Право на благоприятную окружающую среду = праву на ЖИЗНЬ!

Nov 26, 2012 18:41



Сегодня в Суд поступило несколько новых документов и среди них разъяснения, которые считаю могут быть полезны для всеобщего обозрения, т.к. вопрос постоянно будируется, но на поверхностном уровне.
В разъяснении сделаном на основе нескольких работ профессиональных предпринята попытка конкретизации значения понятия "Благоприятная окружающая среда" и близких по значению.

Разъяснение для Суда
(В дополнении к иску по нарушению прав и свобод заявителей и созданию препятствий к осуществлению заявителями их прав и свобод в соответствии с требованиями ст.255 ГПК РФ и в порядке ст.35 ГПК РФ).



Нами, Пххххххххххх и Пххххххххххх, подано в Королёвский городской суд исковое заявление в порядке ст. ст. 42, 46,47, 58 Конституции РФ,
Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст. ст. 254, 255 ГПК РФ.
В исковом заявлении указано (стр. 3 заявления), что оспариваемое Постановление нарушает права заявителей, в том числе - право на благоприятную окружающую среду, право на охрану здоровья, право на участие граждан в принятии эколого-значимых решений и другие права.
Считаем необходимым дополнить исковое заявление нижеследующим.
Право на благоприятную окружающую среду составляет важную часть конституционного статуса личности и центральное звено ее эколого-правового статуса как системы законодательно закрепляемых прав, интересов и обязанностей граждан в сфере охраны окружающей среды.
Эколого-правовой статус как отраслевая разновидность статуса личности базируется на отраслевой правоспособности. Поскольку конституционное право на благоприятную окружающую среду реализуется и в конкретных, и в общем правоотношениях, а условием реализации права в общем правоотношении служит общая же правоспособность, то отраслевая правоспособность совпадает в данном случае с общей, то есть возникает с момента рождения. Особенности экологической правоспособности как юридической возможности обладать закрепленными в законодательстве правами и обязанностями, реализующимися в сфере охраны окружающей среды, связаны с естественным, прирожденным характером субъективного права, предпосылкой которого является экологическая правоспособность: правом на благоприятную окружающую среду человек обладает на протяжении всей жизни, оно неотделимо от него и является необходимым условием существования. Применительно к этому праву человека отличие отраслевой правоспособности - как своеобразного "права на право" - от самого субъективного права имеет не более чем схематичный характер (субъективное право конкретно - правоспособность абстрактна), поскольку момент возникновения того и другого во времени неразделим. Право на благоприятную окружающую среду, взятое как "право-пользование" (пассивное пользование социальным благом - состоянием факторов окружающей среды), не требует для своей реализации наличия специальных условий, относящихся к субъекту, не предполагает наличия у него особых юридических качеств или специальной правовой формы. Момент возникновения способности к активному осуществлению права, когда того требуют обстоятельства, связывается с наличием дееспособности. Такие аспекты субъективного права, как "право-поведение" ("право-возможность"), а также "право-требование" и "право-притязание", осуществимы в присутствии дееспособности, наступление которой зависит от характера и второй отраслевой принадлежности (административно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой) правоотношений, в которые вступает субъект, реализуя, например, свое право создавать общественные объединения в области охраны окружающей среды, принимать участие в референдумах по природоохранным вопросам, участвовать в проведении общественной экологической экспертизы, предъявлять в суд иски о экологических нарушениях и т.п. Возникновение обязанности граждан по охране природы в нравственном, этическом смысле связывается с процессом становления личности, с осознанием человеком своих действий и поступков. Возложение правовой обязанности сопряжено с моментом открытия вида юридической ответственности. В связи с тем что право на благоприятную окружающую среду неотделимо от личности и непередаваемо, с достижением полной общеотраслевой дееспособности ее различение с правоспособностью утрачивает практический смысл, и обе эти стороны правосубъектности образуют единую праводееспособность.
Право на благоприятную окружающую среду выступает как непрерывно реализующаяся правовая возможность пользоваться некоторым социальным благом, и реализация такого рода есть постоянный способ существования данного права, сопровождающий субъекта на протяжении всей его жизни. Это право существует в регулятивных правоотношениях, складывающихся в результате такого действия норм, при котором обеспечивается экологический правопорядок, реализуясь в них самим фактом пользования благоприятной окружающей средой как социальным благом, а также и в отношениях охранительного типа, когда это качество благоприятности нарушается или создается угроза его нарушения. Конституционные права личности образуют правоотношения общего типа - правовые связи, в которых субъекты не имеют поименной индивидуализации, а круг обязанных контрагентов неопределенно широк, и в этом смысле право на благоприятную окружающую среду реализуется в общих правоотношениях как право абсолютное, где обязанными субъектами являются все и каждый.
Системообразующую роль выполняет конституционная норма, закрепляющая право на благоприятную окружающую среду.
