С первых же страниц своего исследования современный французский "эволюционный психолог, социальный и культурный антрополог, один из видных представителей когнитивного религиоведения" Паскаль Буайе открывает завесы тайн: что такое религия, почему люди верят, и как так получается, что добрые родственники в одночасье начинают видеть в тебе врага и чужака. Или так: ученый с мировым именем своей знаменитой монографией разъясняет читателю, как обычный человек, погружаясь в религию, превращается в пафосного зомби, добровольно отключающего мозг.
Именного этого ждёт заинтригованный читатель от книги с таким названием и увлекательной аннотации на её обложке. Признаться, этого ждал и я. Чтобы известный учёный подвел раз и навсегда научную базу под клише: "религия - утешение", "религия - инструмент управления массами", "религия - анахронизм" и тп. Однако данный научный труд (не научпоп все же, как пишут в отзывах) не об этом.
Буайе, как настоящий исследователь, беспристрастен: его интересуют когнитивные процессы. Тема книги, скорее, такова: как мозг человека воспринимает религию, как в его сознании возникают устойчивые верования, смысл повторяющихся обрядов, какие образы остаются в коллективной памяти, какие отсеиваются и так далее.
Это преимущественно лишь корректно поставленные вопросы, чем развернутые ответы. Своего рода отправная точка для активации размышлений в некотором заданном русле. Подход к религии как эволюции сознания. Попытка осмысления устройства мозга человека, стремление проследить/назвать/объяснить когнитивные процессы, психологию веры на обширнейшем антропологическом материале.
В сознании человека лучше закрепляются (и передаются в века потомкам) образы-оксюмороны (сочетание несочетаемого), чем обычные реалистичные формы. Это свойство мозга и памяти людей.
Человека интересуют прежде всего практические вопросы, чем онтологические, абстрактные. Не теория (кто главное божество, в скольких лицах и как оно ночью летает на кожуре от банана), а практика применительно к конкретному человеку (осмысление смерти близкого, почему он меня не любит, причина неурожаев, болезни и тп). Иными словами, по мнению П. Буайе, для человека первичны утилитарные религиозные смыслы. Именно для уяснения себе неподвластных земному пониманию событий человек привлекает религиозные образы ("противоестественные сущности"). Они - язык для тем, не поддающихся разуму.
" При таком восприятии противоестественных сущностей их легче связать с выраженными случаями бед и несчастий, поскольку мы предрасположены рассматривать невзгоды как социальное событие, следствие чьих-то действий, а не сугубо физических процессов. Поэтому теперь сущностям приписываются могущественные способности, с помощью которых они могут навлечь на человека несчастье, что придает им дополнительные противоестественные свойства и, возможно, дополнительную значимость."
В общем, весьма полезное чтение для осмысления необъяснимых процессов с иных совершенно не привычных точек зрения.
"Религиозная этика опирается на нравственную интуицию, религиозные представления о высших силах черпаются из интуитивных установок о действующих силах как таковых и т.д. Поэтому я и утверждаю, что религиозные понятия паразитируют на наших когнитивных способностях."