НАРУШЕНИЕ НА ВЫБОРАХ ПРИ ГОЛОСОВАНИИ - ПРЕПЯТСТВИЕ В ПРОВЕДЕНИИ ФОТО И ВИДЕО-СЪЁМКИ!

Jul 01, 2020 10:39


Обо всех фактах нарушений организации и проведения голосования по поправкам в Конституцию прошу Вас сообщать сюда:

Карта нарушений на выборах
Проект движения «Голос».
https://www.kartanarusheniy.org
Горячая линия 8 800 333-33-50

image Click to view





https://youtu.be/ghZ3_ZUO3-8

https://www.nablawiki.ru/index.php/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%BD%D0%B0_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%81%D1%8A%D0%B5%D0%BC%D0%BA%D0%B8
Правовые основы
Прежде всего следует отметить, что законодательство не содержит никаких норм, дающих избирательным комиссиям полномочия на введение запрета или ограничения фото- и видеосъемки.
Документы
пункт 11 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Разъяснение порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования (утв. пост. ЦИК от 03.10.2012 № 143/1085−6)
Письмо ЦИК от 17.03.2015 № 05−19/974 о порядке ведения съемки иными лицами
Ведение съемки представителем СМИ
Наименьшее число споров связано с ведением съемки представителями СМИ. Их право на ведение съемки прямо и недвусмысленно прописано в законе:
пункт 11 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
11. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:...
г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
Дополнительным аргументом является закон о СМИ:
статья 47 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124−I «О средствах массовой информации»
Журналист имеет право:...
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
Кроме того, в отдельных случаях при конфликтах убедительной является ссылка на статью 144 Уголовного кодекса (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов), хотя ее реальная применимость в связи с запретом съемки сомнительна.
Важно! В соответствии со статьей 49 Закона о СМИ журналист при получении информации от должностных лиц и граждан должен предупреждать их о съемке.
Ведение съемки наблюдателями
Этот материал частично устарел.
Отразить текущее состояние закона
Хотя закон не содержит прямого указания на возможность ведения съемки наблюдателями, однако в преддверии единого дня голосования 14.10.2012 ЦИК издал разъяснение о порядке ведения фото- и видеосъемки наблюдателями, в котором явно указал на право наблюдателей вести съемку во время голосования и подсчета голосов.
Ведение съемки членами комиссии и др.
К сожалению, закон не содержит прямых указаний на наличие права съемки членов комиссий, кандидатов и их доверенных лиц, поэтому дискуссии с комиссией в данном случае возникают значительно чаще. Вопрос со съемкой наблюдателями был в основном разрешен вышеупомянутым разъяснением ЦИК. Кроме того, в ответ на частный запрос члена комиссии Центризбирком ответил письмом, в котором указал, что разъяснение распространяется и на иные категории лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования. К сожалению, это письмо не является нормативным документом и не размещено на сайте ЦИК.
С формально-нормативной точки зрения иным категориям участников наблюдения приходится ссылаться на более общие основополагающие документы (но для многих комиссий, к сожалению, действенными являются лишь очень конкретные указания, полученные непосредственно от вышестоящих комиссий). Ключевым положением для защиты права на съемку является Конституция:
часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит запрет введения ограничений на деятельность по наблюдению сверх явно установленных законом:
пункт 8 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных настоящим Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
С правом лиц, присутствующих при голосовании и подсчете, вести съемку, хотя и с некоторыми оговорками, Центральная избирательная комиссия была согласна и ранее[1]:
пункт 2.3.5 Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов Президента Российской Федерации (утверждена постановлением ЦИК от 17.08.2011 № 26/255−6)
2.3.5. Наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 2.3.2 настоящей Инструкции, занимают места, определенные УИК, позволяющие им наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением УИК протокола об итогах голосования и иных документов, вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии.
пункт 38 приложения 2 части второй Рабочего блокнота участковой избирательной комиссии (одобрен протоколом заседания ЦИК от 14.09.2011 № 32−1−6)
38. Вправе ли наблюдатель вести видеосъемку процесса подсчета голосов?
