Огромное спасибо
alhip за ссылку на скачку CD-ROM "БЫТ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ к. XIX - нач. XX вв." (Фотографии из фондов Красноярского краевого музея).
http://narod.ru/disk/18317403000/CD_Photo_katalog.rar.htmlЯ так просто счастлива таким подарком. Хотела парочку тут запостить, для примера, но парочку не получилось.
Тексты тоже скопировала. Пусть будут. У меня теперь большой монитор, поэтому фото тоже большие.
Парный портрет молодой женщины с ребенком.
Автор неизвестен.
Г. Красноярск,1890-е годы.
Автор неизвестен.
Г. Красноярск,1890-е годы.
Позитив черно-белый, фотобумага матовая, тонкая, паспорту бежевого оттенка. 29х23,2. Подлинник. Количество 1.
Загрязнена, регрессия эмульсионного слоя, левый нижний угол оторван, края паспарту неровно обрезаны.
На фоне декоративного панно, в центре зала, на стуле сидит молодая женщина. Рядом с ней, на специальной подставке к стулу сидит маленький ребенок. Женщина одета в длинную темную юбку и блузу, выполненную из клетчатой ткани, раскроенной по косой линии. Лиф облегающий, длинный узкий рукав слегка присборен у плеча. Блуза украшена большим, треугольной формы кружевным светлым накладным воротничком и манжетами. На руки надеты темные перчатки. На руку поверх перчатки надет металлический с рельефным рисунком браслет. На голове небольшая шляпка с высокой тульей, украшенная страусовым пером белого цвета и завязанная под подбородком пышным бантом из темной ленты.
На коленях у женщины лежит небольшой щенок, уткнувшись в руку, с надетым на шею металлическим ошейником. Рядом, на подставке, сидит маленькая девочка, которую женщина справа придерживает рукой. Девочка одета в темный вязаный костюм: юбочку и кофту с застежкой по боковой стороне на крупные пуговицы. Рукав прямой, длинные концы рукава завернуты манжетой. На голову девочки надет капор с зубчатым краем и большим бантом по центру и лентами, завязанными небольшим бантом под подбородком. Девочка одета в теплые светлые чулочки и ботиночки с плоской подошвой. На полу, впереди сидящих, лежат две большие собаки.
Снимок сделан с противоположной стороны в фас, в полный рост.
На обороте снимка прямоугольный штамп "Красноярский городской музей"
В последнее десятилетие ХIХ в. распространяется женский английский костюм состоящий из блузы, юбки, жакета. Блузы украшают кружевами, шляпки матерчатыми розами, птичьими перьями. Особенно ценятся перья страуса. Женщина на снимке - Евгения Фоминична Васильева, в девичестве Филонова, явно следила за последними направлениями в моде. Этому способствовало и ее социальное положение - она являлась женой известного в городе купца-винодела Спиридона Философовича Васильева. Евгения Фоминична снята вместе со своей маленькой дочкой. Ее родные братья - офицеры русской армии (Сергей и Владимир Филоновы) поддержали революционные события в г. Красноярске в 1917 г, обеспечив мирный переход к власти советов.
От Юдиных в 1921 г. старый инв. № 195-267.
Дети директора учительской семинарии Ивана Тимофеевича Савенкова
Фотография Г. Аксельрод
Г. Красноярск
Конец 1880-х г. (1888-1889 гг.)
Позитив черно-белый, фотобумага глянцевая, плотная, паспорту черного цвета с золотым срезом. 21,8х14,2. Подлинник. Количество 1.
Фото загрязнено, пожелтело, потертости по углам паспорту.
На фоне декоративного панно с изображением угла гостиной комнаты, разместилась группа детей различного возраста с игрушками: велосипедом, на котором сидит мальчик, юлой, ружьем и лотом, рассыпанном по полу.
Мальчики одеты в темные рубашки на выпуск, опоясанные ремнем, с невысокими стоячими воротниками. Под ворот пришиты стояче-отложные белые воротнички. Брюки темные длинные. На ногах кожаные, остроносые, на небольших каблучках сапожки. На мальчиках, поменьше возрастом, надеты светлые гольфики. Двое девочек одеты в школьную форму, состоящую из темного длинного платья со стоячим воротником и фартука. На одной девочке надет фартук из тёмной ткани, на другой белый, с верхней частью выполненной пелериной, края боков и подол украшены белым кружевом. Снимок сделан в фас и полный рост.
По лицевой стороне паспарту золотистый оттиск фотографии Р. Аксельрод в Красноярске.
На рубеже ХIХ - ХХ вв. начинает решаться проблема детской одежды легкой, гигиеничной, практичной. Исключение составляет школьная форма, существовавшая с середины ХIХ века и претерпевшая незначительные изменения в начале ХХ столетия. Больше используются хлопчатобумажные и легкие шерстяные ткани. Более удобной и мягкой становится обувь.
