Думаю, что ни для кого не будет неожиданностью, если я скажу, что люблю рассматривать старые фотоальбомы. На сайте Большой Русский Альбом у меня есть любимый альбом - Татьяны Масловой. Мне очень нравится читать комментарии Татьяны к фотографиям. Рассматриваю и некоторые фото сохраняю себе.
1. Священник с детьми. Кологрив, Костромская губ. Фото О.К.Цареградской., 1900-1902
Одна из немногих сохранившихся фотографий протодиакона Успенского собора г.Кологрива Василия Александровича Цареградского. Рядом с ним стоит старший сын Александр, ставший моим дедом. У ног сидит дочь Александра. Остальные дети - дочери Серафима, Елена и Калерия. Её невозможно
не узнать в любом возрасте по её улыбке.
2. Вера, Юля и корабль. 1900-1910
"От Веры и от Юлии на память дедушке и бабушке" - такова надпись на обороте снимка. Предположительно девочки из семьи Викуловых, оттуда, где снимки кнопками крепили на стену.
Возможно, постаревшая баба Шура, переезжая к дочери, захватила фотографии с собой. И они попали в альбом Масловых - Андреевых. Предположительно известна семья и имена. Думаю, что время - когда шла война с Японией. На снимке видна часть названия корабля с задника. Дело за малым - обратиться в архив. И незнакомые девочки могут обрести биографии.
3. Кружок вышивания Пенза, 1923-1925
На первый взгляд кажется, что на снимке какое-то патриотическое собрание. Портрет вождя, лозунги. Но для собравшихся женщин агитация кажется обыденным делом. Они пришли в уютный кружок вышивки. В самом центре сидит Татьяна Ивановна Крутякова. Моя двоюродная сестра Светлана, её внучка сказала, что кружок назывался «Вышивка швом «ришелье». В школьные годы я тоже ходила в кружок с таким названием. Но здесь вижу работы под названием «Аппликация на ткани». Яркие наивные коврики из подручных лоскутков. С таким ковриком у меня связана детская история: когда я родилась, моя мать выстрочила на серой дерюжке сюжет «Медведь и заяц». Два сказочных зверя раскланиваются друг с другом. Картинка всегда
висела над моей кроватью. В ещё почти безмысленном возрасте я с матерью повздорила - укусила её, а она в ответ отвесила затрещину. И пока я не поняла, что произошло, мать отвела от себя подозрение: «Это сделал заяц с коврика». Долго потом безвинный зверёк терпел от меня тычки и оплеухи.Вышитые в этом кружке картины потом годами украшали бедный быт семей.
4. Юрьевец, Ивановская обл. Фото А.В.Цареградского., 1924
Здесь присутствуют три поколения женщин одной семьи. С ведром из коровника выходит Александра Ивановна Рыжова. На брёвнах сидит её дочь Нина Александровна Цареградская. У её ног играют дети: Юрий и моя мать Ольга.
В начале 90 годов 20 века именно этот видимый на фотографии кусок земли выручил и меня. Оказавшись одна с больными родителями и маленьким ребёнком после операции на руках, я не придумала ничего лучше, чем раскопать этот двор и посадить картошку и огурцы. Несколько лет донаступления лучших времён всё исправно вырастало. Однажды в дырку в заднем заборе я увидела в соседнем огороде молодого мужчину. Через год он стал мне мужем, а дочке другом. И сейчас пытается возродить это хозяйство. Так что история продолжается.
5. Драмкружок при Юрьевецкой льнофабрике. Юрьевец, Ивановская обл. Фото А.В.Цареградского., 1926
6. Дед Прохор Иванович Маслов. Макарово, Ивановская обл., 1925-1928
Возможно это мой дед по отцовской линии. Про него я знаю только, что его отец Иван участвовал в русско-турецкой войне и привёз боевой трофей - пленную турчанку. И женился на ней в глухой русской староверческой деревне. Отец вспоминал, как он маленьким был на похоронах бабушки. Ходил и спрашивал взрослых: "Зачем бабку в корыто положили?"
7. На фоне южного пейзажа Курджиново, Ставропольский край., 1928-1930
На снимке семья матери В.П.Ильюнина.Она стоит справа. Из альбомов Е.Н.Большаковой и В.П.Ильюнина.
8. У портрета тёти Мани. г.Юрьевец Ивановскя обл. Фото А.В.Цареградского., 1931
то семья фотографа - жена Нина Александровна с детьми Юрием, Игорем и Ольгой. На стене висит портрет Нининой сестры Марии. У всех впереди трудные жизненные испытания. Юрий пройдёт войну в разведке. Игорь станет строителем, будет строить Альметьевск и осваивать северные нефтяные месторождения. Ольга станет моей матерью. А Нина будет ждать детей с войны, со строек и мужа из тюрьмы 1937 года. Мария с сыновьями останется в блокадном Ленинграде, будет там медсестрой.Снимок сделан 19 апреля 1931 года.
9. Радиоприемник. Юрьевец, Ивановская обл. Фото А.В.Цареградского, 1931-1933
На снимке бабушка и внучек. Бабушка - Рыжова (Смыслова) Александра Ивановна. Она моя прабабушка. Внук - Игорь Александрович Цареградский 1928 года рождения. В семьях Рыжовых и Цареградских всегда использовали самые последние достижения прогресса. Сначала фотоаппараты, а теперь вот недавно появившийся радиоприёмник. С каким восторгом и стар и мал ловят звуки далёких голосов.
10. Маскарад. г.Юрьевец Ивановской обл. Фото А.В.Цареградского., 1930-1931
11. Девушки на фоне красивого коврика. г.Юрьевец, Ивановская обл. Фото А.В.Цареградского, 1930-1940
Туго скрученный в трубочку маленький негатив этого снимка почти пропал от сырости. Но мне очень хотелось сохранить его. Обрезала мокрое изображение, остальное высушила. Этот коврик я точно узнала. Я его видела где-то в раннем детстве. Имён девушек не знаю. А раз коврик знаком, значит это кто-то из родных, к кому меня водили в гости. Возможно, на других снимках появятся эти же обои с розами. Тогда конкретно определится дом и люди.
12. Липецк. Фото К.А.Рыжова., 1930-1940
На фото мой дядя, Константин Александрович Рыжов, пилот тяжёлого бомбардировщика ТБ-3, с женой Галиной Андреевной.
13. г.Юрьевец Ивановская обл. Фото В.П.Маслова., 1955
Это я с дедом А.В.Цареградским. Отец снимает нас на крошечный кусок плёнки и печатает маленькие фотографии. По их год от года убывающим размерам кажется, что во времени всё более беднеем. На ёлке висят ватные игрушки и неизвестно откуда взявшаяся пустая коробочка из-под сыра "камамбер". У меня в руках охапка кукол, которыми не играют. Их только иногда достают посмотреть, а потом снова убирают. Но я не против. Дома праздник. Бабушка печёт пряники в виде зверей и привязывает к ним нитки. Мы их сейчас повесим на ёлку, и ни у кого не будет ёлки нарядней нашей. Сейчас кажется, что это счастье было не со мной.
Из письма деда моему отцу в Иваново: "Фотоснимки очень хорошие. Володя, попрошу тебя - напечатай штучки 4 где я с Таней.Я так хорошо вышел, а Таня замечательно. Хоть с этого негатива её можно увеличить."