Как защитить свой земельный участок от изъятия

Oct 31, 2014 02:11

Каждый человек, владеющий земельным участком в Подмосковье, рискует лишиться его в течение трех-пяти месяцев, получив несоразмерную «компенсацию».

http://www.dostali.su/?p=2150
 Юристы движения «Моссовет» подготовили рекомендации, как владельцам земельных участков действовать в подобных случаях.
В настоящее время действует Закон об упрощенном изъятии земель на территории Новой Москвы под строительство ЦКАД (№43-ФЗ от 5 апреля 2013г.) Полное название закона: «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту РФ - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Действие закона распространено не только на территории «Новой Москвы», но и на всю Московскую область в отношении участков, необходимых для строительства объектов транспортной инфраструктуры.
  Порядок изъятия недвижимого имущества для государственных нужд в соответствии с Законом № 43-ФЗ осуществляется в следующем порядке  1. Выявление лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд 2. Принятие решения об изъятии недвижимого имущества* 3. Уведомление собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя, арендатора земельного участка о предстоящем изъятии (не менее чем за 5 месяцев до изъятия) 4. Государственная регистрация решения об изъятии земельного участка** (как ограничение (обременение) прав на земельный участок) 5. Направление собственнику и (или) иному правообладателю недвижимого имущества проекта соглашения (не ранее чем через 2 месяца с момента принятия решения об изъятии) 6. Переговоры между собственником и (или) иным правообладателем недвижимого имущества и уполномоченным на изъятие органом (до 3 месяцев с момента направления проекта соглашения) 7. Вариант «А» - Заключение соглашения с собственником и (или) правообладателем земельного участка: - о выкупе, - о перераспределении земельных участков, - о прекращении права на недвижимое имущество и компенсации убытков. 8. Вариант «В» - Предъявление иска об изъятии недвижимого имущества 9. Государственная регистрация перехода права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды * Перераспределение земельного участка возможно и без принятия решения об изъятии при условии согласия собственника участка, подлежащего изъятию ** Отсутствие в ЕГРП сведений об объекте недвижимости не является препятствием для государственной регистрации.
Что ожидает конкретного землевладельца?
Этап 1. Получение «письма счастья» (уведомления о предстоящем изъятии через 5 месяцев).
Этап 2. Получение проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества с приложением материалов оценки. При подписании соглашения изъятие завершается путем регистрации. Того, кто не подписывает соглашение, ожидает Этап 3. Изъятие участка в судебном порядке. При этом не нужно питать иллюзий: условия изъятия определяются судом «на основании отчета об оценке изымаемых объектов и(или) причиненных убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти».
Что следует предпринять для защиты своих интересов?
Изъятию участка предшествует предварительная подготовка (до наступления Этапа 1). Ст.8 Закона обязывает орган исполнительной власти не менее чем за два месяца до принятия решения об изъятии: 1) запросить сведения о зарегистрированных правах на земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества, подлежащие изъятию для государственных нужд; 2) обеспечить опубликование в печатных СМИ, предназначенных для официального опубликования правовых актов, размещение на официальных сайтах высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и указанного муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом изъятии. Аналогичным образом будет позже опубликовано решение об изъятии (п.16 ст.9 Закона).
Таким образом, внимательно отслеживая информацию в официальных СМИ и на официальных сайтах государственной власти соответствующего уровня, мы можем ВЫИГРАТЬ ДВА  МЕСЯЦА   на подготовку. Закон требует, чтобы в сообщении были указаны цели изъятия, границы зоны планируемого размещения объектов федерального или регионального значения и адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии и подать заявление об учете прав на объекты недвижимого имущества, а также время подачи указанных заявлений.
Этап предварительной подготовки крайне важен для тех правообладателей, которые не оформили в должном порядке документы на свой участок. Ибо если «правообладатели объекта недвижимого имущества не выявлены, орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о признании указанного объекта недвижимого имущества бесхозяйным по истечении двух месяцев со дня опубликования сообщения».
Понятно, что при этом реальный владелец участка даже не узнает о судебном процессе. Для него будет новостью, что его земельный участок теперь признан бесхозяйным и перейдет в собственность города Москвы без какой-либо оценки. П.6 ст.8 Закона «Если земельный участок и (или) иной объект недвижимого имущества, необходимые для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, являются выморочными или бесхозяйными, эти земельный участок и (или) иной объект недвижимого имущества подлежат принятию в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы. Проведение оценки или постановка на учет этих земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного имущества не требуется». Отметим, что отсутствие регистрации права на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не воспрепятствует изъятию (п.1, 3 ст.9 Закона).