На снимке дети Ивана Тимофеевича Савенкова ученого-просветителя, активного общественного деятеля г. Красноярска, директора Красноярской учительской семинарии. Ему принадлежит открытие на Афонтовой горе в г. Красноярске стоянки человека древнекаменного века. Савенков И.Т. - известная, колоритная фигура г. Красноярска. Ученый-археолог, заядлый шахматист, великолепный актер (играл блестяще в любительских спектаклях), педагог, общественный деятель, этим он заслужил любовь и уважение своих земляков. Его младший сын Тимофей Иванович (на снимке сидит с ружьем) был незаурядной личностью. За распространение марксисткой литературы в войсках Царства Польского был приговорен к 5 годам каторги, которую отбывал в орловской каторжной тюрьме. Затем был выслан на вечное поселение в Иркутскую губернию, откуда был перевезен в Минусинск. Много помогал отцу в исследованиях и проведении раскопок на Афонтовой горе. Его портрет рисовал В.И. Суриков - великий русский художник.
На снимке дети Савенкова: Владимир 1879 г.р., Михаил 1881 г.р., Иван 1884г.р., Тимофей 1886 г.р., Екатерина 1878 г.р., Мария 1882 г.р. и Анна 1887 г.р.
На переднем плане фотографии, на велосипеде сидит Иван, с ружьем Тимофей. В центре - Анна.
От Юдиных в 1921 г, 195-435
Марковская Мария Петровна- сельская учительница с семьёй
Фотограф неизвестен.
Г. Иланск. Июль 1916 г.
Фотобумага, картон,17,3х21.Подлинник. Количество 1. На декоративном серо - чёрном паспорту с геометрическим чередованием полос.
Края паспорту неровно обрезаны. На обороте фотография загрязнена, по нижнему краю следы от влаги.
Групповой фотопортрет из 9 человек. Фас, в рост, сидя. Женщины в простого покроя блузках с высокими стоячими воротниками, длинных юбках; девочки, кроме одной, одеты в одинаковые белые платьица, гарнированные кружевом. Мужчина в темной суконной паре, в светлой рубашке. На ногах кожаные высокие сапоги. Сняты на фоне фотографического задника.
На оборотной стороне фотографии надпись (тушь), частично срезанная: "… июля 1916 г…. Катя 5 лет - тётя Ольга Петровна, … 8 лет. Бабушка Ольга…, 7 лет - Надя 4 … Серёжа 6 месяцев".
Справа налево: на руках с сыном Сережей (род. в 1916 ) сидит М.П. Марковская; рядом стоит дочь Ольга (1909 - 1992); сидит у ног на табуреточке дочь Надя (1912 - 1993); рядом, с сумочкой в руках, сидит мать - Симонова Матрёна Алексеевна (урожд. Подгорбунская). Девочка в клетчатом платье - старшая дочь М.П. Марковской - Вера (род. 1907); сидит на перилах дочь Катя (род. 1910); стоит рядом О.П. Гагромонян, сестра М.П. Марковской. Крайний слева - глава семьи Ефим Поликарпович Марковский, железнодорожный мастер (Сведения из семейной хроники, составленные С.А. Беляевой, приложенные к фотографии).
Одеты по моде, бытовавшей в разночинной среде. Марковская (урожд. Симонова) Мария Петровна (1873 - 1957) закончила Томское епархиальное женское училище. Четыре года после окончания, работала в Красноярском епархиальном училище. В 1894 г. уехала в Петербург, где проучилась 2 года на Высших Бестужевских курсах и три года у профессора П.Ф. Лесгафта на "Временных курсах для приготовления руководительниц физических упражнений и игр". После возвращения преподавала в селах Ирбейском, Петрушках, Семеновском, Иланском и др. Енисейской губернии. В Петрушках познакомилась со своим будущем мужем, крестьянским сыном, Е.П. Марковским. Брак был счастливым. Ее сестра (на снимке она есть) - Ольга Петровна Гагромонян ( урожд. Симонова) тоже много лет учительствовала в селах Енисейской губернии.
Поступила из семейного архива С.А. Беляевой (живет в Москве) в 1997 г.
Члены экипажа парохода "Св. Николай"
Фотограф неизвестен.
Г. Красноярск. 1902-1908 гг.
Фотобумага, картон, 18,6х22,8. Подлинник. Количество 1.
Фото обведено золотой рамкой с растительным орнаментом по нижнему краю.
Сильно загрязнено, многочисленные мелкие пятна, следы от влаги, отстало от картона, на краях мелкие повреждения.
