Казаки о России, казаках и «самостийности». Цитаты казаков

Mar 02, 2010 22:29

         из статьи А.П.Богаевского

=  =  =

Донской Атаман, Генерал Краснов:

«Большевики словами Троцкого объявили жестокую войну казакам. С февраля 1918 года и по сей день не прекращается ежедневное истребление казаков. На войне, ссылкою на голодную смерть в северные губернии на тяжелые работы, расстрелами по несколько сот человек обманутых французами казаков, возвращающихся на Дон, приканчивают большевики с казаками. Тут уже нет никакого закона, права или правды - казаки просто избиваются, как русские люди, не желавшие забывать ни своей русской крови, ни святой православной веры. И, если владычество большевиков продолжится еще, в России не останется ничего казачьего».

=  =  =

Донской казак Николай Туроверов :

«Без России и вне России у казачества не было, нет и не может быть дорог!»

=  =  =

Часто можно услышать от самостийников о тяжкой жизни казаков при царях. В качестве примера они приводят иногда казаков-некрасовцев. Но лучше почитать не интерпретации «казакийцев», а  версию САМИХ некрасовцев:

Из письма казаков-некрасовцев атаману Богаевскому (1921г.)

«Вы пишете, что наши деды покинули родную Россию, уходя от преследований жестокой власти. Мы считаем долгом заявить, что всякую власть, законно поставленную, мы считаем от Бога и жестокостей от нея в России не знали, а ушли от обид своих же братьев казаков, не согласных с нами в церковных упованиях и в большинстве не сочувствовавших нашим взглядам, последнее и заставило наших отцов уйдти от зла в сотворение благого. И вот уже свыше двухсот лет мы находим приют в Турции и, живя здесь, сохранив все искания наши, обычаи и веру, продолжаем быть верными сынами церкви Христовой и возносить до днесь молитвы о Русском Царе, моля Всевышнего о скорейшей кончине лета междуцарствия.

..............................................................................................................

Да хранит вас и войско Донское Христос Спаситель и да ниспошлет Он России Держаного Венценосца, могущаго умиротворить и внедрить правду и порядок на Святой Руси».

=  =  =

Донской Атаман, Генерал Краснов:

«Как-то, в начале августа, зашли ко мне в сел. Тростенец командиры полков и сказали:

- Не можете ли вы. Ваше Превосходительство, рассказать казакам о казачьих войсках, их географическом положении, их соотношении с Россией?

-А что?

- Да среди молодежи упорно сидит мечта о создании отдельного общеказачьего государства, независимого от России, управляемого своими атаманами, со своим старшим атаманом пли советом атаманов.

- Да вы сами-то как же об этом думаете?

- Понимаем, что это невозможно... А только хорошо бы это было. Потому что, если эта пакость будет продолжаться, погибнет Россия, погибнем и мы с нею. А так, может быть, своею казачьею республикою и устоим.

- Хорошо, - сказал я.

На 9 августа в земледельческом училище, в обширном рекреационном зале, я назначил сообщение. Казаков собралось, как никогда, много. Я повесил карту Российской Империи, нарисовал на классной доске маленькими квадратами, треугольниками, линиями и точками все одиннадцать казачьих войск, рассказал историю их образования, указал на то, что более или менее компактную массу представляют только три войска: Донское, Кубанское и Терское, а остальные не только отделены друг от друга тысячами верст, но и самые казачьи станицы разбросаны маленькими вкрапинами среди неказачьего населения. В Донском войске казаки составляют всего 60%, в Кубанском и того меньше. При таких условиях жить казакам возможно только в полной дружбе с Россией, и ни о какой «самостийности» думать не приходится. Хмурые расходились казаки. Я подошел к группе уманцев, разумных, твердых казаков, хохлов.

- Что же нам делать остается, господин генерал, - сказал мне один из них. - Не иначе, как пропадать всему казачеству приходится.

- Не надо было так возмущаться на старый режим, - сказал я. - При Государе Императоре неплохо вам жилось. Заботились о вас и ваши права охраняли».

=  =  =

Донской Атаман, Генерал Каледин:

«Россия должна быть единой. Всяким сепаратным стремлениям должен быть поставлен предел в самом зародыше».

