Еще раз про сквер

May 18, 2013 23:32

Не повезло нашему городу - есть у нас музей Марины Ивановны Цветаевой со сквером. А нашим властям - мучайся с ними. Выкладываю статью Марии Мироновой  ЦВЕТАЕВСКИЙ СКВЕР КАК ПИРАТСКАЯ КОПИЯ

Если безудержное строительство - главная причина уничтожения памятников, то хозяйствование - главная причина их повреждения. Потому что «крепкие хозяйственники» обычно лучше специалистов знают, как надо обращаться с историческими ландшафтами, зданиями и прочим.



В 2010 году «крепкие хозяйственники» покрасили городской Мемориал. Мне до сих пор интересно, чью больную голову посетила эта идея?.. Понятно, что в год 65-летия Великой Победы местным чиновникам необходимо было отчитаться, что юбилей встречен с размахом. К сожалению, коридорный тип мышления размаху существенно мешает. Мощный Мемориал после произведённой над ним операции разом утратил свою монументальность и потерял вес. Начиная с 2010 года, он выглядит не то скульптурой из песка, не то изделием из картона. Ещё интереснее он будет выглядеть, когда краска начнёт облезать.

В эти дни мы являемся свидетелями того, как выцветает изящный проект Цветаевского сквера, подготовленный профессионалами высокого класса из фирмы «Парковая реставрация». Происходит это благодаря всё тем же «крепким хозяйственникам».

Сквер понёс потери на первом же этапе, когда началось удаление сухостоя «Горзеленхозстроем». Вместо использования пнедробилок для корчевания комелей, оставшихся после удаления нежизнеспособных деревьев, была применена тяжёлая техника. Корни мёртвых деревьев переплетены с корнями живых, и подобный способ корчевания неминуемо приводит к повреждениям того, что рассчитывалось сохранить. Результатом будет постепенное ухудшение состояния деревьев и их усыхание. Сорную же поросль ясеня просто срезали, в то время как каждый садовод знает, что срезка поросли вместо аккуратного корчевания приводит исключительно к стимуляции роста.

Поскольку «крепкие хозяйственники» не отличают нужное от ненужного, вместе с сорной порослью под сучкорез пошли ценные подлесочные породы и кустарники. В Цветаевском сквере больше нет красной бузины, боярышника, шиповника, жимолости, рябинника и сирени. Зато за бюджетные деньги рябина и бузина будут высажены заново.

Максимальное использование тяжёлой техники привело к полному уничтожению напочвенного покрова. То, что для «крепких хозяйственников» - просто «трава», для профессионалов - папоротники, незабудки и злаки. Их в сквере тоже уже нет и, по-видимому, никогда не будет.


Хоть бы сосны сохранить, Господи. Но, боюсь, надежды на благополучный исход такого «благоустройства» немного. К повреждениям, полученным соснами в результате жёсткой корчёвки, добавятся травмы при работах по освещению сквера.

С автором проекта Ириной Колиной, как и с фирмой, вопреки обещаниям Комитета по культуре, одобрившего проект, договор до сих пор не заключён. Отсутствие платы за труд - не единственная и даже не главная проблема, вытекающая из этого факта. А главная проблема - невозможность влиять на качество выполняемых исполнителем работ, невозможность контролировать и корректировать процесс.

Это беда почти всех архитекторов, и ландшафтных в том числе. Начиная с хрущёвского времени, взрастившего целую касту обнаглевших строителей, распространённым типом является хамоватый прораб, посылающий архитектора на три буквы всякий раз, когда тот пытается вернуть реализацию своего проекта в грамотное и качественное русло.

При взгляде на «благоустройство» Цветаевского сквера совершенно понятно, что штампуется некая пиратская копия проекта Колиной. Один из композиционных центров произвольно смещён к западу. Потому что левая нога «крепкого хозяйственника» лучше, чем голова специалиста, знает, где должен стоять памятник Цветаевой - Эфронам. Кроме того, круг уже обнесён бортовым камнем и забетонирован - вопреки не только замыслу автора, но и рекомендациям сотрудников Министерства культуры Московской области.


Костровище тоже обнесено камнем и тоже забетонировано. Вопреки всему. Вопреки здравому смыслу.

Что же будет?

Будет обычное провинциальное безвкусное благоустройство. Вместо качественного европейского, шанса на которое и нас, и памятник лишили «крепкие хозяйственники».

Предсказать будущее Цветаевского сквера нетрудно, оно свободно прочитывается в глазах заместителя руководителя администрации по ЖКХ Павла Андреева. Эти глаза не лгут. Они честно предупреждают, что мнение профессионалов и общественности - далеко не первое, чем станут руководствоваться власти в распоряжении территорией памятника.

За счёт смещения главного композиционного центра сломают всю систему «мемориальных» дорожек. Не исключено, что дорожки даже не будут криволинейными. С вероятностью 99% - они будут с твёрдым покрытием, хотя автор проекта настаивает на мягком как на щадящем и экологичном. Влагопроницаемость мягкого покрытия - один из важнейших факторов сохранения сосен. Аргумент Андреева: «А кто ухаживать за этим будет?» - не выдерживает критики. Что ухаживать за любыми дорогами нашим «хозяйственникам» лень, нам наглядно продемонстрировала прошедшая зима. Первую чистку снега мы увидели в марте месяце незадолго до приезда врио губернатора.


Второй композиционный центр - костровище - сделают (не сомневаюсь в этом) без спортивного газона, предложенного автором. Наверняка, площадку закатают под плитку. Непосредственно место костра разместят не там, где надо, а там, где предложит вышеупомянутая левая нога «крепкого хозяйственника».

О лесных травах и цветах нечего и мечтать. Будет стандартный посев стандартного газона. Молодые сосны? Маловероятно, что их подсадят. Ограничатся бузиной и рябиной. И так слишком жирно.

К 19 июня суррогат будет готов и предъявлен Андрею Воробьёву. Аплодисменты.

… Мне довелось однажды увидеть проект часовни св. Александра Невского. Стройный силуэт, тонкий рисунок купола… Низкая квалификация строителей при реализации не позволила выложить барабан из кирпича. Он остался деревянным. По всем флангам часовня обросла кургузыми тамбурами (по настоянию пожарного надзора). Купол не имеет плавных линий, а на фасадах вместе с барельефами выступают (или, скорее, топорщатся) плиты. Я люблю её и такой, нашу часовню Александра Невского. Но всякий раз, проходя мимо, думаю о том, что исполнители искажают идею автора, как грехи искажают образ человека. Да, пожалуй, в моих глазах халтура и есть грех. Почти смертный.

Улица Цветаевой, ВООПИиК

Previous post Next post
Up