Групповой фотопортрет мужчин (14 человек), расположившихся в три ряда. Фас, в рост, сидя. Одеты в рубахи - косоворотки однотонные и в рисунок, у двоих вышитые; большинство в пиджаках. Большая часть экипажа обута в высокие кожаные сапоги со складками по нижнему голенищу. Головной убор у большинства - круглые суконные шапки с отворотами. Крайний справа, во втором ряду, капитан, в суконной тужурке, белой рубашке с глухим сточим воротником; на голове фуражка с двумя кантами над лакированным козырьком и с кокардой - крабом на околыше; обут в ботинки. У стоящего в последнем ряду, второго слева, боцмана, на фуражке по светлой ленте надпись - "Св. Николай". Во втором ряду. в центре, сидит парень с гармоникой. Второй слева, боцман, - Смирнов Степан Иванович.
Среди рабочих провинциальных городов мода на сапоги, в которые заправлялись брюки, была повсеместной. Сапоги с цельными, а не подшитыми головками, ценились особо. Распространены были косоворотки. Сверху надевали пиджаки, полупальто типа бушлата.
Пароход "Св. Николай" был выстроен в 1886 г. и принадлежал А.М. Сибирякову. Курсировал между Красноярском и Минусинском, считался самым быстроходным по тем временам. Команда несла двухсменную вахту (по 12 человек в сутки). Бессменным капитаном парохода с 1907 по 1927 гг. был Николай Феодосьевич Сивков, боцманом с 1902 -1908 гг. - С.И. Смирнов.
Анучин Василий Иванович с семьей
Фотограф неизвестен.
Г. Красноярск. 10 августа 1909 г.
Фотобумага, картон, 24,3х17,3. Подлинник. Количество 1. Серое с тиснением паспорту.
Загрязнена, по нижнему и правому краям следы проколов.
Семейный фотопортрет из трех человек. На ступеньках крыльца сидит мужчина в белом полотняном картузе, кожаной куртке со стоячим воротником и отложными лацканами, высоких кожаных сапогах. Справа женщина в светлой блузе навыпуск с мягким отложным воротником; галстук из широкой темной ленты завязан бантом; светлая в полоску, с редкими бантовыми складками юбка, отстрочена по низу, а также гарнирована застроченными зубцами из того же материала с пуговицами в углах зубцов. Между родителями сидит девочка в клетчатом пальтеце с бархатными воротничком и манжетами, темная косынка с полосатым краем, завязана концами сзади. За сидящими открытый проем двери, в котором стоит женщина. Около двери венский стул.
На обороте прямоугольный штамп Красноярского краевого музея.
В нач. ХХ в. мужская и женская одежда становится более лаконичной. Форма женских блуз простая или с отделками, что зависело от среды и назначения. В моде юбки, облегающие бедра и резко расходящиеся внизу. У мужчин, как и раньше, летом предпочитался белый полотняной картуз. В разночинской среде имели распространение кожаные тужурки.
Анучин Василий Иванович (1875-1941) - этнограф, публицист. В 1891 г. закончил духовное училище; в 1897 г. переехал в Петербург, где закончил археологический институт. Работал в музее антропологии и этнографии. В 1905-1909 гг. участвовал в нескольких экспедициях в Туруханский край. С 1911 г. жил в Красноярске. Входил в партию эсеров, из которой вышел в 1917 г. Работал в различных литературных жанрах: сказки, легенды, очерки, автор ряда этнографических работ (Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т I. М., 1989, с. 95-96.)
Дети из родственных семей Рачковских, Шепетковских, Шнейдер
Фотография Р.И. Аксельрод.
Г. Красноярск. 1890-е гг.
Фотобумага, картон, 14,5х15,6. Подлинник. Количество 1.
Загрязнена, левый верхний угол паспорту утрачен.
На снимке: групповой фотопортрет детей разного возраста, расположившихся в три ряда (всего 10 человек). В центре самая старшая девочка в темном со складчатой юбкой платье с бархатной отделкой на груди и плече, в руках держит открытый альбом. У девочек, на полу слева и у сидящей справа, темные платьица гарнированы светлыми манжетами и воротниками. У пятерых детей одинаковые костюмчики, стилизованные под матросские. Мягкие отложные белые воротнички выпущены поверх. У мальчика (сидящего слева) и девочки (вторая справа) костюмы гарнированы многочисленными светлыми прошивками: на груди, отложных воротниках, рукавах, нагрудных карманах (у мальчика нашиты якоря), краях коротких штанишек и юбки, поясах. Дети в полосатых и темных в резинку чулках; в сапожках на каблуках с застежкой на пуговицы сбоку, туфельки с перепонками (слева). На полу игрушечная лошадка на подставке, раскрытая коробка с лото и карточками. Сняты на фоне фотографического задника с изображением реки с берегами и домиком.
