О муниципальных СМИ

Dec 15, 2010 00:28


Хочу немного порассуждать о том, нужны ли стране муниципальные СМИ? Вопрос этот поднял Сергей Геннадьевич Тушин, который имеет свой взгляд на то, какой должна быть муниципальная газета. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но суть проблемы он ухватил правильно. Так как я сам работаю в газете, то, говоря о СМИ, я буду говорить о газете. Хотя процесс можно экстраполировать и на другие средства массовой информации.

Во-первых, мало ли что сказал президент, имея в виду, что муниципальным и региональным властям не должны принадлежать СМИ. Президент - тоже человек и может ошибаться. Во-вторых, не будем забывать, что жизнь за московской кольцевой дорогой течёт несколько иная,  президенту окружение старается показать, что всё хорошо.
Итак, нужна ли России муниципальная пресса? Тут надо сразу сказать о минусах. Когда газеты или радио-телестудии принадлежат властям, то они, безусловно, выполняют заказ и выдают ту информацию, которая выгодна этим властям. Плохо ли это? И да, и нет. Смотря, кто у власти. Дальше не будем развивать тему, иначе ударимся в политическую дискуссию. Разберём ситуацию подробнее…

Муниципалитет - это орган местного самоуправления, он ближе всего стоит к населению. Представим себе район в глубоком тылу Свердловской области. Те же Гари, ту же Шалю. Какую информацию о решении шалинских районных властей даёт «Областное телевидение», радио «Эхо Москвы», «Российская газета»? Да никакой! Есть у районной власти в бюджете столько денег, чтобы по коммерческим расценкам покупать площади даже в местной газете, чтобы публиковать свои местные решения: о тарифах, о муниципальных конкурсах, о торгах? Не думаю. А публиковать надо, иначе решение юридически не вступит в силу. Это первое. А второе - более печально. В тех экономических условиях, которые газетчикам создали верховные законодатели, при тех тарифах, которые диктуют естественные монополии, с теми ценами, которые газеты платят за бумагу и печать в типографии, редакции ныне существовать не могут. Для них газета становится только частью иной деятельности, направленной на зарабатывание денег.

Недавно на Уральском Медиа-форуме хвалили районную газету, которая зарабатывает деньги для существования редакции организацией ещё целой кучи бизнесов: фотосъёмка, копирование, участие в конкурсах на гранты и т.д. Вопрос, можно ли думая обо всём этом, делать качественно основное дело? Газета, в принципе, неплохая, но вытягивать её, зарабатывая деньги для издания на чём-то другом, я думаю, неправильно. Вот надоест редактору вести убыточный газетный бизнес, и умрёт газета, а останется только то, что приносит доход. Примерно к этому нас и призывают сейчас сверху. Пусть живёт только то, что приносит доход! А как же люди? Они ведь привыкли получать телепрограмму, привыкли поздравлять через газету соседку с именинами, привыкли читать о своих односельчанах. Привыкли, что газета приносит в их жизнь чувство общности, коллективизма, связи с миром, оставляет о них память потомкам. Газета - она вот она, её можно посмотреть, пощупать, а если написали про тебя, то купить 10 экземпляров и отослать маме в Сибирь, сестре на Дальний Восток, оставить в фамильном альбоме. Страничку из Интернета в фамильном альбоме не оставишь… Да что говорить про Интернет, если у нас сейчас не в каждой деревне электричество есть. Поэтому районные газеты были нужны и будут нужны. Не всё в этой жизни можно измерить в деньгах. Но последние веяния в налоговом, да и не только в налоговом законодательстве оставляют им всё меньше шансов на выживание. Мы ведь существуем далеко от московского Садового кольца, там нас не видно сверху.

Разберёмся с экономикой. Районная газета как экономический ресурс - это утопия. Она не нужна никому, кроме работников редакции. Никто не будет вкладывать в неё деньги, потому как окупаемость малого газетного бизнеса в существующих экономических реалиях нулевая, если не сказать - отрицательная. Никакому частному инвестору такой бизнес не нужен. На рекламе маленькой газете больших денег тоже не заработать. Задирать дальше цены на подписку и продажу в розницу нереально - упадёт и то и другое. Вот и приходится журналистам «районки» заниматься «отхожим промыслом», чтобы самих себя прокормить.

Итак, повторюсь, самая близкая к населению власть - муниципальная. Именно она должна служить гарантом предоставления информационных услуг населению. Но в каких объёмах это должно быть? Районная газета не должна превращаться в информационный бюллетень районной администрации. Здесь не может быть какого-то единого подхода к решению проблемы. Может быть, следует в районных бюджетах предусматривать отдельную статью расхода на конкурсы по предоставлению информационных услуг населению? Плохо только, что в районных бюджетах доходов не хватает даже на самое-самое необходимое, а газета - дело десятое. Может быть, создать частно-муниципальное предприятие, где муниципалитет берёт на себя часть расходов, да и редакция зарабатывает? Но это сейчас законодательно запрещено для органов власти. Одним словом, надо искать пути, чтобы и свобода слова не умерла, и люди были с газетой, и районные власти могли бы в районной газете выражать свою точку зрения, а также иметь место для публикации официальных документов.

СМИ

Previous post Next post
Up