Как Конгресс муниципальных образований защищает местное самоуправление?

Dec 03, 2018 20:27

Независимые эксперты и практики солидарны в том, что сущность местного самоуправления как конституционного института местной демократии в современной России искажена настолько, что формальные институты местного самоуправления стали "фиговыми листками" для прикрытия авторитарной монопольной власти.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что Общероссийский конгресс муниципальных образований создается для выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти.
На сайте Конгресса опубликован очередной доклад Правительству РФ о состоянии местного самоуправления в РФ (сайт легко найти в интернете).
Так как же Конгресс защищает местное самоуправление?
В первой части доклада приведены различные "сетования" по поводу "сложившейся тенденции" упразднения поселенческого уровня местного самоуправления.
Что собственно означает "упразднение поселенческого уровня местного самоуправления"?
В переводе с бюрократического языка на нормальный язык это означает ликвидацию органов местного самоуправления в городах, поселках и сельских поселениях.
Делается это региональными властями путем наделения муниципальных районов статусом городского округа при том, что вся эта процедура противоречит как Конституции РФ, так и указанному федеральному закону.
В докладе указывается:

"В 2017 году Федеральный закон №62-ФЗ изменил правовой статус городского округа и предусмотрел возможность формирования городских округов путем "трансформации" территорий муниципальных районов: все поселения муниципального района объединяются с уже существующим городским округом и при этом теряют статус муниципальных образований. К этому времени уже сложилась устойчивая практика создания городских округов, не предусмотренная федеральным законодательством: все поселения муниципального района объединяются в городское поселение, которое наделяются статусом городского округа. В качестве примера можно привести Московскую область, где в результате такого преобразования упразднены 22 муниципальных района и досрочно прекращены полномочия 22 глав районов, 151 глав городских и сельских поселений, 2175 депутатов.

Однако, ничего не говорится, что граждански активные жители муниципальных образований, депутаты, главы муниципальных образований выступают резко против таких преобразований. Не говорится также и том, как, например, в Московской области региональные власти борются с несогласными депутатами и главами: угрозами уволить с работы, угрозами уголовного преследования и разными формами административного и психологического давления, подтасовками результатов публичных слушаний, проведением фиктивных публичных слушаний.
Вторая часть доклада посвящена структуре органов местного самоуправления. Здесь приведено много цифр и диаграмм, поясняющих каким образом в субъектах Федерации, регулируется избрание или назначение мэров городов и глав муниципальных образований.
Однако обходится молчанием тот неоспоримый факт, что повсеместный фактический за-прет прямых выборов мэров и глав муниципальных образований при том, что представительные органы местного самоуправления (Советы депутатов) находятся в подчиненном и бесправном положении, привело к полному отчуждению местной исполнительной власти от интересов населения.
Местные власти не избираемые населением и не подотчетные населению не являются по существу и не могут считаться органами местного самоуправления, как бы они формально не назывались.
Граждане оказались лишены возможности каким-либо образом влиять на местную власть, поскольку мэры и главы муниципальных образований - назначенцы губернаторов и президентской "вертикали власти" несут ответственность и выполняют директивы тех, кто их назначил или "провел" на должность. И не несут ни какой ответственности перед гражданами, поскольку они им ничем не обязаны и не предъявляли гражданам ни своей политической, ни социально-экономической программы или хотя бы своих воззрений по этим вопросам.
Также нет никаких упоминаний и о ставших обыденностью массовых нарушениях избирательного законодательства, как на сохранившихся еще выборах в органы местного самоуправления, так и на выборах в органы государственной власти, проведение которых обеспечивают мэры и главы муниципальных образований и при прямом участии или попустительстве которых эти нарушения происходят.
Из раздела, названном "Основы финансовой самостоятельности местного самоуправления", следует далеко не новый вывод о том, что никакой финансовой самостоятельностью органы местного самоуправления не обладают.
Все перечисленные в этом разделе проблемы и предложения по их решению "кочуют" из различных рекомендаций парламентских слушаний, съездов муниципальных образований, заседаний Совета по местному самоуправлению при Президенте РФ, проводящихся из года в год, начиная с тех пор, когда в начале 2000 годов в результате налоговых реформ была проведена налоговая и бюджетная централизация и были урезаны доходы местных бюджетов за счет сокращения перечня местных налогов и сборов и за счет ограничения конституционного права органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы.
Заключение доклада, начинается со слов: "Правовые основы местного самоуправления характеризуются достаточной степенью разработанности и в целом позволяют решать за-дачи, стоящие перед местным самоуправлением".
Значит "все хорошо прекрасная маркиза"?
Прочитав многостраничный доклад и узнав, что в президиуме Конгресса состоят (или числятся?) 12 депутатов Государственной Думы и 2 члена Совета Федерации при том, что Президент Конгресса В.Б. Кидяев еще и является первым заместителем руководителя фракции партии "Единая Россия" в Государственной Думе, возникает резонный вопрос:
а не лучше ли было бы уважаемым государственным мужам вместо "сетований" на, мягко говоря, не лучшее положение местного самоуправления в Российской Федерации внести в Государственную Думу за своими подписями проекты федеральных законов, которые перевели бы эти "сетования" в плоскость практических решений?
Наивно? Да, конечно. Учитывая то, каким образом вносятся вредоносные изменения в законы, вопрос чисто риторический.
Например, изменения в Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предоставившие право региональным властям законодательно устанавливать назначение на должность мэров и глав муниципальных образований лиц из числа кандидатур, представленных конкурсной комиссией (в составе которой 50% членов являются представители губернатора), что, фактически, означает назначение мэров и глав губернатором, были внесены следующим образом.