Старшие девочки на снимке (сидят в центре и справа) Мария, Зинаида и Елизавета Шепетковские, дочери городского головы и общественного деятеля Н.А. Шепетковского; в одинаковых с многочисленными светлыми прошивками костюмчиках - Иван и Валентина Рачковские, дети врача П.И. Рачковского, остальные пятеро - Александр, Иван, Евгений, Маргарита (имя одного мальчика не установлено) Шнейдер, дети губернского механика Р.К. Шнейдера. На обороте штамп Красноярского городского музея.
Дети одеты в соответствии с модой своего времени - пестро и разнообразно; деталями и украшениями перегружены костюмчики и платья; используется модный в 1880- 90-е гг. так называемый морской мотив в одежде. Волосы убраны традиционно: у мальчиков и маленьких девочек стрижены в "скобочку", у старших девочек гладко зачесаны спереди и распущены сзади.
Нотариус И.А. Ицын с дочерьми
Фотография А.М. Злобкова.
Г. Красноярск
После 1910 г.
Позитив черно-белый, фотобумага матовая тонкая, паспорту белого цвета с золотистым обрезом. 13х20,8. Подлинник. Количество 1.
Загрязнена, немного выцвела, края потерты.
На переднем плане снимка, на мягком диване сидит мужчина. Он с бородой усами и бакенбардами. Одет в светлый костюм тройку, состоящий из однобортного, с плоско лежащим воротом и отворотами пиджака, жилета с прорезными карманами, небольшим V образным вырезом и цепочкой от карманных часов, прихваченных к пуговице, и брюк прямого кроя. Костюм выполнен из ткани светлого оттенка. Под костюм одета белая рубашка. С двух сторон от него сидят две небольшие одинаково одетые девочки. Темные юбочки, возможно, мягкую складку. Блузы из светлой ткани с высокими стоячими воротниками, длинными рукавами присобранными на широкой манжете. Впереди, по лифу блузы у ворота, и у плечевого шва рукава - мелкие простроченные защипы. По верх блуз одеты большие перелинобразные воротники с пришитым вдоль края кружевным полотном. На ногах остроносые сапоги с застежкой на пуговицы сбоку.
Снимок в фас, мужчина снят ниже колен, девочки в рост сидя.
На снимке Ицын Иосиф Абрамович с дочерьми.
И.А. Ицын - известный нотариус г. Красноярска конца ХIХ первой четверти ХХ вв. Все они одеты согласно существующей моде начала ХХ столетия, когда окончательно утвердилась форма классического английского костюма: свободный пиджак приходит на смену узкому сюртуку. Дети носят одежду из хлопчатобумажных, шерстяных и натуральных шелковых тканей. В моде блузы и юбки.
Групповое фото семьи Якова Михайловича Мамонтова
Неизвестен. Г. Красноярск. 1883 г.
Позитив черно-белый, фотобумага матовая, тонкая, паспорту бежевого цвета. 28,8х23х18,4; 23х18,4; 29,5х23,8. Подлинники. Количество 3.
Фотография загрязнена, пожелтела, края неровно обрезаны, паспорту в пятнах.
На снимке: на фоне декоративного панно, имитирующего фрагмент сада, за небольшим одноопорным с круглой крышкой, столиком разместилась семья красноярского мещанина. На переднем плане, у столика стоят мужчина и женщина. Женщина одета в костюм, состоящий из пышной юбки на кринолине и блузы. Подол юбки обшит высоким складчатым воланом и складкой-оборкой по нижнему краю. Блуза удлиненная, немного приталенная надета по верх юбки. Рукав прямой, гладкий у плеча, завершен небольшой манжетой. Воротник с маленькой стойкой по горловине. Манжеты, воротник, передняя часть и край блузы украшены складчатым воланом. Под ворот и рукава пришито белое кружевное полотно в виде волана. Мужчина одет в темные брюки, длинный сюртук с отложным воротником, белую рубашку и темный галстук. Молодые девушки, что стоят сзади, одеты в светлые платья одного фасона. Лифы, облегающие на корсаже, удлиненные с двумя мыскам и застежкой на мелкие пуговицы спереди. Воротники невысокие стоячие с подшитым белым кружевным воланообразным воротничком. Рукава гладкие от плеча, с небольшим расширением к низу, отделанные гофрированными складками и подшитыми белыми воланами. Юбки с небольшим треном, заложенные складками, расширяющимися к низу и отделанные воланами. Дети поменьше, что сидят рядом и на коленях, одеты в короткие платьица. Юбочки со складками, воротнички отложные, сверху надеты темные фартучки. На всех - короткие кожаные сапожки и светлые чулки. Мальчик, что стоит справа, одет в короткие, до колена, штанишки, белые гольфы и короткие сапожки. Сверху надета небольшая, прямая, немного ниже талии, рубашка с длинным прямым рукавом и застежкой спереди. Под ней - белая рубашка с отложным белым воротничком.
