Терапия - это рисковый процесс для обеих сторон. Как и в любом общении мы можем задеть или обидеть друг друга даже тогда, когда изо всех сил стараемся этого не делать. К сожалению психика настроена так тонко, что гарантировать результат терапии (под которым клиенты обычно подозревают некие изменения) невозможно. Получается, что начиная терапию, клиент каждый раз рискует своими деньгами. А что же терапевт? Терапевт рискует своим отношением к себе. Не помочь клиенту - это большой страх для терапевта. Когда такое происходит, мы теряем устойчивость, появляются глобальные сомнения "а гожусь ли я для этой профессии?", «могу ли я справиться с этой работой?». Научиться восстанавливать свою устойчивость и преодолевать такие сомнения - это важная задача для терапевтов.
А есть ли что-то, что мы можем гарантировать клиенту? Мне кажется, что терапевт может помочь клиенту увидеть свой процесс. Процесс общения с другими или обхождения с самим собой. Как я-клиент это делаю. А вот дальше начинается область неизвестного: захочет ли клиент что-то менять, сможет ли ...
На своем вебинаре "Агрессия для психологов" я рассказываю о том, как устроен процесс родителей, которые срываются на своих детей. С надеждой, что это придаст устойчивости терапевтам в работе с такими клиентами. Вот что говорят об этом участники:
Инна
Аня, большое спасибо за вебинар! Открытий для меня было более чем достаточно, начиная от наконец-то ясного и понятного для меня определения, что же такое агрессия, до полного разбора основных трудностей психотерапевта, работающего с агрессией клиента. Но обо всем по порядку.
Во-первых, хочется отметить стройную структуру вебинара. Тема агрессии последовательно раскрывается от простого к сложному, но это сложное в конце вебинара сведено в такую понятную таблицу, что просто ВАУ))) Во-вторых, очень импонирует обращение и внимание именно к той глубине процесса клиента, на которой существует его проблема агрессии: от элементарного отсутствия навыков ее выражения (что проще всего поправить) - до травматической реакции (и здесь нужна специальная подготовка терапевта). В-третьих, чудесная схема Гордона Ньюфелда о движении психической энергии от фрустрации к агрессии расставляет последние точки над i и наглядно показывает, что у этого движения могут быть и другие выходы.
Есть темы, которые мне особенно откликнулись: стало яснее про контрперенос; очень полезным для меня был взгляд на сессию в контексте взаимодействия трех участников - терапевт, клиент, содержание; не менее полезным был подробный разбор трех блокирующих процесс клиента эмоций - страха, вины и стыда.
Ну а самое главное - спасибо, Аня, что так щедро делишься своим терапевтическим опытом. Особенно запомнилось о том, как иногда полезно бывает обсудить с клиентом ход терапии, его ожидания, его возможное недовольство - и все это для того, чтобы докопаться-таки до фрустрации и сделать терапию более эффективной. Спасибо, что заражаешь своим мужеством)))
Ирина:
Аня, твои тренинги и вебинары для психологов полезны мне тем, что на них я учусь находить свой «средний путь». Сейчас поясню, что имею в виду. Еще на твоем первом очном сентябрьском тренинге я прихватила словечко «не вибрировать», оно мне нравится за точность, потому что емко описывает непростой процесс, и очень пригождается в работе. Тогда ты отвечала на вопрос, как маме вести себя, когда ребенок в истерике или в агрессии, - отвечала, что очень важно оставаться в контакте с ним и как раз «не вибрировать», то есть оставаться чувствительной, чувствующей и спокойной одновременно (а не заставлять себя быть спокойной насильно, не сдерживать напряжением свои сильные чувства и от этого мотаться между окаменением и паникой или злостью) - вот это и есть для меня тот самый средний путь, который нужен не только родителям, но и терапевтам.
Ко мне обычно не приходят с запросами о взаимоотношениях с детьми, но все мы родом из детства, и тут очень может пригодиться теория привязанности Ньюфелда, с которой ты знакомишь слушателей, и то, как ты разворачиваешь его фрустрационную теорию агрессии в своем авторском ракурсе - через блокирующие факторы.
В твоих вебинарах об агрессии я нашла много про себя и про клиентов - стали понятнее наши человеческие реакции, их истоки (мне особенно было важно про изменения, тщетность, травматическую автоматическую реакцию и про блокировку навыков), и почерпнула много информации про то, как устроен процесс между нами.
А еще мне очень нравится, не только ЧТО ты говоришь (информация), но и КАК ты говоришь - всею собой являешь это чудесное состояние - оставаться живой и спокойной :)
В общем, учусь у тебя «не вибрировать», оставаться в контакте, не проваливаться в травматические реакции, держать в фокусе несколько вещей одновременно, смешивать чувства и многому другому.
Было очень интересно, полезно и приятно общаться на твоих вебинарах, спасибо!
Стоимость 6-часовой записи вебинара 1000 рублей. Пожалуйста, если Вам интересно, пишите мне на почту anja-genesis@yandex.ru, я расскажу как можно запись получить.
Буду признательна за распространение информации об этом.