Первоначально законопроект № 447241-6, внесенный Законодательным Собранием Красноярского края, принятый в первом чтении, назывался " О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части установления ограничений на участие в муниципальных выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, действиями (бездействием) которых созданы препятствия в работе представительного органа муниципального образования, повлекшие его роспуск) и содержал всего две, в общем, безобидные поправки в указанный закон.
Законопроект не предполагал внесение изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и был принят в первом чтении 16.09.2014.
Ко второму чтению законопроект получил измененное название "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в него были внесены поправки, регулирующие назначение на должность мэров, глав муниципальных образований лиц из числа кандидатур, представленных конкурсной комиссией.

Фокус-покус в том, что в соответствии с регламентом Государственной Думы подлежат рассылке субъектам законодательной инициативы для получения отзывов, экспертных заключений, и поправок только законопроекты, внесенные в Государственную Думу и законопроекты, принятые в первом чтении. Поправки ко второму чтению и законопроект, подготовленный к принятию во втором чтении, не направляются субъектам права законодательной инициативы для получения заключений и отзывов.
Таким образом, эти "одиозные" изменения противоречащие Конституции РФ не обсужда-лись публично, на них не были представлены экспертные заключения и отзывы субъектов права законодательной инициативы, они не рассматривались в муниципальном сообществе и, фактически, были проведены "теневым", закрытым способом. Законопроект был принят 20.01.2015 во втором чтении, 23.01.2015 в третьем чтении, 28.01.2015 одобрен Советом Федерации, а 03.02.2015 подписан Президентом (фактически вся процедура заняла 10 рабочих дней).
Автором этой поправки был В.Б.Кидяев, на тот момент председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного само-управления, в настоящее время президент Конгресса муниципальных образований РФ.

В настоящее время в большинстве городов и муниципальных районах мэры и главы муниципальных образований фактически назначаются губернаторами именно таким образом. При этом такими назначенцами становятся лица, не имеющие никакой связи с городами и муниципальными образованиями, которые им поручается возглавить. А в Московской области стало широко применяемой практикой назначение проштрафившихся глав муниципальных образований на должности глав в других муниципальных образованиях и уже можно отметить образование целой когорты таких назначенцев губернатора Воробьева, которым все равно где "рулить".
Как-то все это сильно напоминает пресловутую систему назначения наместников на "кормление" в средневековой Руси.
Точно таким же способом принят и Федеральный закон №62-ФЗ от 03.04.2017, на который сетуют авторы доклада, и которым изменено определение городского округа с "городской округ - городское поселение не входящее в состав муниципального района" на "городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиям" и внесены другие изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», легализующие наделение муниципальных районов статусом городского округа.
Проект этого федерального закона (№ 768237-6) был внесен Правительством РФ 13.04.2015 и предполагал только изменение порядка наделения городского поселения статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. В законопроекте предлагалось вместо мнения населения, выраженного на местном референдуме, учитывать мнение по этим вопросам представительного органа местного самоуправления.
Законопроект был принят в первом чтении 01.07.2015.
Затем он "пропылился" в Комитете Государственной Думы почти два года до 15.03.2017 и был принят во втором чтении с поправками депутата от Московской области М.Б.Терентьева также без публичного обсуждения, направления в субъекты законодательной инициативы для получения заключений и отзывов.
Таким образом, очевидно, эти изменения были пролоббированы губернатором Московской области А. Воробьевым для легализации наделения статусом городского округа муниципальных районов Московской области, в которых территории сельских поселений в десятки и сотни раз превышают размеры территорий, входящих в них городов, и в кото-рых расположены десятки и сотни поселков, сел и деревень.
Вместе с депутатом Терентьевым поправки вносил также депутат Кидяев.
Вот так конгресс защитил местное самоуправление, а теперь проливает "крокодиловы слезы" в своем докладе.
Ильдар Фасеев
Источник

гражданское общество, Московская область, администрация, законы и документы, выборы, власть, беспредел, Воробьев, ГосДума, совет депутатов

Previous post Next post
Up