянно извлекающая сладость из вазы.



Шпалера "Дама с единорогом. Обоняние"



Дама с единорогом Обоняние (фрагмент)

В "Обонянии" предполагаемый запах гвоздик, из которых дама плетёт венок, перекликается с ароматом цветка, который нюхает обезьяна.



Шпалера "Дама с единорогом. Осязание"

"Осязание" символизирует прикосновение дамы к рогу единорога.

Наиболее загадочной остается шестая, самая большая из шпалер - "По моему единственному желанию" (заглавная иллюстрация), по своей стилистике отличающаяся от остальных частей цикла. Здесь изображена девушка, которая кладёт, а не вынимает, как полагала Жорж Санд, в ларец колье.



Шпалера "Дама с единорогом. По моему единственному желанию" (фрагмент)

С точки зрения современных исследователей, перед нами символ отказа от тех пагубных страстей, что пробуждают в человеке плохо контролируемые чувства. Не исключено также, что шестая шпалера отражает представления Жана Жерсона относительно "шестого чувства", под которым этот известный теолог понимал Сердце, средоточие Любви.
Наконец, на шестую шпалеру мог повлиять выполненный Симфорианом Шампье перевод фрагмента из "Комментария на "Пир Платона"" Марсилио Фичино, и в этом случае её название следовало бы интерпретировать так: "единственная вещь, кою жаждет моя любовь, есть красота (души)".

Эта версия, однако, сомнительна: перевод датируется 1503 годом, а шпалера выткана, скорее всего, до 1500 года. По мнению французской исследовательницы Мари-Элизабет Брюэль, аллегорическое значение цикла следует искать в "Романе о Розе".
Персонажи первой части романа, написанной Гильомом де Лоррисом, олицетворяющие различные свойства Любви, определяют собой смысл каждой из шпалер: Праздность - "Зрение", Богатство - "Осязание", Искренность - "Вкус", Радость - "Слух", Красота - "Обоняние". Наконец, аллегория Щедрости заключена в шестой шпалере, "По моему единственному желанию".

К описанию столь полюбившихся ей шпалер Жорж Санд вернулась в своём позднем сочинении - "Дневник путешественника во время войны". Здесь дана краткая характеристика трёх из шести шпалер: "По моему единственному желанию", "Слух" и "Осязание".

декоративно-прикладное искусство, Франция, музеи

Previous post Next post
Up