Крестьянская семья из д. Ловатской Канского уезда.
Фотограф неизвестен.
Д. Ловатская. До 1905 г.
Негатив черно-белый, стекло, 16,2х11,7. Оригинал. Количество 1.
Механические повреждения.
Групповой фотопортрет (из 4 человек) крестьянской семьи в праздничной одежде, стоящей на ступеньках крыльца, застланных домоткаными половиками. Фас, в рост. Слева глава семейства в темной рубахе (в горох) на кокетке, с прямым разрезом спереди, на манжетах. В вырез ворота вшит невысокий воротник - стойка. Рубаха сосборена от линии кокетки, длиной чуть выше колен, забрана под кушак. Рубаха дополняется портами; на ногах высокие кожаные сапоги в многочисленными складками по голенищам. Стоящий рядом мальчик отличается в одежде только цветом рубахи и кроем. Стоящие справа женщины одеты в длинные сосборенные юбки, в пестрые кофты свободного покроя, без талии, с застежкой спереди (у пожилой женщины), воротником - стоечкой и длинными рукавами. У женщины помоложе блузка на кокетке; края сборчатых рукавов, воротник-стойка, нижний край блузы гарнированы в два ряда светлой лентой или тесьмой; на голове файшонка, один конец которой лежит на груди, другой закинут за спину. У пожилой женщины поверх юбки запон, набивной фабричный платок концами завязан на затылке.
Кофта свободного покроя ниже пояса, иногда распашная, с длинными рукавами и воротником - стойка называлась матене. Носили их только замужние женщины. Файшонка - черная кружевная косынка с длинными концами, собранная спереди на нитке (Л.В. Беловинский. История русской материальной культуры. М., 1995, с.75). Д. Ловатская Канского уезда насчитывала в 1911 г. 19 дворов, имела хлебо-запасный магазин.
От Ковтуна в 1914 г.
Богатая крестьянская семья из с. Богучанского Енисейского уезда
С. Богучанское. 1911 г.
Фотобумага, картон, 16,3х11,8. Количество 1.
В верхнем левом углу пятна.
Групповой фотопортрет из четырех человек, сидящих на крыльце дома в два ряда. Фас, в рост. Фоном является бревенчатая стена дома с открытой дверью. В первом ряду, слева направо: мальчик в длинной в мелкую крапинку на темном фоне рубахе - косоворотке, подхваченной в талии узким тканым пояском; застежка на три пуговицы; на ногах новые бахилы с длинными голенищами, головкой и задником из сыромятной кожи, с мягкой подошвой, подшитой "варными" нитками, бахилы подвязаны над лодыжками и под коленями. Рядом сидит женщина средних лет в цветастой кофте с широкой оборкой на груди, темном переднике с оборкой по краю, из-под которого виден край длинной юбки в мелкий рисунок. Второй ряд: мужчина средних лет в круглой меховой шапке и армяке с темной опушкой по вороту. Рядом - немолодая женщина в темной кофте с глухим стоячим воротником и застежкой на груди; виден край темной в мелкий рисунок юбки, собранной в складку.
В костюмах женщин прослеживаются черты городской мещанской моды. У той и другой головы непокрыты, что являлось нехарактерным для деревенской среды. Село Богучанское Пинчугской волости Енисейского уезда являлось одним из самых крупных сел в Приангарье по числу дворов и жителей. Находилось на р. Ангаре. В селе имелись начальная школа, врачебный участок, хлебозапасный магазин и т.д. Село являлось местом ссылки. Основную часть населения составляли русские старожилы, сохранившие свой национальный тип.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Группа крестьян д. Ярки Енисейского уезда
Неизвестен.
Д. Ярки. 1911 г.
Фотобумага, картон, 12х16,7 см. Количество 1.
Фотография загрязнена, в середине отошла от картона.
Групповой фотопортрет крестьян (6 человек) разного возраста. Фас, в рост. Сняты около саней, на фоне мельницы с низкой, подпертой жердиной дверью. Одеты в рабочую повседневную одежду: самодельные армяки из шкур мехом внутрь или из домотканины, подпоясаны ремешками (мальчик-подросток опояской). Головные уборы в виде колпаков с меховой оторочкой по краю (у крайнего слева шапка полностью суконная). На шеях домотканые и вязаные шарфы, на руках рукавицы мехом внутрь ; на ногах бахилы, ичиги, подвязанные под коленями и над лодыжками. У подростка и мужчины, стоящих справа, с краю, на бахилы спущены порты. Все крестьяне, кроме подростка и стоящего за ним мужчины, держат во рту самодельные трубки из капа дерева, оправленные в металл.