Учитывая, что текущее законодательство придает понятию окружающей среды различный смысл, необходимо подчеркнуть, что на конституционном уровне закрепляется право на благоприятную окружающую природную среду, косвенным доказательством чего служит уточнение характеристики возмещаемого ущерба как "причиненного экологическими правонарушениями".
В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" расширен круг предметных отношений, о чем свидетельствует название нормативного акта, а также включение в понятие окружающей среды помимо природных и природно-антропогенных компонентов также и антропогенных объектов (ст. 1 закона). Хотя в содержании Закона не удалось выйти за пределы регулирования экологических отношений, то есть отношений в сфере взаимодействия общества и окружающей природной среды. Поэтому право на благоприятную окружающую среду, закрепленное ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", представляется все же связанным, так же как и конституционное, с природной средой. Полностью корреспондирует с конституционным закрепленное в этой же норме право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Обращаем внимание на введение двух правовых возможностей,: согласно ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде. Оба правомочия направлены на достижение общеполезных целей и составляют ярко выраженное публичное начало в эколого-правовом статусе граждан.
В широком смысле обеспечение благоприятного качества окружающей среды достигается соблюдением всех тех требований и ограничений, которые закрепляет закон, а в случае несоблюдения - применением принудительных мер, привлечением нарушителей к ответственности. В рамках же отдельно взятого правового института соотношение таково, что право на благоприятную окружающую среду выступает как цель, а все остальные предоставленные законом (ст. 11) правовые возможности - как средство ее достижения.
В настоящее время наибольшее распространение для обозначения совокупности правовых возможностей личности в природоохранных и природноресурсовых отношениях получило использование категории экологических прав. В свое время В.В. Петров писал, что "современный взгляд на экологические права человека должен учитывать три аспекта его прав, связанных с окружающей средой. Первый аспект - право человека на благоприятную для жизни окружающую природную среду. Второй аспект - право человека на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Третий - право человека и его обязанность как гражданина участвовать в охране окружающей природной среды" . Под экологическими правами человека понимаются, например, "признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой"
Важно установить соотношение права на благоприятную окружающую среду, составляющего ядро и определяющего границы института экологических прав, со смежными, но все же имеющими иную отраслевую или предметную принадлежность правами. Наиболее близко примыкают к нему право на благоприятную среду обитания (ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), право на благоприятную среду жизнедеятельности (ст. 7 Градостроительного кодекса РФ), право на охрану здоровья (ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан), право на защиту в чрезвычайных ситуациях (ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Отличие от первых двух состоит главным образом в характеристике объекта права. Так, объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека (ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), а обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду (ч. 1 ст. 4 того же Закона). Следовательно, благоприятная окружающая (природная) среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Аналогично благоприятная среда жизнедеятельности как объект права граждан в области градостроительной деятельности (ГрК РФ не дает каких-либо ее признаков) включает в себя множество показателей состояния среды, относящихся к самым различным сторонам градостроительства: размещению предприятий, объектов социального и культурно-бытового обслуживания, рекреационных и оздоровительных объектов, землепользованию, охране памятников истории и архитектуры и т.п. Понятие среды жизнедеятельности неразрывно связано здесь с территорией поселений как интегрированной (природной и неприродной) сферой. Соблюдение требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил рассматривается ГрК РФ (ст. 2) как необходимая, но не единственная группа мер по обеспечению права на благоприятную среду жизнедеятельности.
Таким образом, права на благоприятную среду обитания и на благоприятную среду жизнедеятельности пересекаются с правом на благоприятную окружающую среду в природной сфере их действия и соответственно в этой своей части могут быть включены в круг экологических с возможностью использования многих норм санитарного и градостроительного законодательства в юридической защите общественного и частного экологического интереса.
Право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) соотносится с правом на благоприятную окружающую среду как цель и средства (что справедливо применительно к соотношению права на охрану здоровья со всеми другими правами, приведенными выше), но этим содержание последнего не исчерпывается, поскольку, как отмечалось, благоприятность - это не только безвредность, безопасность факторов среды для здоровья, но и нечто большее. Положение названной статьи о том, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию, можно рассматривать как причастность права на благоприятную окружающую среду к гарантиям реализации права на охрану здоровья. Однако никакого поглощения не происходит, поскольку благоприятная окружающая среда обеспечивает не только здоровье, но уже и саму жизнь человека, выступает как необходимое условие всякой человеческой деятельности.