=  =  =

Донской Атаман, Генерал Краснов:

«Наверху были мысли сплотиться. Комиссар временного правительства Кавказской армии, член Государственной думы В.А. Харламов носился с созданием Юго-Восточного союза из казачьих войск и Кавказа. Прилипали к этой идее подозрительные интеллигенты, вчерашние аферисты, метрдотели московских ресторанов, чувствовавшие власть и наживу, подписывали соглашения держаться твердо и нерушимо, спорили о федерации и конфедерации, неясно понимая самые слова, а в Новочеркасске уже сидел за одним столом с честнейшим Калединым, генералом от кавалерии и Георгиевским кавалером, хмельной казак Подтелков из офицерских вестовых Л.-Гв. 6-й Донской Его Величества батареи, вчера носивший дрова на кухню своему «пану», стучал кулаком по столу и требовал от атамана признания власти «совета», образовавшегося в станице Каменской.

Застрелился Каледин, не вынеся борьбы с пустою болтовней. Гибли дети, защищая честь отцов своих, красились в защитный цвет беспартийности отцы и уже «шли державным шагом» в Новочеркасск матросы и красногвардейцы приводить казаков в советскую веру».

=  =  =

Позиция славного кубанца Шкуро в отношении России и самостийников:

После Покровского выступил я, встреченный криками «ура» и бурными овациями Рады. Взволнованный и возбужденный горячим приемом, я сказал речь, проводя ту же мысль, что и Покровский, но выразил ее в более мягкой формулировке. Я кончил свою речь здравицей за главкома, за Кубанское войско, казачество и Россию.

.....................................................................................................................................................

Рябовол просил меня выставить мою кандидатуру в атаманы.

- Вы природный казак, и на вас вся наша надежда. Поддержите нас, - убеждал он меня, но я решительно отклонил это предложение, ссылаясь на то, что еще молод для такого поста, неопытен в политике, а кроме того, враг сепаратистских тенденций левых элементов Рады и сторонник Великой России.

Шкуро.

=  =  =

Воспоминания Шкуро о том, как воспринимали себя потомки запорожских казаков:

Сепаратистских идеалов Петлюры они совершенно не разделяли и вообще не интересовались им, считая его чем-то вроде чудака, психопата.

-        Какие мы украинцы, мы русские, - заявляли они, - только мы - казаки.

Дело в том, что левобережные хохлы - прямые потомки запорожцев - гордились своим прозвищем «казаки» и мечтали о восстановлении запорожского казачества.

(А. Г. Шкуро. Записки белого партизана)

Примечательно, что потомки запорожцев не видели никакого противоречия в том, что они и казаки, и русские. Такая двойная идентификация очевидно не смущала и Шкуро. А вот современные казакийцы почему-то ставят вопрос в разрезе ИЛИ-ИЛИ, будто казаки это не русские.

=  =  =

Донской Атаман, Генерал Краснов:

«С моим уходом юго-восточный союз осуществился, явился и верховный круг с председателем В.А. Харламовым, и казаки сдали последние позиции под Новороссийском и войска казачьи, и самостийные, и не самостийные, были стерты с лица земли.

...................................................................................................

Казаки, мечтавшие иметь свою армию, служат в красной советской коннице и вместо казачьих дивизий числятся в номерных кавалерийских дивизиях.

Чаша унижения допита до конца.

....................................................................................................

Третий интернационал методично приканчивает свою главную работу: уничтожает казачество, без малого четыреста лет служившего опорой России и ее Государям».

=  =  =

Донской Атаман, Генерал Краснов:

«Никогда казаки не поднимались против своей матери - России, не поднимутся и теперь. Говорить о казачьей «самостийности» - это делать дело Кондратия Булавина, учить казаков бунту, вести их прямой дорогою к «...среди поля хоромам высоким, что двумя: ли столбами с перекладиной».

Вне России казакам не быть».

=  =  =

Последние слова Атамана Донских Казаков, П.Н. Краснова, своего рода завещание племяннику Николаю (который прошел 10 лет лагерей после Лиенца...). Эти слова во многом помогают понять осмысление Красновым всего его жизненного пути, его борьбы, его выборов во время и после Гражданской войны:

«...Горькая правда всегда дороже сладкой лжи. Достаточно было самовосхваления и самообмана, самоутешения, которыми все время болела наша эмиграция. Видишь, куда нас всех привел страх заглянуть истине в глаза и признаться в своих заблуждениях и ошибках? Мы всегда переоценивали свои силы и недооценивали врага. Если было бы наоборот - не так бы теперь кончали жизнь...

