Jul 28, 2010 13:05
В интернете прошла забавная новость.Какой-то астраханский ученый муж предлагает поставить памятник двум друзьям - князю Невскому и хану Батыю. Памятник должен символизировать многовековую плодотворную связь русских и татар. Князь Александр, де, признанный герой нации, его отношения с ханом ни церковь, ни историки отечества, ни мирская молва никогда не ставили под вопрос. Так в чем же дело? Нужно проспонсировать проект, а скульпторы всегда найдутся.
-Отбросим ложную стыдливость.
Пусть торжествует справедливость!
Но вот есть в этом деле и вправду какой то неловкий поворот. По молчаливому соглашению первоисточников народной молвы, горячая дружба князя и хана выпадает на обочину внимания благодарных потомков. Святой князь по определению безупречен, но кто старое помянет, тот врагом России станет.
А между тем, не одному мне известно, что были и есть две России. Одна славянская, другая - крепко затронутая монгольской дружбой (под которую попал, кстати, и европеоидный народ татар). Впервые я увидел эту разницу, когда в юности пересек незримую границу западного монгольского улуса, в который на века превратил свое и соседние с ним княжества святой князь Александр. Грязь на улицах и у домов, отсутствие цветов и палисадников, грубость, мат при женщинах и женский мат - метаморфоза, поджидающая путешественника, перемещающегося с запада на восток, где-то вскоре за Калугой.
Эта заметка касается двух заявленных в нашем журнале тесно связанных тем. Мы спорили о национальной ментальности и демократических институтах. Увы, там, где прошлись со своими дружинами благоверный князь и его веротерпимый друг, оказались на веки забыты не одни только добронравие, эстетика и санитария, но и простые представления о гражданском союзе людей. Потом, после исторической дружбы, поганый улус Московии наползал на славянскую Русь и, искореняя духовного врага, вытаптывал на завоеванных землях не только цветы и палисадники, а и всякую самоорганизацию людей.
Так что теперь обитающему в Светлогорске русскому ли или узбеку нетрудно научится сыпать шелуху от семечек в урну или мимо урны, но и тому, и другому не просто понять, что такое община или мунициипалитет, и как нам обустроить эксклав без выборного ли,назначенного ли губернатора.
время обезьян,
вертикаль