Право на благоприятную окружающую среду и право общего природопользования имеют множество точек соприкосновения, в особенности в сфере рекреационного природопользования, составляющего наиболее распространенное направление общего природопользования. Право на благоприятную окружающую среду и рекреационное природопользование объединяет субъектный состав (только граждане) и заинтересованность субъекта в качестве природных объектов, которое соответственно обязательно (когда оно - объект притязания) или весьма желательно. В нашем иске о защите прав на благоприятную окружающую среду нарушения мотивируются именно через призму изъятий прав общего рекреационного лесопользования, проистекающими из акта изъятия большого участка городского леса под дачную застройку. При этом к нарушению права на благоприятную окружающую среду сопряжены с нарушениями администрацией города Королёва градостроительного, земельного, санитарного и иного законодательства упоминаемого в иске и/или материалах к нему приложенных.
Таким образом, целью правового регулирования отношений, возникающих по поводу экологических прав, является в конечном счете обеспечение соблюдения, реализации, защиты важнейшего из них и системообразующего, а именно - права на благоприятную окружающую среду. В этом смысле все другие экологические права имеют служебный характер.
Место права на благоприятную окружающую среду в системе прав человека предопределяется тем, что, обеспечивая основы жизнедеятельности, оно выступает как прирожденное, имманентно присущее человеку качество. Его трудно отнести к какому-либо одному виду прав по известным классификациям. Право на благоприятную окружающую среду опосредует специфические общественные отношения, которые, с одной стороны, а именно в части "права-пользования", не входят в предмет никаких других основных прав, поскольку объект пользования - состояние окружающей среды - индивидуален и самодостаточен. С другой стороны, правомочия, объединяемые в категории "право-поведение" и "право-требование", имеют собирательный характер, включают в качестве способов реализации множество самостоятельных субъективных прав различной видовой принадлежности. Поэтому в содержании данного права можно увидеть разные групповые признаки. Например, свойства личного права, поскольку его реализация неотделима от индивида и его права на жизнь. Реализация данного права посредством участия в принятии эколого-значимых решений, в референдумах, вступления в информационные отношения, проведения общественных акций приближает его к политическим правам (ч. 4 ст. 29, ст. 31, ч. 1, 2 ст. 32 Конституции РФ). Те элементы "права-притязания", которые проявляются в случае нарушения с причинением вреда, придают данному праву черты имущественного. В части компенсаций вреда населению экологически неблагополучных территорий можно говорить о принадлежности его к группе социально-экономических прав, непосредственно связанных с распределительными отношениями в обществе.
Экологизированную трактовку могут приобретать и те права, которые внешне отдалены от сферы охраны окружающей среды. Например, гарантируемое (ст. 19 Конституции РФ) равенство всех перед законом, равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что все имеют равное право на благоприятную окружающую среду и, следовательно, принятие решений не может основываться на предпочтительности интересов какой-либо категории граждан, определяемой по количественному, территориальному или другим признакам. Аналогично все имеют равное право на доступ к природным ресурсам как основе жизни и деятельности
Право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу тех прав и свобод, совокупность которых дает возможность судить о положении личности в конкретном обществе, а также и о характеристиках государства. Наряду с другими социальными институтами оно определяет показатели качества жизни, и с этих позиций обеспечение благоприятной окружающей природной среды выступает как составная часть общих мероприятий по повышению качества жизни человека. Социальная ценность права жить в экологически безопасной среде вполне сопоставима с ценностью права на труд, на отдых, охрану здоровья и др. Более того, поскольку сейчас от состояния окружающей среды все в большей степени зависит здоровье человека, успешная реализация этого права создает необходимые условия для осуществления всех других прав, свобод и интересов граждан..
Имеются все основания полагать, что в технотронном обществе ХХI века все природные ресурсы, факторы и компоненты будут представлять собой исключительную социальную и экономическую ценность, еще более возрастет значение жизнеобеспечительной функции природы, и право на благоприятную окружающую среду очевидно и окончательно станет равнозначным праву на жизнь.
Отдельно следует упомянуть требования международных актов обязующих государства обеспечивать права граждан на благоприятную окружающую среду. В контексте нашего иска особо отметим решение Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., состоявшейся в Рио-де-Жанейро. Благоприятное качество окружающей среды рассматривается как элемент устойчивого развития общества. Принцип устойчивого развития означает обязан¬ность государства сохранять все экосистемы и экологические процессы, которые жизненно необходимы для функционирования биосферы, сохранять биологическое разнообразие и соблюдать принцип оптимальной устойчивос¬ти при эксплуатации биологических ресурсов и живых экосистем. Другими словами, устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. Формирования экологических прав человека (2002 г. - по настоящий день) связан с решениями Йоханнесбургского экологического саммита 2002 г. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию 2002 г. Примечательно, что в п.169 Плана выполнения решений всемирной встречи на высшем уровне подчеркивается необходимость дальнейшего изучения вопроса о связи между окружающей средой и правами человека, включая право на развитие.
На основании вышеизложенного видно, что существует обоснованная необходимость в отстаивания в судебном порядке нарушенных оспариваемым Постановлением № 1600 наших гражданских прав и свобод, т.к. отчуждение участка леса, вырубка, последующая деградация, лишение леса его естественных обитателей, разрушение его целостного биотопа и пр. ухудшает условия нашего проживания, лишает нас возможности отдыхать в городском лесу. Эти действия Администрации города Королёва несомненно уже привели к ухудшению нашего здоровья, повышению артериального давления из-за волнений, увеличили опасность возникновения у нас и большого количества жителей других заболеваний, т.к. городской лес является традиционным местом оздоровления горожан.

Истец (Пхххххххххххх) ………………….. / Пр. истца Казымов Ю.М.

Истец (Пхххххххххххх) ……………….. Пр. истца Казымов Ю.М.

«26» ноября 2012 г.

лес 45 квартал, Завокзальный лес, Королёвский суд, экология, Королёвский городской суд, Суд да дело, наш лес

Previous post Next post
Up