ГЛАВНЫЙ ВЫВОД, который должен сделать правообладатель из вышесказанного: необходимо оформить документы и зарегистрировать права на принадлежащее ему недвижимое имущество (земельный участок и строения на нем).
Защита прав через суд
В случае если отсутствие отдельных документов либо их ненадлежащее оформление не дают возможности зарегистрировать свои права в Федеральной службе государственной регистрации, то необходимо в срочном порядке признавать свои права через суд. Этап 1. Правообладатель получил уведомление о предстоящем изъятии. У Вас есть 5 месяцев до реального изъятия. Рекомендуем проверить документы (возможно при зарегистрированном праве на участок Вы успели построить на нем трехэтажный особняк без оформления каких-либо документов, т.е. который официально не существует) и оформить в надлежащем порядке. Закон дает возможность оспорить решение об изъятии в судебном порядке, устанавливая для этого очень небольшой срок: 2 месяца со дня его принятия (п.19 ст.9 Закона). Если в Вашем случае есть веские доводы для суда, воспользуйтесь этим шансом. Этап 2. Правообладатель получил проект соглашения об изъятии недвижимого имущества с приложением материалов оценки. Для отстаивания Ваших интересов на этом этапе необходимо провести альтернативную оценку Вашего имущества и направить в ответ на проект соглашения свои предложения, в том числе по стоимости. К предложениям приложите обосновывающие документы (в частности, заключение оценщика).
Если в течение 3 месяцев Вы не договорились с органом исполнительной власти, принявшим решение об изъятии недвижимого имущества, он вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества. На этом переходим к следующему этапу. Этап 3. Изъятие участка в судебном порядке. Иск об изъятии недвижимого имущества может быть предъявлен в суд в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества. Для Вас это означает, что если Ваш участок не понадобился в ближайшее время, это не исключает его изъятие на протяжении трех лет. Минимум, что должны обеспечить власти при изъятии: принудительное прекращение прав только на основании решения суда и после возмещения рыночной стоимости изъятого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием. В случае, если Вы не согласны с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, Вы вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Учтите, что данный спор не помешает принудительному изъятию. То есть в суде в этом случае будут два процесса: иск к Вам о принудительном изъятии имущества, и Ваш иск об оспаривании отчета официальной оценки. Только это позволит Вам получить компенсацию бОльшего размера.
Важный момент: жилье!
П.2 ст. 11 Закона требует, чтобы при заключении соглашений об изъятии с собственниками расположенных на участках индивидуальных жилых домов или жилых помещений в домах блокированной застройки «наряду с денежной компенсацией либо вместо денежной компенсации по выбору таких граждан могут предоставляться: 1) земельные участки и расположенные на них индивидуальные жилые дома или жилые помещения в домах блокированной застройки; 2) жилые помещения в многоквартирных домах; 3) земельные участки, предназначенные для строительства индивидуальных жилых домов». Ключевым здесь, на мой взгляд, является слово «выбор». Вы должны знать об этой возможности и требовать этого от органов государственной власти. В противном случае Вам выплатят денежную компенсацию (размер которой вряд ли позволит купить жилье) и объяснят это тем, что Вы «не выразили волеизъявления». Согласно п.7 ст.11 Закона: «Если при изъятии жилого помещения гражданин, который является собственником такого помещения или обладает долей в праве собственности на такое помещение, не выразил волеизъявление о виде возмещения за изымаемое недвижимое имущество, оно осуществляется в денежной форме, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи». Стоимость изымаемого имущества играет огромную роль, поскольку «не допускается предоставление недвижимого имущества взамен изъятого недвижимого имущества, если стоимость предоставляемого недвижимого имущества превышает стоимость изъятого недвижимого имущества на тридцать и более процентов» (п.5 ст.11 Закона).
Исключение из этого правила: единственное жилье!