Наблюдатели и иные лица, которые в соответствии с нормами федерального избирательного законодательства имеют право присутствовать при подсчете голосов, вправе открыто вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и контроля за волеизъявлением избирателей, а также контроля за участием гражданина Российской Федерации в выборах. Изображение гражданина не должно занимать большую часть снимка (экрана). Запрещается производить фото- и видеосъемку мест, предназначенных для заполнения бюллетеней, заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов. При проведении фото- и видеосъемки работы членов УИК со списком избирателей, в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных», должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списке избирателей. Проведение фото- и видеосъемки не должно препятствовать работе членов УИК и создавать препятствия избирателям при голосовании.
(Целесообразнее ссылаться на «Рабочий блокнот», так как Инструкция содержит и не основанное на законе утверждение о фиксированной точке съемки.)
Контраргументы
Типичными аргументами при попытке ограничения съемки являются ссылки на «охрану частной жизни» и на «персональные данные».
Гражданский кодекс действительно предусматривает охрану изображения гражданина:
статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации
Статья 152.1. Охрана изображения гражданина
Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. [...] Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
Как можно видеть из процитированного текста, во-первых, ограничения касаются не съемки, а лишь последующего распространения снимков, а во-вторых, к съемке на избирательном участке и это ограничение неприменимо; ограничения тут действуют лишь на распространение «портретной» съемки.
Что касается закона о персональных данных, то он вообще не распространяется на правоотношения, связанные со съемкой на участке:
статья 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152−ФЗ «О персональных данных»
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
О Разъяснении ЦИК от 3 октября 2012 года
В преддверии первых губернаторских выборов ЦИК издала разъяснение о порядке ведения фото- и видеосъемки наблюдателями.
Ключевым положением этого разъяснения является то, что ЦИК признает право наблюдателей вести фото- и видеосъемку. Некоторые комиссии трактуют это разъяснение таким образом, что комиссии вправе ограничивать наблюдателей, устанавливая для ведения съемки фиксированную точку. Однако в разъяснении говорится лишь о том, что комиссия должна определить точку съемки, обеспечивающую обзор ключевых точек помещения для голосования, но не содержит указаний на то, что такая точка является единственным местом для съемки. Кроме того, как уже указывалось выше, ФЗГ прямо запрещает вводить не предусмотренные законом ограничения на деятельность наблюдателей, поэтому данное разъяснение в принципе не может устанавливать дополнительные ограничения.
Следует также отметить, что это разъяснение формально никак не касается членов комиссий с правом совещательного голоса и представителей СМИ. При желании использовать эти разъяснения можно ссылаться на Письмо ЦИК от 17.03.2015 № 05−19/974, однако оно формально не является нормативным документом.
Региональные и местные нормы
Ориентировочно в 2010 году Центризбирком рекомендовал областным избиркомам утвердить «Примерный порядок осуществления фото- и видеосъемки» для региональных и местных выборов. В результате во многих регионах такие документы были приняты; они характеризуются достаточно жесткими формулировками, во многих случаях противоречащими закону (а иногда даже современной позиции ЦИК)[2]. Основные ограничения, которые там встречаются:
запрет на съемку наблюдателями (право снимать оставлено лишь за представителями СМИ), запрет на съемку членами комиссий с ПСГ (при сохранении права на съемку за журналистами и наблюдателями);
установление участковой комиссией фиксированной точки, с которой разрешена съемка;
и даже запрет направлять объектив камеры на отдельного избирателя или члена комиссии, либо установление минимального расстояния для съемки.
Однако ни областные избиркомы, ни сама ЦИК не вправе устанавливать ограничения сверх введенных федеральным законом[3].
Саратовская область
Пункт 7 статьи 20 закона о выборах депутатов Саратовской областной Думы явно указывает, что все лица, имеющие права присутствовать при голосовании и подсчете, могут неограниченно вести фото- и видеосъемку.
Костромская область
Часть вторая статьи 132 Избирательного кодекса Костромской области закрепляет право на съемку процесса подсчета за всеми лицами, которые имеют право присутствовать при подсчете.
Практические рекомендации
О намерении вести съемку желательно предупредить председателя (секретаря) комиссии в момент прибытия на участок (хорошей практикой является включение упоминания о намерении вести съемку в требование о предоставлении протокола).
В процессе наблюдения следует воздерживаться :
от съемки избирательных бюллетеней в руках избирателей, а также избирательных кабин в период нахождения там избирателей - если может возникнуть предположение, что вы таким образом нарушаете тайну голосования;
от съемки списков избирателей, личных документов избирателей;
от чрезмерно «пристальной» или длительной съемки отдельных лиц.
Конфликты