Фотопортрет хорошо отражает традиционность в повседневной одежде ангарских крестьян. Деревня Ярки или Ярковская Пинчугской волости Енисейского уезда находилась на р. Ангаре. В 1911 г. насчитывала 60 дворов; имелись начальная школа и хлебозапасный магазин. Занятия крестьян были традиционны, как и во всем Приангарье: обработка пашни, скотоводство, охота и рыбная ловля, промыслы.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Урок рукоделия во Владимирском детском приюте.
Фотография Ф.Д. Лухтанской.
Г. Красноярск. К. 1880-х - нач. 1890-х гг.
Фотобумага, картон, 24,1х34. Подлинник. Количество 1. Фирменное кремовое паспорту с золоченой рамкой с геометрическим узором по углам, в нижнем левом уголке название города и фамилия владельца ателье.
Загрязнена, левый верхний уголок паспорту утрачен, остальные потерты; со следами проколов; фотография отклеилась, в центре пожелтение.
Групповой фотопортрет воспитанниц приюта, учительницы рукоделия и двух дам-патронесс. На снимке: большая комната с лепными карнизами и потолком, вытянутыми в длину тремя окнами. В простенках бра с керосиновой лампой и портрет императрицы Марии Федоровны. С потолка спускается подвесная керосиновая лампа под светлым абажуром. На заднем плане, слева, высокий темный резной киот с оглавием и крестом, в центральной углубленной части небольшая икона с лампадой. В комнате много растений. В центре - большой, почти квадратной формы стол, покрытый блестящей клеенкой. На массивных стульях с решетчатыми спинками и сиденьями, длинных скамьях сидят воспитанницы приюта, занятые рукоделием. В руках кусочки тканей, иглы, на столе коробочки с образцами вышивок (?). Справа деревянный длинный стан с пяльцами, натянутым полотном, за которыми одновременно работают две ученицы, чуть дальше - станок - пяльца небольших размеров, на которых занимается вышиванием одна воспитанница. В глубине, ближе к крайнему окну, рукодельничают четыре девочки. Воспитанницы одеты в одинаковые длинные темные платья и белые передники с воротниками - стойками, закрывающими платье спереди и сзади. Слева, у края стола, стоит учительница рукоделия, следящая за работой воспитанниц. Рядом со станком - пяльцами (рассматривает работу) и у двери стоят дамы - патронессы.
15 июля 1848 г. в Красноярске был открыт приют, названный в честь великого князя Владимира Александровича - Владимирским. В этом же году первые 10 девочек были взяты на полное попечение. Приют помещался бесплатно в доме А.П. Голубкова (по ул. Воскресенской и пер. Дубенскому), в 1874 г. (рядом ) под приют пожертвовала дом Т.И. Щеголева, после пожара 1881 г. попечительница приюта Е.П. Кузнецова (на снимке стоит у двери) восстановила здание и на свои деньги пристроила двухэтажный деревянный корпус (здание сохранилось, ул. Ленина). В среднем в приюте воспитывалось до 32 девочек, ежегодно принималось и выпускалось по 6 воспитанниц. Девочек обучали кройке, вязанию, вышивке, стирке, глажению, готовке еды и т.д. По достижении совершеннолетия помещали в хорошие семейства. Стоящая у пялец дама - К.И. Свешникова.
От П.И. Рачковского в 1902 - е гг.
Женщина за книгой. С. Пировское Енисейского уезда.
Фотограф неизвестен.
С. Пировское. 1913 г.
Негатив черно-белый, стекло, 17,7х12,8. Оригинал. Количество 1.
Механические повреждения.
Фотопортрет с изображением одного лица. На снимке: за столом с раскрытой книгой сидит женщина в светлой блузе и полосатом сарафане, на шейном шнуре часы, закрепленные на левой стороне груди. На столе невысокая вазочка с букетом цветов; позади сидящей настенная доска для календаря с рекламой сигар, А. Катык и К?; за край доски закреплен кнопкой листок с расписанием (движения пароходов?). Правее, на стене, литография на паспорту, с изображение сцены, когда саперный капитан Руже де Лиль впервые читает в Страсбурге сочиненную им в 1792 г. "Марсельезу", ставшую гимном буржуазно - освободительного движения. Выше, портрет Л.Н. Толстого в венке из хвойных веток. Справа, внизу, виден край постели, застеленной простыней. По нижнему краю негатива надпись: мама в с. Пировском. 1913 г.
