Представьте, что вы пришли в больницу: например, с подозрением на желтуху.
-У меня тошнота,- говорите вы врачу, - и в боку болит. Вот тут, справа.
-Ну и чего вы хотите? - спрашивает врач.
-Хочу, чтобы вы меня осмотрели...
-Считайте, что я вас уже осмотрел! -говорит он, берет вашу медицинскую карту и пишет: здоров.
-Доктор,- говорите вы,- как же так! У меня же кожа желтая.
-Это весенний загар,- объясняет доктор.
-А глаза? Глаза тоже загорели? Белки ведь как лимоны!
-Белки как белки, -говорит доктор. -И вообще, чего вам от меня надо?
-Мне надо, чтобы вы взяли анализы, сделали исследование крови...
-Вы читать умеете?- сердится доктор и тычет пальцем в карту. -Вот тут русским языком написано sanat est: здоров!
-Доктор, а как же клятва Гиппократа?- восклицаете вы в горячке.
-Какая клятва Гиппократа, вы ведь взрослый человек!- укоряет врач и просит сестру проводить вас до дверей.
При таком повороте дела вам становится по-настоящему дурно. Но вы собираетесь с силами - пишете жалобу в суд, идете к прокурору. Суд выносит постановление: осмотреть надлежащим образом, прокурор пишет бумагу с требованием сделать вам анализы. И вот -с баночкой анализов и надеждой в сердце- вы снова у врача, и он уже что-то пишет в вашу медицинскую карту. Что? -Да то же самое: sanat est - здоров!
-Доктор, у меня гепатит!- возмущаетесь вы.
-Был бы гепатит, не бегали бы по судьям да прокурорам, не разносили бы инфекцию, а лежали бы в постели,- отвечает доктор.
-А что же анализы?- бормочете вы.
-А анализы оставьте себе на память.
Тогда вы собираете последние силы и снова пишете в суд... история повторяется. Три раза! Суд выносит постановление, прокурор пишет бумагу с требованием сделать вам анализы, а врач (и глазом не моргнув) рапортует - здоров!
Наконец вы в постели, лечитесь медом (если он у вас есть) и утешаете себя тем, что не все еще сгнило в датском королевстве: есть еще честный суд и прокуратура. Правда доктору эти заведения и их вердикты, что божья роса, но все же приятно. что в трудную минуту государство оказывает тебе моральную поддержку.
Невероятно? Неправдоподобно? Ну да, при всех его грехах наше лекарское ведомство все же не дошло до того, чтобы так просто, за здорово живешь, игнорировать орудия закона, а именно - судебную и прокурорскую инстанции. Но вот вам другая, на этот раз вполне реальная история из жизни ведомства, прямо нацеленного на строжайшее исполнение закона.
Осенью 14 года ватага погромщиков напала на мирный санкционированный властями митинг в Калининграде. С дюжину участников митинга пострадали, полдюжины оказались в больнице, а двое и вообще остались инвалидами. Организатор митинга подал заявление в полицию. Все нужные улики -имена зачинщиков и подстрекателей, фото- и видеоматериалы, жертвы и свидетели нападений- были налицо. Оставалось провести предварительное расследование. Но полиция (ОП№3) ответило отпиской: не видим-де оснований для возбуждения дела. Прокуратура отменила постановление об отказе, ОП№3 отписалось в том же духе. Прокуратура снова отменила отказ, полиция вернула в прокуратуру ту же отписку... Так повторилось трижды. В октябре 15 состоялся суд, признавший незаконным бездействие полиции. ОП№3 спокойно проигнорировал судебное решение и отправил в прокуратуру все ту же бумажку с отказом. И никаких следственных действий или хотя бы их имитации... Прокуратура снова опротестовала отказ.
В январе 16 состоялся еще один суд, признавший незаконным бездействие полиции! ОП№3 хладнокровно не проигнорировал судебное решение и отправил в прокуратуру бумажку с отказом. Прокуратура снова развернула отказ. Никакой доследственной проверки не было и в помине.
В апреле 16 состоялся еще один (третий по счету) суд, снова признавший незаконным бездействие полиции. Возможно, в ОП№3 назначили дознавателя. Но пока он не подает никаких признаков жизни.
Ведомство, чьи смыслом и оправданием является служение закону, - полиция - полтора года демонстративно игнорирует закон. И не просто свои законные обязанности, но сверх того - три постановления суда и множество предписаний прокуратуры. Знает ли об этом генерал полиции Е.Мартынов?
Если да, то он сообщник преступников.
Если нет, каким деликатным словом нам назвать уровень его компетенции?
Само собой разумеется, у этого злостного показного беззакония есть мотив. Нельзя же назвать цепью нелепых случайностей эту полуторагодовую оборону подступов к расследованию погромного дела. Да, да, мотив. И что же за мотив может заставить полицейских держать зонтик неприкосновенности над буйными головами зачинщиков и фигурантов погрома?.. держать несмотря на позор, на скандал, на полную потерю престижа?
Я много раз слышал очень простое объяснение загадки: мотив ясен, если допустить, что сентябрьский погром организован не без участия полиции. Не станет же полиция сама себя наказывать, - говорят сторонники этой версии.
Что тут ответить...
Если это не так, у полиции есть только один способ снять с себя подозрения.