Обратите внимание, что конфликты вокруг съемки в большинстве случаев не связаны с намерением комиссии заниматься фальсификациями: многим (в особенности женщинам) дискомфортно постоянно находиться под объективом. Поэтому доброжелательные объяснения, что съемка не имеет своей целью выуживание «жареных фактов», что она не предназначена для высмеивания или целенаправленного поиска «криминала» в деятельности комиссии, могут значительно снизить напряженность и решить вопрос о съемке мирным путем.
Если вам предлагают вести съемку только из фиксированной точки помещения для голосования, то, возможно, предпочтительным является не категорический протест, а согласие с оговоркой, что при необходимости вы будете периодически вести съемку и из других мест (конечно, следя за тем, чтобы не снимать отметки на бюллетенях голосующих избирателей, а также списки и паспортные данные); такое «соглашение» даст вам возможность в нужных случаях перемещаться с камерой по залу, а председателю - чувствовать себя удовлетворенным.
Если конструктивно разрешить вопрос о съемке не удается, то оптимальнее вручить камеру коллеге, имеющему статус представителя СМИ и попытаться снять конфликт в таком варианте: право представителя СМИ предусмотрено в законе более четко и вызывает поэтому меньше возражений (см. выше).
В ситуации, когда предпринятые вами шаги по устранению конфликта не дали результата, у вас есть несколько вариантов дальнейших действий:
осуществлять съемку, не обращая внимания на возражения (Внимание! Если с претензиями к вам обращается полицейский, то не обращать на него внимания не рекомендуется, нужно аргументировано объяснить, почему предъявляемые к вам требования незаконны);
подать жалобу и/или потребовать письменного решения комиссии;
вызвать наряд полиции.
Конкретный применимый вариант (или их комбинацию) вам нужно выбирать исходя из ситуации.
Вариант вызова наряда полиции применим с большей вероятностью успеха при запрете на съемку в отношении представителя СМИ, поскольку в этом случае можно говорить об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.6 КоАП РФ (т. к. фото- и видеосъемка является функцией представителя СМИ при наблюдении в силу подпункта «г» пункта 11 статьи 30 ФЗГ).
статья 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации
1. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Такое решение лучше принимать после консультаций со штабом. Если на участке нет других коллег по наблюдению, либо их недостаточно (например, ожидается выезд для голосования вне помещения, за которым важно пронаблюдать), то при принятии решения следует учитывать, что прибывший по вызову наряд полиции отвлечет вас от вашего главного занятия как минимум на 30-40 минут, а как максимум - на несколько часов.
Примерный текст жалобы (естественно, он может варьироваться с учетом статуса участника наблюдения и конкретных обстоятельств конфликта).
Разъяснение
порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 3 октября 2012 г. № 143/1085-6)
1. В целях обеспечения реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, закрепленного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования.
2. Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования с места, определенного председателем соответствующей избирательной комиссии, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря избирательной комиссии.
Во время голосования место для ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования определяется с учетом требований пункта 9 статьи 30 и пункта 11 статьи 61 Федерального закона таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей.
При подсчете голосов избирателей, составлении протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией место для ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования определяется с учетом требований пункта 9 статьи 30 и статьи 68 Федерального закона таким образом, чтобы наблюдателям был обеспечен полный обзор действий участковой избирательной комиссии, в том числе обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей.
3. Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей.
Изображение избирателя не должно занимать большую часть кадра (экрана).
Запрещается вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов.
При использовании комплексов для электронного голосования запрещается вести фото- и (или) видеосъемку результатов волеизъявления избирателя на экране монитора устройства для электронного голосования и распечатанного на контрольной ленте малогабаритного печатающего устройства.
4. Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования, соблюдая положения статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие ограничения доступа к информации.
Фото- и (или) видеосъемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.
https://www.nablawiki.ru/index.php/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%BD%D0%B0_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%81%D1%8A%D0%B5%D0%BC%D0%BA%D0%B8

нарушения, nablawiki, ГОЛОС, Выборы, наблюдатели

Previous post Next post
Up