Оригинал взят у
a_dyukov в
О воспитании Читая вчера статью про публичное убийство жирафа в Копенгагене, понял, что одна из фотографий убийства что-то мне чрезвычайно напоминает.
Вспоминать долго не пришлось. Вот, смотрите.
Что-то чрезвычайно схожее есть в этих двух фотографиях: причины, по которой собрались люди (посмотреть на убийство), большое количество количество фотоаппаратов/айфонов в толпе и то, что смотреть на убийство привели детей.
И еще один момент, который царапнул меня в истории с убийством жирафа - объяснение убийцами причин своих действий. Оказывается, жирафа нужно было убить потому, что у него неправильные гены. То есть это не просто публичное убийство на глазах у детей; это еще и внушение, что за неправильные гены животных не просто можно, но и должно убивать. А от убийства животного с неправильными генами до убийства расчеловеченного "другого" (чьи гены неправильны по определению) - путь, проходимый быстро.
Тем более, что нынешний случай - не случайность.
Кровавые шоу типа «кормление льва живностью» начались в зоопарке Копенгагена, наверное, лет десять назад, что совпало по времени с приходом к власти в Дании правительства либералов (при поддержке националистов) и общей волной брутализации мировой политики после падения башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
Странный на первый взгляд симбиоз расистов-националистов и экономических либералов оказался в тогдашней Европе не только тактическим, но и вполне себе идейным союзом: «побеждает сильнейший», «жизнь - жестокая вещь», «человек по природе волк», «государство вам ничего не должно» и т.д. Этот комплекс представлений, осторожно отсылавший к этике нацизма, исподволь получил выражение в столь странных «воспитательных» формах, как кровавые шоу в копенгагенском и других европейских зоопарках: «знакомство с реальной жизнью» для самых маленьких - и их родителей, то есть потенциального электората.
Таким образом, есть четкая политическая референция у подобных акций. Нетрудно понять, электорат каких именно партий и движений является любителями подобных шоу и готов показывать их своим детям. Воспитывающая функция таких зрелищ для взрослых также вполне очевидна...
Но вот более интересен психологический эксперимент: человек, который любил ребенком наблюдать в зоопарке, как лев разрывает живьем и пожирает по частям козочку или как дяди казнят любимого жирафенка «за неправильные гены» (здесь нет никакого намека на нацизм, конечно же), хотя могли бы легко продать его в частный зоопарк, испытает ли такой человек, став взрослым, какое-либо чувство сострадания, наблюдая, как пытают и казнят без суда какого-нибудь там отвратительного Каддафи?
Да и вообще будет ли такой человек протестовать по нравственным причинам против войны или любой бессмысленной бойни чужих и чуждых ему людей - от Египта и Сирии до Ирака и Афганистана? Или же ему просто интересно будет понаблюдать за процессом, чтобы узнать из любопытства, чем всё это кончится?
Такое вот «воспитание» стоит многого, согласитесь.