Село Пировское Бельской волости Енисейского уезда считалось одним из крупных сел. Находилось на р. Белой, в 1911 г. насчитывало 179 дворов. Судя по окружающей обстановке: литографии, отображающий один из моментов Французской революции 1792 -1793 гг.; портрету писателя Л.Н. Толстого, отлученного от православной церкви в
1901 г., что взволновало все русское общество; интеллигентному виду самой женщины, можно предположить, что перед нами ссыльнопоселенка по политическим мотивам. Бельская волость, в сравнении с другими, особенно густо была заселена политическими ссыльными.
Из старых поступлений.
Фрагмент кабинета в доме красноярского врача Иннокентия Ивановича Кускова
Неизвестен.
Г. Красноярск.Конец 90-х ХIХ века.
Позитив черно-белый, фотобумага тонкая, глянцевая, 12,9х18. Подлинник. Количество 1.
Фото загрязнено, уголки слева оторваны, по вертикали два круглых рваных прокола.
На снимке: фрагмент гостиной комнаты в доме красноярского врача.
На переднем плане стоит диван с высокой спинкой, которая завершается деревянной полочкой. В спинке дивана три вставные, обтянутые тканью с рисунком (орнамент растительный) подушки. Подлокотники в виде цилиндра, обтянутые тканью, по лицевой стороне присборенной в центре с одетым сверху кольцом в виде маски, выполненной из металла. Сиденье мягкое, обтянутое тканью с рисунком. Рисунок выполнен светлыми нитями по темному фону. На полке дивана стоят: подсвечник, рамки с фотографиями, кальян.
На заднем плане угловой разворот стены оклеенной обоями в цветочек. Над диваном висит картина в резной раме. С обеих сторон от нее портреты, (слева - Белинского), а ниже висят несколько рамочек с фотографиями.
Слева, на стене висит групповой фотопортрет в раме, под ней календарь и саше с бумагами. Под ними стоит стул с высокой резной спинкой и резными ножками. Спинка сидения прямоугольной формы, мягкая обтянутая кожей. Такой же стул стоит слева от дивана. В углу стоит небольшой круглый одноопорный столик. На столике стопкой лежат книги, альбомы, газеты, коробка и стоит сумочка с небольшой ручкой.
На диване, облокотившись на мягкую подушку и подлокотник, сидит мужчина; волосы волнистые, зачесаны назад с бородкой (средних размеров) и усами, одетый в темный костюм. В одной руке держит сигарету, в другой - газету.
На обороте штамп прямоугольной формы "Красноярский краевой музей". Снимок сделан в фас, с небольшого расстояния и небольшим охватом пространства комнаты, что дает частичное представление о внутреннем убранстве жилья конца ХIХ века.
На снимке Красноярский окружной сельский врач Иннокентий Иванович Кусков, сын золотопромышленника, общественный деятель и меценат
г. Красноярска .конца ХIХ - начала ХХ веков. Его отец занимался золотопромышленностью. Об обеспеченности свидетельствует достаточно богатая обстановка в доме.
От Анны Александровны Кусковой (жены врача Кускова) в 1922 г.
Часть гостиной комнаты в доме Евдокии Петровны Кузнецовой
Неизвестен.
Г. Красноярск, 90-е годы ХIХ века.
Позитив черно-белый, фотобумага тонкая, глянцевая, 12,4х17,1. Подлинник. Количество 1.
Фото загрязнено, пожелтело, кое-где небольшие горизонтальные следы от заломов, по краям разрывы и трещины. Кроме нижнего угла справа, все углы оторваны и утрачены. Идет разрушение глянцевого покрытия фотографии.
На передней части снимка: широкий дверной проем входа во вторую половину гостиной комнаты. Обе половины комнаты оклеены обоями с рисунком, орнамент рисунка растительный.
Комната обставлена разно стилевой мебелью (стилевой плюрализм). В центре, у стены, стоит диван с мягкой обивкой. К нему справа, приставлен легкий прямоугольный столик - подставка на точеных ножках, а слева, многоугольный, покрытый тяжелой скатертью с рисунком, одноопорный стол с резными, причудливой формы ножками.
Справа видна резная инкрустированная спинка стула.
На стене в рамках портреты. Рамы прямоугольные и овальные с профилированной резьбой, некоторые из них украшены накладной пропильной резьбой. На подставке в большой керамической вазе стоят цветы.
На диване разбросаны небольшие вышитые и гобеленовые подушки, по краю украшенные цветным сутажом с кисточками. Среди них в углу сидит женщина в длинной юбке и блузе с отложным воротником, застежкой спереди на пуговицы. Рукав длинный, облегающий.
Снимок сделан с противоположного угла комнаты под углом направо.
