Об учебе в Стэнфорде

Oct 07, 2012 23:58

До совсем неучебных постов пока руки не доходят, но все же пора написать кое-что менее научное, чем отчеты о семинарах :-) Точнее, хочу сейчас написать о своих однокурсниках и об экзаменах в Стэнфорде.

1. Когда я думал о том, каким будет национальный состав курса, предполагал, что бОльшую часть курса (где-то процентов 50-60) будут составлять американцы, но на деле все оказалось гораздо интереснее. Из 33 человек у нас только 6 или 7 американцев (в смысле тех, кто родился в США), все остальные - иностранцы. Кроме Америки и России, представлены Италия, Франция, Ирландия, Финляндия, Испания Каталония, Босния, Турция, Израиль, Южная Корея, Китай, Япония, Вьетнам, Сингапур/Индия, Мексика, Чили и Бразилия (кажется, никого на забыл). Уж не знаю, какие именно факторы приводят к такой низкой доле американцев и такому национальному разнообразию, но находиться в таком коллективе мне очень нравится, как минимум потому что никто не чувствует себя чужим, потому что интересно узнавать культуру других стран... и потому что есть с кем играть в "нормальный" футбол (американцы его не очень уважают, а вот европейцы и южноамериканцы очень любят).

2. В Стэнфорде действует очень интересная система проведения экзаменов. Кто-то из моих читателей наверняка о ней (или о подобных ей) уже знает, а для кого-то то, что я сейчас напишу, вероятно, станет сюрпризом.

Как знают все студенты, одна из вечно встающих перед профессорами (да и перед университетами в целом) проблем - это борьба с нарушениями академической этики, в частности, борьба со списыванием на экзаменах. В России она традиционно ведется при помощи внимательного контроля за студентами во время экзамена, поэтому экзамены часто превращаются в игру "кто кого перехитрит": студенты стараются незаметно списать, а преподаватели стараются это дело заметить.

В РЭШ, надо заметить, я такого не замечал, но отсутствие списывания в РЭШ достигается тоже в значительной степени за счет внимательного контроля и жестких санкций за списывание. Кодекс Чести, который мы подписывали в начале учебы, играл скорее формальную роль: от контроля за проведением экзаменов Школа не отказывается (исключением был только "домашний" экзамен по экономике общественного сектора, который проводился в таком формате в виде исключения-экспеимента).

В Стэнфорде же (как минимум в аспирантуре факультета экономики) дело обстоит совершенно по-другому. Студенты тоже подписывают Кодекс Чести, но он не "односторонний", а "двусторонний": включает не только обязательство студентов не списывать, но и обещание профессоров доверять студентам, а именно не контролировать проведение экзамена.

На деле это выглядит так: профессора или административные сотрудники раздают задания студентам, сообщают время окончания экзамена и покидают аудиторию, оставляю студентов одних. Иногда профессора заглядывают в аудиторию, чтобы ответить на вопросы, но происходит это редко. Более того, студенты могут покидать аудиторию, ходить по факультету (не только в туалеты, но и в офисы профессоров, если есть срочные вопросы), звонить профессорам по телефону, если надо задать вопрос, а профессора нет на месте. При этом, повторюсь, за студентами никто не следит. Точнее, в аудитории студенты обязаны следить друг за другом и сообщать о фактах списывания профессорам (хотя я не замечал, чтобы кто-то внимательно следил за другими: каждый занят решением своего экзамена), а если ты из аудитории выходить, то за тобой не следит вообще никто. Соответственно, только ты сам отвечаешь за то, что будешь вести себя честно и не будешь искать в интернете ответ на экзаменационный вопрос или звонить другу, делая при этом вид, что звонишь профессору.

Понятно, что такое равновесие возможно только при сильных и действенных угрозах вне равновесного пути (т.е. жестких, вплоть до отчисления, наказаниях за списывание), но мне такое равновесие нравится: интересно и даже забавно писать экзамен, когда за тобой никто не следит, и приятно видеть доверие к студентам со стороны профессоров и уважение к профессорам и к однокурсникам со стороны студентов :-)

stanford, phd, учеба

Previous post Next post
Up