Согласно п.6 ст.11 Закона: «В случае, если изымаемое жилое помещение является для гражданина единственным местом жительства, ему должно быть предоставлено другое жилое помещение взамен изъятого жилого помещения при условии, что иное не предусмотрено соглашением об изъятии недвижимого имущества. При согласии собственника изымаемого жилого помещения, которое является для него единственным местом жительства, в соглашении об изъятии недвижимого имущества может быть предусмотрено возмещение за изымаемое недвижимое имущество только в денежной форме». Если правообладатель не знает об этой норме, ему могут предоставить проект соглашения с денежной компенсацией, и он подпишет предложенную редакцию, потеряв право на жилье. Слабые места, которые следует «подстраховать» заранее: • Адрес для корреспонденции. По какому адресу Вам будет приходить корреспонденция, в том числе уведомление об изъятии, проект соглашения? Если Вы не проживаете по месту регистрации, позаботьтесь, чтобы Вас уведомляли о приходящей на этот адрес почте. Поскольку п.15 ст.9 Закона обязывает направлять копию решения об изъятии по всем почтовым адресам, о которых есть информация, проинформируйте соответствующие государственные органы об адресе, по которому Вам удобно получать корреспонденцию.
 Юридическая поддержка
Изъятие будет масштабным и быстрым. Лучше заранее понимать, где Вы сможете получить правовую поддержку в защите Ваших прав. • Доступ к земельному участку специалистам для выполнения кадастровых и оценочных работ. П.20 ст.9 Закона устанавливает обязанность для правообладателей «обеспечить доступ к указанным земельным участкам и (или) иным объектам недвижимого имущества в целях выполнения кадастровых работ, определения рыночной стоимости земельных участков». Более того, за невыполнение этой обязанности установлена серьезная ответственность: «в случае, если правообладатели объектов недвижимого имущества не обеспечили такой доступ, они не вправе выдвигать возражения относительно результатов кадастровых работ и несут риски, связанные с оценкой указанных земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также относительно убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием указанных земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества». Сказанное означает, что стоимость Вашего имущества могут оценить «на глазок», ошибившись, вероятно, не в Вашу пользу. Такая оценка будет приложена к проекту соглашения. С юридической точки зрения, в суде Вы сможете оспорить результаты оценки, но не все захотят и смогут дойти до суда.
Приложение: Выдержки из 43-ФЗ:
Статья 8. Выявление лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд 1. В целях принятия решения об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - решение об изъятии недвижимого имущества), орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, не менее чем за два месяца до принятия решения об изъятии недвижимого имущества обязан: 1) запросить сведения о зарегистрированных правах на земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества, подлежащие изъятию для государственных нужд; 2) обеспечить опубликование в печатных средствах массовой информации, предназначенных для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, опубликование (обнародование) органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предусмотрено размещение данных объектов, размещение на официальных сайтах высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и указанного муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд, а также запросить сведения об имеющихся правах на недвижимое имущество в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления и у его предполагаемых правообладателей, если сведения о зарегистрированных правах на изымаемое недвижимое имущество отсутствуют. 2. В сообщении, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, должны быть указаны: 1) цели изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд; 2) границы зоны планируемого размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях которого предполагается изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества; 3) адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд и подать заявление об учете прав на объекты недвижимого имущества, а также время подачи указанных заявлений. 3. Опубликование сообщения, предусмотренного пунктом 2 части 1 настоящей статьи, может быть осуществлено дополнительно путем опубликования в указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи печатных средствах массовой информации утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке документации по планировке территории для размещения объекта, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона. 4. Правообладатели подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества, права которых не зарегистрированы, подают заявления об учете прав на объекты недвижимого имущества с приложением копий документов, подтверждающих права на указанные объекты недвижимого имущества. Такие заявления могут быть направлены заказным письмом с уведомлением о вручении. 5. В случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели объекта недвижимого имущества не выявлены, орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о признании указанного объекта недвижимого имущества бесхозяйным по истечении двух месяцев со дня опубликования сообщения, предусмотренного пунктом 2 части 1 настоящей статьи. 6. Если земельный участок и (или) иной объект недвижимого имущества, необходимые для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, являются выморочными или бесхозяйными, эти земельный участок и (или) иной объект недвижимого имущества подлежат принятию в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы. Проведение оценки или постановка на учет этих земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного имущества не требуется. 7. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в пятидневный срок с момента поступления указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи запроса обязаны предоставить органу исполнительной власти, уполномоченному на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, запрошенную информацию и заверенные копии подтверждающих ее документов. Иные юридические лица, а также физические лица обязаны предоставить органу исполнительной власти, уполномоченному на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, указанную информацию и заверенные копии подтверждающих ее документов в десятидневный срок с момента поступления указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи запроса. 