Художник Георгий Якулов и его жена Наталия Шиф

Nov 20, 2018 19:21



Петр Петрович Кончаловский - Портрет художника Г. Б. Якулова - 1910

Георгий Богданович Якулов (1884-1928) - выдающийся театральный художник, один из самых ярких представителей московской богемы 1920-х годов. Он родился в Тифлисе в армянской семье, учился в Лазаревском институте в Москве, в 1901 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако, не закончил обучение из-за проблем со здоровьем.

Георгий Богданович работал над оформлением московских кафе, создавал декорации для авангардистских спектаклей, иллюстрировал поэтические сборники, писал теоретические труды об искусстве. В 1920 году Якулов получил не только мастерскую в доме на Садовой, но и комнату в квартире, располагающуюся в фасадной части здания.


Мастерская Якулова была одним из самых популярных художественных домов Москвы того времени. Актриса Алиса Коонен вспоминала дикую толчею у Якулова на Новый год, а киносценарист Владимир Швейцер назвал мастерскую на Садовой "... последним пристанищем старой художественной богемы Москвы".



Георгий Якулов - Портрет Алисы Коонен - 1920



Неудивительно, что Якулову и его жене Наталье Шиф было отказано в членстве в жилтовариществе дома из-за, как написано в документе 1924 года, "нэпманского образа жизни".

Антресоли и рабочий стол в мастерской были сделаны по эскизам Якулова. Его студия была наполнена рисунками, театральными афишами, глиняными восточными статуэтками, картинами. На полу лежал закавказский ковер, в котором однажды спрятался Сергей Есенин, чтобы напугать своих сестер. К входной двери была приколота записка, адресованная ворам - в ней сообщалось, что здесь нет ничего ценного и можно только сломать себе шею, когда хозяин будет спускать непрошеных гостей с лестницы. В последний год жизни Якулова мастерская, по воспоминаниям художника Семена Аладжалова, напоминала последний акт "Вишневого сада". Георгий Богданович болел и не мог работать. Исчезла мебель, есенинский ковер, большое зеркало. Летом 1928 года художник решил уехать в Армению. Он повесил на дверь опустошенной мастерской дополнительный замок, а ключи отнес в Московский дом культуры Армении. В мастерскую Якулов больше не вернулся. Он умер в Ереване в декабре того же года.



Георгий Якулов - Дама с зонтиком - 1919

В воспоминаниях художницы Валентины Ходасевич художник Георгий Якулов предстает "некрасивым красавцем", которого она "... побаивалась и избегала общаться из боязни влюбиться в него и... конечно, страдать. А женщин он покорял запросто". Московская публика считала, что семейная жизнь "Жоржа Великолепного" не задалась. Его супруга, Наталья Юльевна Шиф, обладала невероятно красивой фигурой и была одной из первых русских манекенщиц - притом, что лицо ее было несколько асимметрично.
Первая жена Михаила Булгакова Татьяна Николаевна Лаппа вспоминала:

"...Рыжая и вся в веснушках. Когда она шла или там на машине подъезжала, за ней всегда толпа мужчин. Она ходила голая... надевала платье прямо на голое тело или пальто, и шляпа громадная. И всегда от нее струя очень хороших духов".

Жили Якуловы в доме N 10 на Большой Садовой - том самом, в котором находилась "нехорошая квартира", описанная Михаилом Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита". Обедать супруги ходили в ресторан, а Якулов иногда ходил завтракать к своей маме, которая жила здесь же, в квартире N 8. В мастерской Якулова, находящейся в квартире N 38, постоянно толпился народ, гости бывали самые разные - Качалов и Мариенгоф, Андрей Белый и Федор Сологуб, захаживал и нарком просвещения Анатолий Луначарский. Именно у Якуловых познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. Наталья Юльевна была мастерицей закатывать буйные вечеринки, а поутру, с похмелья, могла отправить мужа за водкой...



Слева направо: неустановленное лицо, Георгий Якулов, Александр Таиров, неустановленное лицо, Наталья Шиф (за рулем) - Париж - 1925
Фото: dom10.bulgakovmuseum.ru

Во время работы Якулова над спектаклем "Жирофле-Жирофля" у Александра Таирова режиссер предложил художнику работать в театре: сроки подготовки декораций, что называется, горели. Как вспоминает Алиса Коонен, Таиров предложил Якулову "... условия роскошные: возле макетной есть комната, мы ее для тебя оборудуем вполне комфортабельно, о питании позаботится Алиса, а вино будем пить с тобой аккуратно, по стаканчику за обедом и ужином. После твоей сумасшедшей жизни на Садовой ты отдохнешь, отоспишься и легко сделаешь оформление в нужный срок. А чтобы ты не сбежал, не посетуй, буду тебя запирать на ключ...".



Сцена из спектакля "Жирофле-Жирофля" - Камерный театр - Москва - 1922
Режиссёр А. Таиров, художник Г. Якулов
Из собрания Театрального музея имени А. А. Бахрушина

Мастерская Якуловых послужила прообразом декораций к пьесе Михаила Булгакова "Зойкина квартира", которую он написал в 1925 году. После премьеры, прошедшей в театре Вахтангова, за квартирой N 38 по Большой Садовой это название так и осталось. А главная героиня пьесы, Зоя Пельц, по утверждениям исследователей творчества Булгакова, списана с жены художника.



Георгий Якулов - Афиша к открытию кафе "Питтореск" - 1918

В 1918 году в помещении бывшего магазина "Сен-Галли" на Кузнецком мосту владелец известной сети булочных И. Филиппов открыл кафе "Питтореск", потолок которого расписал Георгий Якулов. Считается, что на афише изображена будущая жена Георгия Якулова Наталья Юльевна Шиф (1888-1974).

Позже Наталья Якулова выступила прообразом Геллы из романа "Мастер и Маргарита". Ярко-рыжая, веснушчатая, в платьях на голое тело, свободолюбивая Наталья Юльевна вполне укладывается в этот ведьминский образ. Возможно, что и плащ на голое тело, упоминаемый Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита" - воспоминание о причудах легендарной костюмерши Камерного театра.



Георгий Якулов - Чайхана в Ереване -интерьер кафе - 1925-1928

Наталия Якулова

Россия, живопись, театр, художники

Previous post Next post
Up