Появление фабричной мебели во II пол. ХIХ в. способствует наводнению рынка предметами массового производства. На территории губернии не было специализированных фабрик по производству мебели. Дорогая корпусная мебель привозилась купцами, золотопромышленниками, чиновниками из европейской части России или из-за границы. Были отдельные мастера, изготовлявшие простую добротную мебель на заказ. Но их изделиями пользовались менее состоятельные слои населения.
На снимке гостиная Кузнецовой Евдокии Петровны (см. снимок, сидит на диване) дочери золотопромышленника П.И. Кузнецова. В ее доме находилась дорогая мебель, известных зарубежных фабрик. Известный исследователь Джордж Кеннан, посетивших дом Кузнецовых писал о нем следующее: "…изящная мебель, старинный фарфор, слоновая кость и тысячи расставленных безделушек… картины известных русских, французских и английских художников украшали стены…"*
Д. Кес. Стили Мебели. Издательство Академии наук Венгрии. Будапешт,
1979 г. стр. 198.
* Д. Кеннан. Сибирь. Санкт-Петербург, 1906 г. Стр.176-177.
В кабинете за чаем
Фотограф неизвестен.
Г. Красноярск, 1920-1911 гг.
Позитив черно-белый, фотобумага тонкая, матовая, 8,8х11,8. Подлинник. Количество 1.
Фото загрязнено, по краям начала желтеть, сильно потрепаны края, углы все оторваны и утрачены, следы заломов по верхнему правому углу.
На снимке: фрагмент кабинета. На переднем плане расположен письменный стол, покрытый белой скатертью. На столе стоит самовар, настольная керосиновая лампа под плафоном- абажуром и все необходимое для чая: стаканы, сахарница, молочник, пакеты с заваркой. Слева от стола, на диване (обитым кожей?) с мягкой спинкой, украшенной резным деревом, сидят мужчина и женщина. Мужчина с усами, небольшой бородкой, одетый в рубашку косоворотку на выпуск поверх темных брюк, опоясанную ремнем. За ним сидит женщина, волосы зачесаны назад, одета в темную блузу (или платье) с длинным рукавом и воротничком "стойка".
Рядом с диваном стоит стул с резной спинкой. Над диваном, ближе к окну, висит зеркало в раме. На заднем плане окно со шторой - ламбрекеном прозрачного цвета с белым рисунком, орнамент растительный - цветы. У окна справа стоит этажерка с глухим низом и полками сверху, на которых лежат книги, стоят: фото, часы и высокая вазочка под цветы.
Снимок сделан с противоположного угла комнаты, с небольшого расстояния и небольшим охватом жилого помещения.
За столом сидят супруги Монюшко Дмитрий Владимирович и его жена Валентина Иннокентьевна, в девичестве Чуринова. Ее отец Чуринов сопровождал генерала Невельского в кругосветном путешествии. Сидящие одеты согласно моде первой четверти ХХ века. Интерьер дома несколько хаотичен: разного рисунка обои на стенах не сочетаются с общим оформлением комнаты; мебель сборная: от фабричной - стол, диван, стулья, до самодельной - этажерка.
Из аннотации к диску:
"В фондах Красноярского краевого краеведческого музея хранится большая коллекция фотодокументов, характеризующая историю Енисейской губернии. Из 5000 фотографий было отобрано 500 оригиналов и репродукций. В каталог вошли фотоснимки почти всех красноярских фотоателье, в том числе самой первой Г.Х. Кеппеля, а также А.М. Злобкова, Ф. М. Лухтанской, Р.И. Аксельрод, М.Б. Аксельрода, Л.Ю. Вонаго.
Отобранные фотоматериалы систематизированы по пяти разделам каталога:
1. Виды жилых построек (отдельные дома, улицы городов и сел, дворы, усадьбы);
2. Интерьеры жилых домов купцов, чиновников, крестьян;
3. Одежда горожан, крестьян, чиновников, духовенства, военных;
4. Занятия жителей Енисейской губернии (земледелие, скотоводство, ткачество, обработка дерева, охота и другие промыслы);
5. Отдых, развлечения (дачи, курорты, праздники, музеи, выставки, игры, обряды); события.
В каталоге представлен облик городов: Красноярска, Енисейска,
Минусинска, Канска и их окрестностей.
Более широко представлены г. Красноярск, курорт озера Шира, Ангарская экспедиция, Знаменский стекольный завод....
Ссылку на скачку я выше дала.
Я вообще-то даже больше хотела фотографий запостить, а не получилось, говорят: ошибка, мол, пост слишком велик. Чегой-то я не сталкивалась раньше с таким. Правда что ль велик? У некоторых и по-боле видала - и ничего, живут.