8. Нотариусы, осуществляющие производство по наследственным делам, по письменному запросу органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, в пятидневный срок со дня поступления такого запроса предоставляют заверенные копии находящихся в наследственных делах правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества, изымаемые для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона. 9. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды по письменному запросу органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, в пятидневный срок со дня поступления такого запроса предоставляют заверенные копии судебных актов, на основании которых за гражданами и юридическими лицами признаны права на объекты недвижимого имущества, изымаемые для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Принятие решения об изъятии недвижимого имущества 1. Допускается принятие решения об изъятии недвижимого имущества, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Допускается принятие решений об изъятии земельных участков, подлежащих образованию. 2. В решении об изъятии недвижимого имущества должны быть указаны все изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и (или) иные объекты недвижимого имущества. 3. В случаях, если у собственника расположенных на земельном участке объектов недвижимого имущества отсутствуют правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, допускается принятие решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества для государственных нужд без принятия решения об изъятии земельного участка. 4. Переход прав на изымаемое недвижимое имущество, а также образование из объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию, иных объектов недвижимого имущества не влечет за собой необходимость принятия нового решения об изъятии недвижимого имущества. 5. Принятие решения об изъятии недвижимого имущества, сведения о котором отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, допускается без постановки изымаемого объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет. 6. В случае изъятия земельного участка, сведения о котором отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, или земельного участка, который подлежит образованию, в том числе из существующего земельного участка, или земельного участка, кадастровые сведения о координатах характерных точек границ которого отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, границами таких земельных участков для целей изъятия являются границы, изображенные на схемах земельных участков, утвержденных в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи. В этом случае схемы земельных участков являются приложениями к решению об изъятии недвижимого имущества. 7. Схемы земельных участков утверждаются органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества. Порядок подготовки и утверждения схем земельных участков устанавливается правовым актом органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие решения об изъятии недвижимого имущества. 8. Границы земельного участка, сведения о котором отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, определяются в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и настоящего Федерального закона на основании сведений, содержащихся в документах, подтверждающих право на земельный участок. При образовании земельных участков учитывается документация по планировке территории. В случае выявления несоответствия между правоустанавливающими документами на земельный участок и документацией по планировке территории при образовании земельного участка, предоставленного ранее физическому лицу или юридическому лицу, границы земельного участка определяются на основании правоустанавливающих документов на земельный участок. 9. В случае, если для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, не требуется изъятие всего земельного участка, земельный участок, подлежащий изъятию для размещения данных объектов, подлежит образованию с учетом границ, установленных документацией по планировке территории. 10. В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельных участков местоположение границ земельных участков определяется в соответствии с требованиями, установленными частью 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». 11. При определении местоположения границ земельного участка, используемого физическим лицом или физическими лицами для эксплуатации индивидуального жилого дома или жилых помещений в домах блокированной застройки, учитывается фактическое землепользование. 12. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на них объектов недвижимого имущества. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. 13. В случае, если в результате образования земельного участка, подлежащего изъятию, земельный участок, остающийся в пользовании его правообладателя, и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества невозможно использовать в соответствии с разрешенным использованием, должно быть принято решение об изъятии всего земельного участка. 14. Для целей изъятия земельного участка, в том числе для проведения оценки рыночной стоимости изымаемого земельного участка, в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об изымаемом земельном участке видом его разрешенного использования признается вид разрешенного использования, соответствующий цели предоставления такого земельного участка, указанной в документе, подтверждающем право на такой земельный участок, а в случае отсутствия данного документа вид разрешенного использования, соответствующий назначению расположенных на таком земельном участке объектов недвижимого имущества. 15. Копия решения об изъятии недвижимого имущества (за исключением прилагающихся к нему в установленных частью 6 настоящей статьи случаях схем земельных участков) направляется в течение семи дней со дня принятия такого решения правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным для связи с правообладателями изымаемых объектов недвижимого имущества в государственном кадастре недвижимости и в заявлении об учете прав на недвижимое имущество, а также по месту нахождения изымаемых объектов недвижимого имущества. При наличии информации об иных адресах копия этого решения направляется также по таким иным адресам. 