(переношу сюда из ФБ, 4 февраля, концерт Гидеона Кремера)
Прекрасный концерт был вчера. Гидон Кремер приезжает в Торонто раз в 2-3 года, и я стараюсь его концерты не пропускать.
Как правило, наряду с "привычными" произведениями, которые практически у всех на слуху, он исполняет таких авторов, которых играют редко если вообще, и больше их услышать негде. А музыка-то прекрасная. Да еще и исполненная таким мастером как Кремер.
В первом отделении это были эстонский композитор Арве Пярт и Мечислав Вайнберг. И если Арве Пярт вполне известное имя, то имя Мечислава Вайнберга было для меня новым. Его жизнь и творчество потребуют, наверное, отдельного поста.Короче, совершенно прекрасное первое отделение.
И второе отделение - Чайковский, Мусоргский. Все очень знакомо. Но в этот раз оказалось, что "Картинки с выставки" Мусоргского были дополнены видеорядом.
На большом экране позади сцены параллельно музыке шли картины Максима Кантора. Я не слышала этого имени раньше.
И как только я увидела эти картины, то стало понятно, почему все пьесы второго отделения исполнялись без перерыва между ними: все отделение было - отдельным"произведением", составленным из разных пьес. Картины эти, внезапно появившиеся на большом экране в зале, наполненном такими знакомыми звуками "Картинок с выставки", производили ощущение шока. Лично у меня были ассоциации с "Каприччос" Гойи. Только "Каприччос" были - об Испании и дьяволе в человеке. А картины Кантора - о том как этот дьявол возродился в наши дни. Все то же самое: суеверие, ненасытное стремление к власти, тупость и невежество, приводящее к власти паразитов и деспотов. Настоящее современное "Сон Разума рождает чудовищ". И знакомые с детства "Картинки с выставки" зазвучали совершенно иначе - совершенно современно. В-общем, на то она и классика - на все времена.
В современной жизни проецировать картины и музыку вчерашнего концерта в принципе можно сейчас на (почти) любую страну. Такое время.
Но закончил концерт Гидон Кремер совершенно пронзительным исполнением небольшой прекрасной и печальной серенады украинского композитора Валентина Сильвестрова.
Луч прожектора высвечивал на сцене фигуру седого маэстро, а по экрану позади плыли слова "In memoria of innocent people killed by Russian regime - journalists, writers, cameramen, civilians"
И когда последняя щемящая нота растаяла в полной тишине эта тишина еще длилась несколько мгновений, после чего зал взорвался аплодисментами и "браво!"
Совершенно потрясающий концерт.