Что бы ни случилось - не смей ненавидеть Россию. Не она, не русский народ - виновники всеобщих страданий. Не в нем, не в народе лежит причина всех несчастий. Измена была. Крамола была. Недостаточно любили свою родину те, кто первыми должны были ее любить и защищать. Сверху все это началось, Николай. От тех, кто стоял между престолом и ширью народной... Россия была и будет. Может быть, не та, не в боярском наряде, а в сермяге и в лаптях, но она не умрет. Можно уничтожить миллионы людей, но им на смену народятся новые. Народ не вымрет. Все переменится, когда придут сроки. Не вечо же будут жить Сталин и сталины. Умрут они, и настанут многие перемены... Воскресение России будет совершаться постепенно. Не сразу. Такое громадное тело не может выздороветь сразу...».

=  =  =

Клич атамана Дутова

Громко и властно гудит вечевой колокол казачества. С далекого Дона несется звон его.

Старший брат! Твой набат услышали сыны Урала, они давно ждали его. Они бьются уже второй год за великую Мать Россию и вольную казачью волюшку.

Гребенцы, сунженцы, лабинцы, черноморцы, весь бурный Терек и славная Кубань снова заняли свои сторожевые вышки и зорко оберегают Русь.

Иртыш, вспоминая прошлое, послал потомков Ермака укреплять русскую государственность.

А набат все сильнее и сильнее и звуки его все шире плывут в воздухе.
Вот они докатились и до Амура и Байкала, радостно отозвались в сердцах казаков, и грозные полки растут и растут.

А набат все гудит.

Далекая Уссури потянулась и, заслышав родные звуки, встрепенулась и слилась в общем течении.

А набат звучит...

Тихое Семиречье, притиснутое к Китаю, тянет руки свои к родным братьям и радуется скорой выручке, заслышав призывные звуки.

Астрахань бьется в судорогам, но радостный звон казачьего колокола окрыляет сынов Волги.

А набат все громче и громче...

Бейте и вы, родные станичники в свои вечевые колокола, бейте и вы в набат в своих станицах.

Зажигайте вехи сигнальные...

Встало все казачество, встало твердо, и нет ему конца.

От Черного моря до берегов Океана грозно двигаются полки. Стальные пики, как леса, колышутся.

Радуется стар-казак, легко умирать ему, видя дружбу и .мощь казачью, видя, что дети не посрамили седины его н помнят былую славу.

Радуется и млад-казак, что привел Бог принять участие в защите вольности казачьей и отблагодарить Кормилицу Русь за ее заботы.

Становись, казак, плотнее.

Пусть красный, малиновый, синий и желтый лампасы покажут всему миру, что жив еще казак, живо его огненное сердце, жив дух, и быстро течет его свободная кровь, и нет силы свалить эту вековую общину.

На крови и костях предков своих. вольных охоче-комонных людей, создались казачьи гнезда

Вечно свободные, чуждые козни, казачьи общины всегда стоят за право государственное. Да и не может свободный вечно казак допускать разнузданность, предательство и продажу Родины своей.

Казак был и есть верный сын Родины и любит ее больше жизни своей.

А набат все гудит н гудит.

И снимает старый казак со стены свою дедовскую шашку, выезжает на защиту Руси православной.

И преклоняются пред сединой казачьей буйные головы молодежи, и затихает их веселый смех.

Слава тебе. Тихий Дон; слава буйному Тереку; слава красивой Кубани; слава вольному Уралу; слава старому Иртышу; слава студеному Байкалу; слава Амуру и Уссури.

Вольные станичники слышат набат, и звуки его радостны им.

Русь великая, Русь тихая, сермяжная, Русь православная; слышишь ли ты набат казачий. Очнись, родная, и ударь в своем старом Кремле - Москве во все колокола, и твой набат будет слышен повсюду.

Сбрось, великий народ, ярмо чужеземное, немецкое.

И сольются звуки вечевых казачьих колоколов с твоим Кремлевским перезвоном, и Русь великая, Русь православная будет нераздельной.

Бей в набат, русский народ, бей сильнее, зови сынов своих, и будем все мы дружны за Русь святую...

Газета "Русский Восток" (Чита),

№ 19, 30 (17) января 1919 года.

Печатается по альманаху "Казачий круг"

№1 1991год

белая гвардия

Previous post Next post
Up