16. Решение об изъятии недвижимого имущества подлежит обязательному опубликованию (обнародованию) органом местного самоуправления по месту нахождения изымаемого объекта недвижимого имущества, а также размещению на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение семи дней со дня принятия этого решения. 17. Решение об изъятии недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае, если права на изымаемые объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации решения об изъятии такого недвижимого имущества не требуется регистрация указанных прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае, если решение об изъятии недвижимого имущества принято в отношении земельного участка, подлежащего образованию, для государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующего решения не требуется осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка и государственной регистрации прав на него, а также осуществление этих действий в отношении земельного участка или земельных участков, из которых такой земельный участок подлежит образованию. 18. Наличие споров о границах земельных участков, а также об образовании земельных участков не является препятствием для изъятия указанных земельных участков и последующего заключения соглашений об их изъятии или принятия судебных актов об их принудительном изъятии. В этом случае местоположение границ изымаемых земельных участков определяется исходя из сведений о местоположении границ, установленных документами, подтверждающими права на такие земельные участки. 19. Решение об изъятии недвижимого имущества может быть оспорено в суде в течение двух месяцев со дня его принятия. 20. Правообладатели земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, которые подлежат изъятию, обязаны обеспечить доступ к указанным земельным участкам и (или) иным объектам недвижимого имущества в целях выполнения кадастровых работ, определения рыночной стоимости земельных участков. В случае, если правообладатели объектов недвижимого имущества не обеспечили такой доступ, они не вправе выдвигать возражения относительно результатов кадастровых работ и несут риски, связанные с оценкой указанных земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также относительно убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием указанных земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества. 21. В случае образования земельных участков для реализации положений настоящего Федерального закона допускается перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, земельных участков, находящихся в государственной собственности, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земель, находящихся в государственной собственности. 22. На основании решения об изъятии недвижимого имущества орган исполнительной власти, принявший это решение, вправе выступить заказчиком кадастровых работ и обратиться за государственным кадастровым учетом образуемых или изменяемых земельных участков, в том числе в связи с разделом земельных участков, без доверенностей от правообладателей таких земельных участков. Согласие собственников и правообладателей таких земельных участков на осуществление указанных действий не требуется. 23. В случае, если при изъятии земельных участков осуществляется перераспределение земельных участков, основанием для выполнения указанных в части 22 настоящей статьи работ являются заключенное соглашение об изъятии земельных участков или вступивший в законную силу судебный акт. Статья 10. Изъятие недвижимого имущества 1. Изъятие недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на это имущество и возмещения убытков в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на ином праве. Наряду с указанными в настоящей части способами изъятия недвижимого имущества может проводиться перераспределение земельных участков. При согласии собственника или правообладателя земельного участка с предложенным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, вариантом перераспределения земельных участков допускается их перераспределение без принятия решения об изъятии недвижимого имущества. 2. Собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества (далее - соглашение об изъятии недвижимого имущества), направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае, если в целях изъятия недвижимого имущества осуществляется образование земельного участка либо изменение или уточнение его границ в соответствии с частью 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию. В случае, если предполагается перераспределение земельных участков, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются схемы земельных участков, содержащие сведения о подлежащих образованию земельных участках и утвержденные в порядке, установленном частью 7 статьи 9 настоящего Федерального закона. 3. Соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления) и другие значимые обстоятельства. Собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы. В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества. 4. В случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества. 5. Принудительное прекращение прав на изымаемое недвижимое имущество допускается только на основании решения суда и после возмещения рыночной стоимости изъятого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием. 6. Соглашения об изъятии недвижимого имущества не подлежат государственной регистрации и вступают в силу со дня подписания их заинтересованными сторонами. 7. Не позднее чем за пять месяцев до предстоящего изъятия недвижимого имущества собственник такого имущества должен быть уведомлен о данном изъятии органом исполнительной власти, принявшим решение об изъятии недвижимого имущества, путем направления копии этого решения в соответствии с частью 15 статьи 9 настоящего Федерального закона. Выкуп земельного участка до истечения пяти месяцев со дня такого направления допускается только с согласия собственника земельного участка. 8. Проект соглашения об изъятии недвижимого имущества может быть направлен правообладателю изымаемого недвижимого имущества не ранее чем через два месяца со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества. 9. Иск об изъятии недвижимого имущества может быть предъявлен в суд в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества. 10. В случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению.

Моссовет, закон, Московская область, ЖКХ, земля

Previous post Next post
Up